Вакулина Евгения Анатольевна
Формирование читательской грамотности обучающихся младшего школьного возраста
Что такое функциональная грамотность?
Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009.
448 с., С. 342].
«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности <…> Ребенок <…> должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром
…;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
способностью строить социальные отношения…;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
[Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].
Что такое функциональная грамотность?
Сущность функциональной грамотности состоит в
способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные
знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.
Что такое функциональная грамотность?
Содержание читательской грамотности
Читательская грамотность
Составляющие читательской грамотности
1) Речевые умения:
– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;
– различать однозначные и многозначные слова;
– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;
– совместно с учителем узнавать незнакомые слова.
Составляющие читательской грамотности
2) Интеллектуально-речевые умения.
а) Рецептивные (умения слушать, читать):
– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
– делить текст на структурно-смысловые части;
– самостоятельно ставить вопросы к тексту;
– вести диалог с автором текста;
– отвечать на вопросы учителя по тексту;
– выделять в тексте главное;
– составлять простой план текста;
– составлять таблицу, схему по содержанию текста;
– находить ключевые слова;
– соотносить заглавие с содержанием текста;
б) продуктивные (умения говорить, писать):
– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);
– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле;
– озаглавливать текст;
– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);
– исправлять тексты по условным обозначениям учителя.
Составляющие читательской грамотности
3) Коммуникативные умения:
– вступать в диалог с учителем и сверстниками;
– высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника;
– обсуждать проблему в группе (в паре);
– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре).
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
связность и последовательность;
реалистичность, фактографичность или вымышленность, художественность ;
сплошной и несплошной характер
сплошные (описание, повествование, объяснение, резюме/выводы,
аргументация, инструкция
несплошные (графики, диаграммы, таблицы, карты, схемы, рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.),
информационные листы и объявления.
Типы текстов
Описания создаются как формальное перечисление внешних признаков предмета (объекта) без выражения своего отношения; отражают не личные впечатления от объекта, а сумму знаний о нем.
Повествование: констатация событий (пошли, нашли, встретили) без раскрытия динамики развития действия.
Рассуждение: раскрывают то, что знают. Не умеют доказывать приведенные положения, фактически не получается рассуждения как своеобразного типа текста.
Читательские действия, связанные с
нахождением и извлечением информации из текста
Читательские действия, связанные с
интеграцией и интерпретацией текста
Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
Читательские действия, связанные с
использованием информации из текста
Читательские умения, соответствующие группам читательских действий
Находить и извлекать информацию
Определять место где содержится искомая информация
Находить или извлекать одну или несколько единиц информации
Определять наличие/отсутствие информации
Читательские умения, соответствующие группам
читательских действий
Интегрировать и интерпретировать информацию
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
Понимать смысловую структуру текста (тема, главная
мысль/идея, назначение текста)
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями
Соотносить визуальное изображение с текстом
Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
Понимать чувства, мотивы, характеры героев
Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Интегрировать и интерпретировать и
Читательские умения, соответствующие
группам читательских действий
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.),
целесообразность использованных автором приемов
Понимать назначение структурной единицы текста
Оценивать полноту, достоверность информации
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу
сливать и оценивать содержание и форму текста
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
Читательские умения, соответствующие группам читательских действий
Использовать информацию из текста
Использовать информацию из текста для решения
практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.)
Формулировать на основе полученной из текста
информации собственную гипотезу
Прогнозировать события, течение процесса,
результаты эксперимента на основе информации текста
Предлагать интерпретацию нового явления,
принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из
одной предметной области в другую)
Выявлять связь между прочитанным и современной
реальностью
Типичные затруднения, мешающие формированию читательской грамотности
Логические, связанные с недостаточным развитием навыков анализа, синтеза, обобщения информации, аргументации, выдвижения гипотез, построения выводов
Риторические, включающие в себя ограниченный лексический запас, неумение определить и построить структуру текста, плохое владение грамматическими правилами
Рефлексивные, связанные с неумением определить цели чтения, проблему, побуждающую к нему; организовать собственную читательскую активность; оценивать качество письменных текстов и собственного понимания их смысла; использовать полученную информацию для решения своих задач; обнаруживать недостатки в собственной работе с текстами и исправлять их.
Совет №1. Начните с простых текстов
Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников
Совет №2. Предлагайте картинки вместо длинных текстов
Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников
Совет №3. Используйте комментированное чтение
Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников
Совет №4. Учите читать «между строк»
Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников
Совет №5. Учите детей прогнозировать сюжетные ходы и поступки героев
Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников
Совет №6. Задавайте нестандартные вопросы
Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников
Совет №7. Давайте текст с пропущенными ключевыми словами
Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.