Формирование читательской грамотности учащихся 5-7 классов на уроках истории посредством использования интерактивных приёмов работы с текстом
Пускова Галина Петровна, учитель
Государственное учреждение образования «Хоновская средняя школа»,
Могилёвский район, Республика Беларусь
Умение глубоко понимать прочитанное − ключевой навык не только для успешной учёбы, но и для жизни в современном мире. Сегодня многие учащиеся редко обращаются к книгам, а при работе с учебными текстами часто сталкиваются с трудностями: не могут выделить главное, установить связи между событиями, сформулировать самостоятельный вывод. Это оказывает влияние на их успеваемость, повышение интереса к предмету и результаты тематических самостоятельных работ.
Согласно требованиям образовательного стандарта общего среднего образования учащиеся должны уметь работать с информацией: работать с текстом учебного пособия; выделять главное в тексте параграфа, составлять развернутый план пункта параграфа или ответа на конкретный вопрос; задавать вопросы к тексту параграфа, иллюстрации; находить в тексте параграфа ответы на поставленные вопросы; интерпретировать и обобщать информацию, формулировать выводы; работать с различными формами информации (текст параграфа, схема, картосхема, исторический документ и другие); находить информацию и использовать её для решения учебных задач [1].
Мои наблюдения за учащимися 5-7 классов на уроках истории показали, что работа с учебным пособием часто вызывает у них затруднения. Многие пассивно переписывают определения, не вникая в суть. Если учащийся плохо понимает текст, у него начинаются трудности в учёбе: снижается успеваемость, отсутствует мотивация участия в олимпиадах и конкурсах по учебному предмету, возникают сложности с выполнением практических заданий. В 5 классе обучение истории предполагает знакомство с большим количеством исторических понятий, терминов, иллюстративным материалом. У учащихся еще отсутствуют навыки работы с историческими источниками, не сформированы навыки читательской грамотности. Поэтому я поставила перед собой задачу: превратить работу с текстом из скучного обязательства в увлекательный процесс исследования. Мой подход основан на простом принципе: ученик на уроке должен быть исследователем, а не слушателем. Когда он сам активно работает с информацией, задаёт вопросы и выполняет задания, знания усваиваются гораздо прочнее.
Однако для успешного решения этой проблемы необходим достаточно высокий уровень внутренней мотивации учащихся к изучению истории. Проведённая диагностика показала, что среди учащихся 5-7 классов внутренняя мотивация присутствует у 65% опрошенных. При этом высокий её уровень отмечен только у 25% учащихся.
Сущность опыта заключается в планомерном и разнообразном использовании на уроках истории интерактивных приёмов работы с текстовым материалом, которые пробуждают интерес, учат осмысленному чтению и самостоятельному мышлению.
Новизна опыта состоит в системном применении интерактивных приёмов работы с текстом, адаптированных для формирования читательской грамотности на уроках истории в 5-7 классах.
Цель: создание условий для формирования у учащихся 5-7 классов навыков читательской грамотности на уроках истории через применение интерактивных приёмов работы с текстом.
Задачи: систематизировать интерактивные методы и приёмы работы с текстом, направленные на развитие читательской грамотности при изучении истории в 5-7 классах; пробировать на практике системное включение интерактивных приёмов работы с текстом для формирования читательской грамотности учащихся; проанализировать и определить результативность применения данного опыта.
Длительность работы над опытом – 2022-2025 гг.
Ведущая идея – научить школьника эффективно работать с текстом − значит дать ему универсальный инструмент для учёбы и жизни. Это умение помогает ему не только усваивать исторические факты, но и анализировать любую информацию, отличать главное от второстепенного и уверенно формулировать свои мысли.
Читательская грамотность − это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В образовательном процессе для формирования данной компетенции успешно применяются интерактивные приёмы. Для повышения качества воспринимаемой информации, расширения возможностей её применения в повседневной жизни требуется систематическое использование в учебном процессе интерактивных приёмов развития читательской грамотности [2].
Проблема формирования и совершенствования читательской грамотности широко рассматривается в научной литературе. Психологические аспекты чтения рассмотрены в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии. Сущность и содержание читательской компетентности рассматривались Г.А. Цукерман [2].
С целью изучения уровня образовательных достижений учащихся по учебному предмету «История Беларуси» в течение последних лет проводится республиканская контрольная работа, задание которой предполагают наличие у учащихся умения работать с текстом. Для этого им необходимо владеть большим объёмом информации, понимать терминалогию, иметь критическое мышление при анализе исторических документов, чтобы сделать собственные выводы об исторических событиях. В связи с этим возникает задача уже с 5 класса активно внедрять на уроках интерактивные приёмы, повышающие читательскую грамотность учащихся. Это позволит создать прочную базу для успешного усвоения сложного исторического материала в старших классах.
