«Формирование базовых учебных действий через развитие мелкой моторики у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Работая по АООП образования обучающих с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), отмечается что дети практически не говорят, не сформированы навыки самообслуживания, очень плохо развита мелкая моторика. Исходя из этого, включение детей с тяжелой умственной отсталостью в процесс обучения выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем.
Особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики, пространственной и временной ориентации, самообслуживания обучающихся с тяжелой умственной отсталостью.
Базовые учебные действия (БУД) – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью. Они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая беспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Следовательно, учитывая потенциал возможностей детей с умственной отсталостью, на протяжении всего обучения должна проводиться целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Таким образом, программа БУД позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью. Программа формирования БУД включает четыре их группы:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. В каждый урок максимально допустимо включаются специально подобранные по тематике игры, упражнения и задания, направленные на повышение уровня развития мелкой моторики. Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук, применяемый на уроках, можно разделить на три составляющие:
- пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж;
- развитие графической моторики;
- использование различных предметов для развития мелкой моторики; - создание игр из подручного материала.
Тонкая (мелкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаз. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Навыки тонкой моторики:
- способствуют развитию речи и мышления детей;
- помогают обследовать окружающие предметы и тем самым позволяют лучше понять мир, в котором живут;
- позволяют выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее.
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано?
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
И чтобы развивать мелкую моторику у детей на своих занятиях я использую простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры. Сейчас в магазинах покупать развивающие игры дорого. И мы совместно с детьми создаем игры своими руками.
1. Игры с прищепками - это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Существует огромное число игр с прищепками.
Делаем лучики солнцу, хвост и плавники рыбке, колючки ежику.
Для этих игр понадобится цветной картон и минимум времени. На то, чтобы вырезать заготовку, уходит пара минут, а прослужит она долго. Игра Разноцветный круг. Ее создание потребует чуть больше времени, но результаты вас порадуют.
Вырезаем из картона круг, делим его на 4 части, раскрашиваем каждую часть в соответствии с цветами имеющихся прищепок. Ребенок прикрепляет прищепки соответствующего цвета.
2. Шнуровка – вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку?
Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.
Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон (ткань, фоамиран), дырокол, шнурки.
3. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.)
Например, мы используем такие игры, как: Сортировка.
Рисунки на песке.
Золушка.
Перекладывание, пересыпание.
4. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними.
Они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.
На уроках используются игры:
Заполни пустой шаблон.
Сухой бассейн.
Разбери по цвету.
Продолжи узор.
Проложи дорожку.
5. Детям очень нравятся игры, сделанные из необычных предметов. Игры из крышек получаются яркими, необычными, прочными и многофункциональными. Для этого понадобилось немного: собрать разноцветные крышки и составит карточки для игр.
Собери фигуру.
Сортировка.
Разложи по цвету
Волшебные колпачки. (подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.) Сухой бассейн.
Выкладывание цветных дорожек.
6. Игры с геометрическими фигурами - закрепляют знания о фигурах и цвете. Помогут научиться видеть геометрические фигуры и формы в окружающих его предметах, понимать, как получаются фигуры одна из другой.
Умение видеть геометрические формы в окружающих нас предметах, например, что мяч круглый, а книга прямоугольная, развивает пространственное и ассоциативное мышление ребенка.
С детьми на уроках, используются такие игры, как
• «волшебный мешочек»;
• геометрическое лото;
• сортировка геометрических фигур.
6. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
• игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.
• рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь. При проектировании каждого урока учителем должны определяться конкретные БУД, формирующиеся на разных этапах учебного занятия. Учителем должны продумываться учебные ситуации, включающие учебный материал, методы и приемы организации деятельности учащихся, обеспечивающие формирование этих БУД.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.