Формирование читательской грамотности обучающихся младшего школьного возраста
Оценка 4.8

Формирование читательской грамотности обучающихся младшего школьного возраста

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
16.10.2023
Формирование читательской грамотности обучающихся младшего школьного возраста
Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»
функц грам моя новая.pptx

Вакулина Евгения Анатольевна учитель-логопед

Вакулина Евгения Анатольевна учитель-логопед

Вакулина Евгения Анатольевна
учитель-логопед
МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская»
г. Новосибирск

Формирование читательской грамотности обучающихся младшего школьного возраста

Что такое функциональная грамотность?

Что такое функциональная грамотность?

Что такое функциональная грамотность?

Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»

Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009.
448 с., С. 342].

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образовани е личности <…>

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образовани е личности <…>

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности <…> Ребенок <…> должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром
…;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
способностью строить социальные отношения…;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
[Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].

Что такое функциональная грамотность?

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах…

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах…

Сущность функциональной грамотности состоит в
способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные
знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.

Что такое функциональная грамотность?

Формирование читательской грамотности обучающихся младшего школьного возраста

Формирование читательской грамотности обучающихся младшего школьного возраста

Содержание читательской грамотности

Содержание читательской грамотности

Содержание читательской грамотности




Мотивация к Овладение смысловым
самостоятельному чтением
Чтению






Способность работать Способность к с информацией, творческой
представленной в тексте деятельности на основе любого вида текста

Читательская грамотность способность человека понимать, оценивать тексты, размышлять о них, использовать их; способность заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и…

Читательская грамотность способность человека понимать, оценивать тексты, размышлять о них, использовать их; способность заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и…

Читательская грамотность
способность человека понимать, оценивать тексты, размышлять о них, использовать их;
способность заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
понимание прочитанного;
рефлексия;
использование информации прочитанного.

Составляющие читательской грамотности 1)

Составляющие читательской грамотности 1)

Составляющие читательской грамотности

1) Речевые умения:
– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;
– различать однозначные и многозначные слова;
– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;
– совместно с учителем узнавать незнакомые слова.

Составляющие читательской грамотности 2)

Составляющие читательской грамотности 2)

Составляющие читательской грамотности

2) Интеллектуально-речевые умения.
а) Рецептивные (умения слушать, читать):
– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
– делить текст на структурно-смысловые части;
– самостоятельно ставить вопросы к тексту;
– вести диалог с автором текста;
– отвечать на вопросы учителя по тексту;
– выделять в тексте главное;
– составлять простой план текста;
– составлять таблицу, схему по содержанию текста;
– находить ключевые слова;
– соотносить заглавие с содержанием текста;
б) продуктивные (умения говорить, писать):
– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);
– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле;
– озаглавливать текст;
– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);
– исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

Составляющие читательской грамотности 3)

Составляющие читательской грамотности 3)

Составляющие читательской грамотности

3) Коммуникативные умения:
– вступать в диалог с учителем и сверстниками;
– высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника;
– обсуждать проблему в группе (в паре);
– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре).
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

формат вид тип объем текста

формат вид тип объем текста

формат
вид
тип
объем текста

связность и последовательность; реалистичность, фактографичность или вымышленность, художественность ; сплошной и несплошной характер

связность и последовательность; реалистичность, фактографичность или вымышленность, художественность ; сплошной и несплошной характер

связность и последовательность;
реалистичность, фактографичность или вымышленность, художественность ;
сплошной и несплошной характер

сплошные (описание, повествование, объяснение, резюме/выводы, аргументация, инструкция несплошные (графики, диаграммы, таблицы, карты, схемы, рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.), информационные листы и объявления.

сплошные (описание, повествование, объяснение, резюме/выводы, аргументация, инструкция несплошные (графики, диаграммы, таблицы, карты, схемы, рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.), информационные листы и объявления.

сплошные (описание, повествование, объяснение, резюме/выводы,
аргументация, инструкция
несплошные (графики, диаграммы, таблицы, карты, схемы, рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.),
информационные листы и объявления.

Типы текстов Описания создаются как формальное перечисление внешних признаков предмета (объекта) без выражения своего отношения; отражают не личные впечатления от объекта, а сумму знаний о…

Типы текстов Описания создаются как формальное перечисление внешних признаков предмета (объекта) без выражения своего отношения; отражают не личные впечатления от объекта, а сумму знаний о…

Типы текстов

Описания создаются как формальное перечисление внешних признаков предмета (объекта) без выражения своего отношения; отражают не личные впечатления от объекта, а сумму знаний о нем.
Повествование: констатация событий (пошли, нашли, встретили) без раскрытия динамики развития действия.
Рассуждение: раскрывают то, что знают. Не умеют доказывать приведенные положения, фактически не получается рассуждения как своеобразного типа текста.