Существует большое количество дидактических приёмов, направленные на развитие у учащихся навыков понимания текста. Их применение решает конкретные учебные задачи, поэтому выбор приёма должен соответствовать целям каждого этапа урока.
На ориентировочно-мотивационном этапе урока я применяю приёмы работы с историческими понятиями и терминами, которые помогают быстро оценить уровень освоения изученного материала. Эти приёмы способствуют развитию умения выделять ключевые моменты, активизируют мышление учащихся и способствуют формированию навыков применения знаний в новых ситуациях. Для актуализации знаний и проверки домашнего задания я использую приёмы: «Верные и неверные утверждения», «Ассоциации», «Найди лишнее», «Ряд понятий». Для проверки усвоения терминов использую задания: объяснить готовый ряд понятий, исключить лишнее из предложенной четвёрки, составить рассказ на основе заданных слов. Данные приёмы позволяют оценить не только знание определений, но и понимание текста, а также умение осознанно и уместно применять изученные понятия.
Например, в 5 классе при изучении темы «Быт и повседневная жизнь древних египтян» выделяем ряд ключевых слов: Верхний Египет, Мемфис, гиксосы, Фивы, Тутмос III, Рамзес II, Персия. Из предложенных слов учащимся необходимо составить краткую хронику событий.
В 6 классе эффективно применяется методика работы с текстом, содержащим пропуски («Восстанови текст»). Учащимся необходимо восстановить текст, вписав в пропуски соответствующие понятия, термины, имена или даты. Данный приём способствуют развитию навыков внимательного чтения, умения выявлять основную мысль и ключевые детали, что является фундаментом для успешного выполнения олимпиадных заданий, подготовки к экзамену по учебному предмету «История Беларусь». Примечательно, что даже учащиеся с низкой учебной мотивацией демонстрируют вовлечённость и показывают положительный результат.
На операционно-познавательном этапе урока я использую следующие приёмы работы с текстом: комментированное и аналитическое чтение; выделение ключевых тезисов и основной идеи; структурирование текста через деление на смысловые части; составление таблиц (хронологических, сравнительных, обобщающих); составление вопросов к тексту и ответы на них.
Так, в 5 классе чтение параграфов вслух служит основным методом работы с текстом. Данный подход позволяет педагогу оперативно выявлять термины и понятия, вызывающие у учащихся затруднения, давать к ним комментарии, а также показать, как находить причинно-следственные связи и делать из прочитанного правильные выводы. Например, при изучении темы «Великая греческая колонизация» эффективным является применение приёма «Кластер». Данный метод, наряду с таблицами, позволяет систематизировать учебный материал и акцентировать внимание на ключевых аспектах. Использовать кластер можно на любом этапе урока. Важно дать ученикам возможность выбрать формат работы: заполнить предложенную учителем схему или разработать свою собственную.
В 6 классе я применяю интерактивные приёмы, которые позволяют формировать следующие умения: составление плана по опорным вопросам или предложенным заголовкам; создание кластеров и логических схем на основе выделенных ключевых слов; заполнение готовых таблиц и преобразование информации в простые схемы. Например, при изучении темы «Столетняя война» использую приём «Заполни таблицу». Учащимся предлагается не самостоятельно создавать таблицу, а работать с готовым шаблоном, где чётко обозначены графы «Событие», «Дата», «Участники», «Результат». Этот подход позволяет учащимся структурировать информацию, что обеспечивает её полное усвоение уже на уроке. Систематическое использование приёма развивает умение находить и извлекать необходимую информацию из текста.
Для формирования осмысленного чтения использую приём «Что будет дальше?» Так, В 7 классе при изучении темы «Эпоха Великих географических открытий» учащийся зачитывает вслух первый отрывок текста. Вопрос-стоп: «Какие трудности ждут мореплавателей?». Затем учащийся зачитывает следующий отрывок. Вопрос-стоп: «Изменил бы Магелан свой маршрут, если бы знал все испытания? Почему?».
В своей педагогической деятельности я стараюсь избегать однообразия в работе с текстом, так как оно снижает интерес учащихся и эффективность обучения. Для каждого материала я целенаправленно подбираю наиболее подходящие и интересные методы работы. Например, «Лови ошибку». Данный приём формирует умение анализировать, критически оценивать полученную информацию. Так, при изучении темы в 5 классе «Древняя Финикия», учащимся был предложен текст параграфа, в котором заранее мною допущены ошибки. Учащимся было необходимо проанализировать предложенный текст, выявить ошибки, аргументируя свои выводы. Чем старше учащиеся, тем сложнее задания. Например, в 7 классах использую задания с ошибками 2-х уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний, и скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Наряду с традиционными методами работы со схемами и таблицами свою эффективность показали приёмы: «Заполни пробелы», «Заверши фразу», «Мозаика». Среди них особой универсальностью отличается приём «Заполни пробелы», который я использую на разных этапах учебного занятия. При изучении новой темы по параграфу оптимальным является рабочий лист с 10-20 пропусками, что обеспечивает глубокое погружение в материал. Наибольшей популярностью у моих учеников пользуются тексты с пропущенными словами и задания на поиск исторических ошибок.
