Методическая неделя.
Учитель начальных классов: Спирёва Т.М.
Тема: «Формирование алгоритмической культуры младших школьников в процессе усвоения навыков табличного умножения и деления».
В современном образовании, которое требует разностороннего развития личности, невозможно представить без изучения математики, так как эта дисциплина является одной из ведущих дисциплин в начальном звене.
И именно в этот период начинается изучение табличного умножения и деления. Таблицу умножения и соответствующих случаев деления нужно непросто изучить, а довести до автоматизированного навыка. Для прочной сформированности этого навыка дети должны знать и чётко следовать определённым алгоритмам. Когда ребёнок знает весь процесс по шагам, он может контролировать свои действия. В результате этого у него ответы будут безошибочны. То ес ть, можно ск аз ат ь, составление школьником алгоритмов выполняемых действий является частью его культуры мышления и поведения.
В учебниках математики УМК «Школа России» со 2 по 4 класс, при изучении таблицы умножения и деления, имеются задания следующего вида: «Вычислите с устным объяснением». Для решения таких заданий и при проведении Устного счёта, предлагаю Вам систематически применять алгоритмы устных вычислений. Формирование ученического опыта построения и применения алгоритмов в процессе устных вычислений на множестве многозначных чисел, построенных на применении навыков табличного умножения и деления, способствует развитию навыков устного счёта, развитию речи обучающихся, осознанному запоминанию разрядного состава чисел, запоминанию табличных случаев умножения и тем самым повышают математическую грамотность младшего школьника. В учебниках математики даны алгоритмы письменного вычисления, а алгоритмов устного вычисления нет.
Предлагаю Вам поработать с примерами и составить алгоритмы решения со 2 по 4 класс. Далее работа идет в группах: 2 класс, 3 класс, 4 класс. Каждая группа получает несколько примеров и к этим примерам составляют алгоримтмы.
2 класс. Алгоритм устного вычисления 10 •3:
1. 10 – это 1 дес;
2. 1 дес. умножаем на 3, получаем 3 дес.;
3. читаю ответ: 10•3=30.
2 класс. Алгоритм устного вычисления 80:8:
1. 80 – это 8 дес.;
2. 8 дес. разделим на 8, получаем 1 дес.;
3. читаю ответ: 80:8=10.
2 класс. Алгоритм устного вычисления 80:20:
1. нужно отбросить нули в делимом и делители, а потом продолжать делить;
2. 8 делим на 2, получаем 4;
3. читаю ответ: 80:20=4.
3 класс. Алгоритм устного вычисления 23•4:
1. 23 – это 20 и 3;
2. 20 умножаем на 4, получаем 80;
3. 3 умножаем на 4, получаем 12;
4. к 80 прибавляем 12, получаем 92;
5. читаю ответ: 23•4=92.
3 класс. Алгоритм устного вычисления 180•4:
1. 180 – это 18 дес.;
2. 18 дес. умножаем на 4, получаем 72 дес.;
3. Читаю ответ: 180•4=720.
3 класс. Алгоритм устного вычисления 450:5:
1. 450 – это 45 дес.;
2. 45 дес. делим на 5, получаем 9 дес.;
3. Читаем ответ: 450:5=90.
3 класс. Алгоритм устного вычисления 400:200:
1. нужно отбросить поровну нули в делимом и делители, а потом продолжать делить;
2. 4 разделить на 2, получаем 2;
3. читаем ответ: 400:200= 2.
3 класс. Алгоритм устного вычисления 25•10; 25•100; 25•1000:
1. определить, сколько нулей стоит в разрядной единице второго множителя;
2. приписываю к этому числу справа соответствующее количество нулей.
3 класс. Алгоритм устного вычисления 960:10; 9600:100; 96000:1000:
1. определить, сколько нулей стоит в разрядной единице делителя;
2. нужно отбросить от делимого и делителя соответствующее количество нулей.
4 класс.Алгоритм устного вычисления 532•300:
1. 300 – это 3 умноженное на 100;
2. 532 умножаю на 3 и на 100;
3. читаю ответ: 532•300=159600.
4 класс. Алгоритм устного вычисления 600•90:
1. выпоняю умножение без нулей, т.е. 6•9, получаю 54;
2. к 54 приписываю все нули;
3. читаю ответ: 600•90= 54000.
4 класс. Алгоритм устного вычисления 640:2:
1. 640 – это 64 дес;
2. 64 дес. делим на 2, получаем 32 дес.;
3. читаю ответ: 640:2=320.
Можно смело сказать, что, когда ребёнок сам составляет алгоритм, он не только учится решать учебные задачи, но и при этом ещё и развивает мышление. Когда, уже научившись выполнять по алгоритму те или иные действия, младший школьник перестаёт думать о каждом шаге в выполнении и начинает работать автоматически. А это и будет результатом, к которому и должен подойти ученик и в дальнейшем ориентироваться на конечный результат. В случае ошибки ученик может вернуться к алгоритму и исправить её, то есть можно сказать, что алгоритм вооружает младшего школьника умением выполнять самоконтроль. Такой вид контроля называют пооперационным. Пооперационный контроль – это пошаговое повторение и оценка выполнения учебного действия по получению результата, то есть по ранее составленному плану, алгоритму, что способствует формированию содержательной рефлексии.
Систематическое использование алгоритмов способствует не только развитию навыков устного счёта, но и формированию логического мышления младших школьников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.