Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
Оценка 4.8

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

Оценка 4.8
Карточки-задания +1
pptx
русский язык
5 кл—9 кл
18.08.2024
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
приемы читательской грамотности на уроках русского языка
цубер формирование фг на уроках.pptx

Цубер Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цубер Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цубер Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ с. Купино

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский

Что такое читательская грамотность?

Что такое читательская грамотность?

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.
Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию…

Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию…

Читательские умения:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

4 основных способа осмысления текста: постановка вопросов (о новом ) к тексту; построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…); создание вторичных текстов (например, в…

4 основных способа осмысления текста: постановка вопросов (о новом ) к тексту; построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…); создание вторичных текстов (например, в…

4 основных способа осмысления текста:
постановка вопросов (о новом ) к тексту;
построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…);
создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);
конструирование собственных высказываний о прочитанном.

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения.

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например: 1

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например: 1

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

1.     умение найти и извлечь информацию из текста;
2.     умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
3.     умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;
4.     умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

Специфика формирования читательской грамотности на уроках филологического цикла

Специфика формирования читательской грамотности на уроках филологического цикла

Специфика формирования читательской грамотности на уроках филологического цикла

На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне).
В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.

Приёмы работы с текстом

Приёмы работы с текстом

Приёмы работы с текстом

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Тема: «Имя существительное» (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:… или ….… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Прием «Верите ли вы…» Формирует следующие умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию

Прием «Верите ли вы…» Формирует следующие умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию

Прием «Верите ли вы…»

Формирует следующие умения:
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию.

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. 

Прием «Верите ли вы…» Тема: «Фонетика» (5 класс)

Прием «Верите ли вы…» Тема: «Фонетика» (5 класс)

Прием «Верите ли вы…»

Тема: «Фонетика» (5 класс)
Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных звуков?
Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?
Верите ли вы, что буквы е, ё, ю, я могут иметь два звука?
Верите ли вы, что буквы ж, ц, ш всегда твердые?
Верите ли вы, что мягкий знак имеет звук?
Верите ли вы, что в слове яблоко 6 букв и 6 звуков?

Прием «Верите ли вы…» Тема: «Причастие» (7 класс)

Прием «Верите ли вы…» Тема: «Причастие» (7 класс)

Прием «Верите ли вы…»

Тема: «Причастие» (7 класс)
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Прием «Реставрация текста» Текст разделяется на части (предложения, абзацы)

Прием «Реставрация текста» Текст разделяется на части (предложения, абзацы)

Прием «Реставрация текста»

Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Прием «Реставрация текста» А

Прием «Реставрация текста» А

Прием «Реставрация текста»

А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?
1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвес_но ложились в сырую траву.
2. Лист_я падали дни и ночи.
3. Нач_лся л_стопад.
4.Этот дож_дь шел н_делями.
5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.

В. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
С. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
Д. Определите тему получившегося текста.

Прием «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Прием «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Прием «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста.
Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто слушать, но искать ответ на заключенную в ней задачу.
Проблемный вопрос может быть задан до или после прослушивания сказки. А уже после того, как ученики отвечают на проблемный вопрос, они актуализируют полученные знания.

Прием «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Прием «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Прием «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Сказка про суффиксы -ЧИК- и -ЩИК-
Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко.

Прием «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Прием «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Прием «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

Сказка о корнях -КОС- и -КАС-
Проблемный вопрос: При каком условии происходит чередование корней –КОС- и –КАС-?
         В одной стране, которая называется Грамматика, в старом домике жили два брата - корни –КОС- и -КАС-. Жили они дружно и весело, но им не хватало друзей. Около их дома росло много больших, ветвистых и зеленых деревьев. Бывало, засмотревшись на эти деревья, братья вспоминали о товарищах.         
Но наступила осень, листья с деревьев опали и легли на землю. Корень –КАС- заскучал. Он скучал так, что забыл про брата и ушел из дому. Он шел очень долго и стал замерзать. Попросился к суффиксу –Н-. но тот не пустил его в дом. С горя –КАС- поплелся дальше. Он обошел весь город, но нигде не нашел приюта. Только на окраине города замерзшего –КАСа нашел маленький суффикс -А. Он обогрел его, накормил, напоил и спать уложил. С тех пор –КАС- стал жить с суффиксом -А-. Они крепко подружились и стали неразлучными друзьями.
А корень –КОС- дружил со многими, но постоянного друга у него не было.

Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА» Кластер является приемом графической систематизации материала

Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА» Кластер является приемом графической систематизации материала

Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, собирая материал по категориям.

Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»

Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»

Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»

Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»

Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»

Прием «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»

Комплексный анализ текста Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9 классе

Комплексный анализ текста Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9 классе

Комплексный анализ текста

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9 классе. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 9 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности.
Что пригодится ребенку во взрослой жизни?
Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять.
Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений.

Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя

Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя

Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя.
В.А.Сухомлинский

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2024