Для оценки навыков работы с текстом на контрольно-коррекционном и рефлексивном этапах урока эффективны следующие приёмы: «Дешифровка», «Анализ исторических документов», «Алфавит», «Реконструкция текста», «Верю – не верю», «Загадки исторической карты». Данные приёмы позволяют диагностировать у учащихся умение ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, находить требуемую информацию и применять логические рассуждения для решения учебно-познавательных задач.
Примеры использования интерактивных приёмов работы с текстом на учебных занятиях «Всемирная история» и «История Беларуси» в 5-7 классах мною систематизированы и представлены в виде методической копилки.
Таким образом, системное применение интерактивных приёмов и методов работы с текстом на всех этапах урока способствует формированию ключевых умений: от общего понимания до детального анализа и практического использования информации. Это служит надёжной основой для успешного участия как в олимпиадном движении, конкурсе работ исследовательского характера, так и в выполнении разного рода практических задач по предмету.
Для оценки эффективности моего опыта были определены следующие критерии:
- динамика роста качества знаний учащихся. Процент учащихся, показывающих результаты на уровне 6-10 баллов, увеличился в среднем на 15 %.
- рост познавательной активности, выраженный в результативном участии в предметных конкурсах и олимпиадном движении.
Эффективность опыта измерялась с помощью анкетирования, устных опросов, диагностики учебных достижений, а также через оценку выполнения заданий на работу с текстом.
Методический опыт по применению интерактивных приёмов формирования читательской грамотности на уроках истории транслировался на мероприятиях школьного и районного уровней.
Таким образом, проведённый анализ результатов образовательного процесса подтверждает эффективность применения интерактивных приёмов для развития читательской грамотности на уроках истории. Их системное использование не только повышает познавательную активность учащихся, но и снижает тревожность при выполнении различных видов контроля. Опыт показывает, что работа с текстом формирует ключевую компетенцию − способность понимать учебные и исторические тексты, критически осмысливать их и использовать для расширения знаний, достижения личных целей и активного участия в общественной жизни.
Проведённая работа по формированию читательской грамотности учащихся 5-7 классов на уроках истории посредством использования интерактивных приёмов позволила достичь поставленной цели и сделать следующие выводы:
- осуществлена систематизация интерактивных приёмов работы с текстом, были отобраны приёмы в соответствии с этапами урока;
- реализована система включения данных приёмов в учебный процесс;
- проведен анализ результативности опыта посредством мониторинга учебных достижений, анализа участия в конкурсах и мероприятиях.
Необходимо учитывать, что эффективное использование данного опыта достигается при соблюдении следующих условий:
- дозированное применение приёмов;
- систематическое использование данных приёмов;
- целенаправленный отбор учебного материала для разработки заданий.
Вместе с тем, успешному применению данных приёмов на уроках истории в 5-7 классах могут препятствовать следующие факторы:
- недостаточно развитые навыки чтения у учащихся;
- значительные временные затраты педагога на разработку качественных заданий.
Представленный опыт может оказать педагогам методическую поддержку по подготовке и проведению уроков с использованием интерактивных приёмов работы с текстом, а также расширить и углубить как теоретические так и практические умения в области применения перечисленных приёмов.
Практические наработки, представленные в опыте, могут быть использованы педагогами как в готовом виде, так и стать основой для собственного творчества, придавая урокам уникальность и своеобразие. Кроме того, универсальность опыта позволяет использовать его в преподавании различных учебных предметов.
Список литературы
1. Образовательный стандарт общего среднего образования от 26 декабря 2018г. № 125 – URL: https://adu.by/images/2023/obr/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 09.12.2025)
2. Брякова, И.Е., Кулаева, Г.М., Якимов П.А. Педагогические условия развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 08.12.2025)
3. Цукерман, Г.А. Оценка читательской грамотности / Г.А. Цукерман // Материалы к обсуждению. [Электронный ресурс] - М.: РАО, 2010. − 67 с. − URL: https://docs.yandex.by/docs/view?tm=1764875797&tld=by&lang=ru&name/ (дата обращения: 08.12.2025)
4. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.