Форма взаимодействия участников образовательного процесса
Оценка 4.8

Форма взаимодействия участников образовательного процесса

Оценка 4.8
docx
05.12.2020
Форма взаимодействия участников образовательного процесса
Форма взаимодействия участников образовательного процесса.docx

Форма взаимодействия участников образовательного процесса.

 

Роль семьи в современном обществе невозможно переоценить. Она влияет не только на развитие каждого отдельного человека, но и на социальное, экономическое и культурное развитие всего общества в целом.

 Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда становится взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Школьная неуспеваемость нередко становится причиной ухудшения родительско-детских отношений, приводя взрослых к разочарованию, потере веры в возможности своего ребёнка и его успешное будущее.

Очень важными в коррекционной работе с детьми-логопатами являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Родители вполне могут стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции речевых нарушений и развития речи [1].

Тем не менее, как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создавать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретённые во время пребывания в дошкольном учреждении.

Это побуждает логопедов искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

   Важно настроить родителей на партнёрские отношения с сыном или дочерью во время выполнения домашних заданий.

Перечень основных психологических приёмов, которые позволят сохранить данное условие.

1. Использовать легкие задания для того, чтобы ребёнок получил позитивный опыт достижения успеха.

2. Уделять большое внимание чтению, особенно в начальной школе.

3. Выполнять коррекционные упражнения нужно в игровой форме и в непринуждённой обстановке.

4. Наглядно-образное мышление является ведущим типом мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте.

5. Чтобы ребёнку было проще справляться с учебными заданиями стоит предлагать ему аналогичные повседневные, бытовые ситуации.

6. Качественное усвоение учебного материала невозможно без навыков самоконтроля [2].

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям.

Основные правила работы при выполнении домашних заданий учителя-логопеда:

1.                  Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник.

2.                  Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут в день.

3.                   Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

4.                   Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. 

5.                   Консультацию о правильном её выполнении вы может получить у логопеда.

6.                  Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

7.                   Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи.

8.                   Однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

9.                   Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.

10.              Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам [3].

 Что может входить в домашние задания:

- Задание на развитие артикуляционной моторики.

- Задание на развитие мелкой моторики.

- Задание на развитие направленной воздушной струи.

- Задание на автоматизацию поставленного звука.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха:

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.   Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. 

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые способствуют развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи:

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный. Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».

В современных условиях становится необходимым учителю-логопеду использовать нетрадиционные формы работы с родителями:

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», «дерево вопросов», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми

Нетрадиционные родительские собрания:

«Душевный разговор» - такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, нарушение звукопроизношения и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов.

«Семинар – практикум»- на собрании могут выступать логопед, дефектолог, психолог, родители. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников.

«Мастер – класс»- встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что педагоги, родители могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области.

 «Вечера вопросов и ответов»- предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие вопросы. В ходе обсуждения вопросов со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения [4].

Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для посещения дошкольного учреждения, школы, для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка.

Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы – компьютерные технологии.

Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных средств. Мною создано и модерируется сообщество «Логодистанционка» по адресу: https://vk.com/club198870897 для учащихся с нарушениями речи и письма, для их родителей и всех заинтересованных лиц. 

В сообществе размещаются логопедические задания в формате дистанционного обучения; рекомендации родителям; логопедические игры и упражнения.

Сайт на педагогическом образовательном портале «Инфоурок», где родители могут получить консультации, прочитать методические рекомендации, познакомиться с конспектами уроков специалиста и результатами работы с детьми.

Электронная почта, позволяющая учителю-логопеду обмениваться с родителями сообщениями или документами без применения бумажных носителей; учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на собрания, тренинги, консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий.

WhatsApp - приложение, которое предлагает простой, безопасный и надёжный обмен сообщениями и звонками, доступное на мобильных телефонах, позволяющее в любое время родителям получить ответ на свой вопрос.

 Проектная деятельность- использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним.

Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия школы с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В результате внедрения новых форм работы, позиция родителей меняется. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания и обучения детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания учащихся.


 

Скачано с www.znanio.ru

Форма взаимодействия участников образовательного процесса

Форма взаимодействия участников образовательного процесса

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом

Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов

Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов

Основная цель всех форм и видов взаимодействия школы с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом…

Основная цель всех форм и видов взаимодействия школы с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020