«Формирование алгоритмической культуры младших школьников в процессе усвоения навыков табличного умножения и деления».
Оценка 4.9

«Формирование алгоритмической культуры младших школьников в процессе усвоения навыков табличного умножения и деления».

Оценка 4.9
docx
математика
10.12.2022
«Формирование алгоритмической культуры младших школьников в процессе усвоения навыков табличного умножения и деления».
Алгоритмы.docx

Методическая неделя.

Учитель начальных классов: Спирёва Т.М.

Тема: «Формирование алгоритмической культуры младших школьников в процессе усвоения навыков табличного умножения и деления».

В современном образовании, которое требует разностороннего развития личности, невозможно представить без изучения математики, так как эта дисциплина является одной из ведущих дисциплин в начальном звене.

И именно в этот период начинается изучение табличного умножения и деления. Таблицу умножения и соответствующих случаев деления нужно непросто изучить, а довести до автоматизированного навыка. Для прочной сформированности этого навыка дети должны знать и чётко следовать определённым  алгоритмам. Когда ребёнок знает весь процесс по шагам, он может контролировать свои действия. В результате этого у него ответы будут безошибочны. То есть, можно сказать, составление школьником алгоритмов выполняемых действий является частью его культуры мышления и поведения.

В учебниках математики УМК «Школа России» со 2 по 4 класс, при изучении таблицы умножения и деления, имеются задания следующего вида: «Вычислите с устным объяснением». Для решения таких заданий и при проведении Устного счёта, предлагаю Вам систематически применять алгоритмы устных вычислений.   Формирование ученического опыта построения и применения алгоритмов в процессе устных вычислений на множестве многозначных чисел, построенных на применении навыков табличного умножения и деления, способствует развитию навыков устного счёта, развитию речи обучающихся, осознанному запоминанию разрядного состава чисел, запоминанию табличных случаев умножения и тем самым повышают математическую грамотность младшего школьника.   В учебниках математики даны алгоритмы письменного вычисления, а алгоритмов устного вычисления  нет.

Предлагаю Вам поработать  с примерами и составить  алгоритмы  решения со 2 по 4 класс. Далее работа идет в группах: 2 класс, 3 класс, 4 класс. Каждая группа получает  несколько примеров и к этим примерам составляют алгоримтмы.

2        класс. Алгоритм устного вычисления  103:

1.                 10 – это  1 дес;

2.                 1 дес. умножаем на  3, получаем 3 дес.;

3.                 читаю ответ: 10•3=30. 

2 класс. Алгоритм устного вычисления 80:8:

1.                 80 – это 8 дес.;

2.                 8 дес. разделим на 8, получаем 1 дес.;

3.                 читаю ответ: 80:8=10.

2 класс. Алгоритм устного вычисления 80:20:

1.                 нужно отбросить  нули в делимом и делители, а потом продолжать делить;

2.                 8  делим на 2, получаем 4;

3.                 читаю ответ: 80:20=4.

3 класс. Алгоритм устного вычисления 23•4:

1.                 23 – это 20 и 3;

2.                 20  умножаем на 4, получаем 80;

3.                 3  умножаем на 4, получаем 12;

4.                 к 80 прибавляем 12, получаем 92;

5.                 читаю ответ: 23•4=92.

3 класс. Алгоритм устного вычисления 180•4:

1.                 180 – это 18 дес.;

2.                 18 дес. умножаем на 4, получаем 72 дес.;

3.                 Читаю ответ: 180•4=720.

3 класс. Алгоритм устного вычисления 450:5:

1.                 450 – это 45 дес.;

2.                 45 дес. делим на 5, получаем 9 дес.;

3.                 Читаем ответ: 450:5=90.

3 класс. Алгоритм устного вычисления 400:200:

1.                 нужно отбросить поровну нули в делимом и делители, а потом продолжать делить;

2.                 4  разделить на 2, получаем 2;

3.                 читаем ответ: 400:200= 2.

3 класс. Алгоритм устного вычисления 25•10; 25•100; 25•1000:

1.                 определить, сколько нулей стоит в разрядной единице второго множителя;

2.                 приписываю к этому числу справа соответствующее количество нулей.

3 класс. Алгоритм устного вычисления 960:10; 9600:100; 96000:1000:

1.                 определить, сколько нулей стоит в разрядной единице делителя;

2.                 нужно отбросить  от делимого и делителя соответствующее количество нулей.

4 класс.Алгоритм устного вычисления 532•300:

1.                 300 – это 3 умноженное на 100;

2.                 532 умножаю на 3 и на 100;

3.                 читаю ответ: 532•300=159600.

4 класс. Алгоритм устного вычисления 600•90:

1.                 выпоняю умножение без нулей, т.е. 6•9, получаю 54;

2.                 к 54 приписываю все нули;

3.                 читаю ответ: 600•90= 54000.

4 класс. Алгоритм устного вычисления 640:2:

1.                 640 – это 64 дес;

2.                 64 дес. делим на 2, получаем 32 дес.;

3.                 читаю ответ: 640:2=320. 

Можно смело сказать, что, когда ребёнок сам составляет алгоритм, он не только   учится решать учебные задачи, но и при этом ещё и развивает мышление. Когда, уже научившись выполнять по алгоритму те или иные действия, младший школьник перестаёт думать о каждом шаге в выполнении и начинает работать автоматически.   А это и будет результатом, к которому и должен подойти ученик и в дальнейшем ориентироваться на конечный результат.  В случае ошибки ученик может вернуться к алгоритму и исправить её, то есть можно сказать, что алгоритм вооружает младшего школьника умением выполнять самоконтроль. Такой вид контроля называют пооперационным. Пооперационный контроль – это пошаговое повторение и оценка выполнения учебного действия по получению результата, то есть по ранее составленному плану, алгоритму, что способствует формированию содержательной рефлексии.

Систематическое  использование алгоритмов способствует не только развитию навыков устного счёта, но и формированию логического мышления младших школьников.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая неделя. Учитель начальных классов:

Методическая неделя. Учитель начальных классов:

Алгоритм устного вычисления 80:8: 1

Алгоритм устного вычисления 80:8: 1

Алгоритм устного вычисления 960:10; 9600:100; 96000:1000: 1

Алгоритм устного вычисления 960:10; 9600:100; 96000:1000: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2022