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста

Читательские действия, связанные с
нахождением и извлечением информации из текста
Читательские действия, связанные с
интеграцией и интерпретацией текста
Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
Читательские действия, связанные с
использованием информации из текста

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий

Находить и извлекать информацию
Определять место где содержится искомая информация
Находить или извлекать одну или несколько единиц информации
Определять наличие/отсутствие информации

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий

Читательские умения, соответствующие группам
читательских действий

Интегрировать и интерпретировать информацию
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
Понимать смысловую структуру текста (тема, главная
мысль/идея, назначение текста)
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями
Соотносить визуальное изображение с текстом
Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
Понимать чувства, мотивы, характеры героев
Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Интегрировать и интерпретировать и

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий

Читательские умения, соответствующие
группам читательских действий

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.),
целесообразность использованных автором приемов
Понимать назначение структурной единицы текста
Оценивать полноту, достоверность информации
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу
сливать и оценивать содержание и форму текста
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий
Использовать информацию из текста
Использовать информацию из текста для решения
практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.)
Формулировать на основе полученной из текста
информации собственную гипотезу
Прогнозировать события, течение процесса,
результаты эксперимента на основе информации текста
Предлагать интерпретацию нового явления,
принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из
одной предметной области в другую)
Выявлять связь между прочитанным и современной
реальностью

Типичные затруднения, мешающие формированию читательской грамотности

Типичные затруднения, мешающие формированию читательской грамотности

Типичные затруднения, мешающие формированию читательской грамотности

Логические, связанные с недостаточным развитием навыков анализа, синтеза, обобщения информации, аргументации, выдвижения гипотез, построения выводов
Риторические, включающие в себя ограниченный лексический запас, неумение определить и построить структуру текста, плохое владение грамматическими правилами
Рефлексивные, связанные с неумением определить цели чтения, проблему, побуждающую к нему; организовать собственную читательскую активность; оценивать качество письменных текстов и собственного понимания их смысла; использовать полученную информацию для решения своих задач; обнаруживать недостатки в собственной работе с текстами и исправлять их.

Совет №1. Начните с простых текстов

Совет №1. Начните с простых текстов

Совет №1. Начните с простых текстов
Для того, чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов. Но для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык. И это совсем не простая задача, учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке или не забывать начало предложения, подойдя к его концу.
Поэтому самые первые тексты — это закономерно тексты самые простые, посильные для ребенка. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил.

Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников

Совет №2. Предлагайте картинки вместо длинных текстов

Совет №2. Предлагайте картинки вместо длинных текстов

Совет №2. Предлагайте картинки вместо длинных текстов
Самым маленьким для начала можно предлагать даже не тексты, а, допустим, комиксы или графические романы. А для «легкого чтения» первоклашек и в школе, и дома вполне подойдет сборник школьных анекдотов: они короткие, их легко читать и, кроме того, они имеют полностью законченный сюжет.

Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников

Совет №3. Используйте комментированное чтение

Совет №3. Используйте комментированное чтение

Совет №3. Используйте комментированное чтение
Знакомясь с произведением, можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Учителю не стоит стесняться прерывать ученика и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.

Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников

Совет №4. Учите читать «между строк»

Совет №4. Учите читать «между строк»

Совет №4. Учите читать «между строк» 
Кроме того, по ходу чтения можно спрашивать учеников о смысле того, что происходит с героями. Например, в повести «Тимур и его команда» целые главы состоят из диалогов, и многие мысли остаются неназванными, вроде бы, понятными априори. Однако не лишним тут будет обсудить прочитанное и убедиться, что и ребенку все ясно. Например, спросить, что испытывает герой, какие слова друзей вызвали у него беспокойство и почему? Так дети учатся понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также работать с интерпретацией.

Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников

Совет №5. Учите детей прогнозировать сюжетные ходы и поступки героев

Совет №5. Учите детей прогнозировать сюжетные ходы и поступки героев

Совет №5. Учите детей прогнозировать сюжетные ходы и поступки героев
Следующим этапом в анализе текста может стать прогнозирование — это один из способов применить новые знания. Сделав паузу в чтении или закончив его, можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что теперь будет делать герой?» Таким образом легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении «проверить» версии. Такой подход позволяет  проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций — этому способствует большая часть заданий по читательской грамотности.

Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников

Совет №6. Задавайте нестандартные вопросы

Совет №6. Задавайте нестандартные вопросы

Совет №6. Задавайте нестандартные вопросы
Понимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? И как это проверить? Единственный вариант — задавать нестандартные, адаптированные под ситуацию вопросы, обсуждать прочитанное и просмотренное. Например, прежде чем показать видео, можно акцентировать внимание учеников на том, что им нужно из этого видео извлечь. Предложить, например, на основе фильма предположить, о чем будет урок, выделить какие-то свойства предметов из фильма или обсудить, какие мотивы есть у героев.

Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников

Совет №7. Давайте текст с пропущенными ключевыми словами

Совет №7. Давайте текст с пропущенными ключевыми словами

Совет №7. Давайте текст с пропущенными ключевыми словами
Для того, чтобы проверить, насколько вдумчиво дети слушали на прошедшем уроке речь учителя, можно дать им текст по теме уроке с пропущенными ключевыми словами — не только существительными, но и глаголами, союзами. Такие задания «работают» на формирование читательской грамотности ученика и одновременно проверяют текущее положение дел. Они научат ребят концентрировать внимание на самом важном. 

Практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников

Читать — значит применять в жизни прочитанное

Читать — значит применять в жизни прочитанное

Читать — значит применять в жизни прочитанное.
Дистервег А.
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский



Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2023