СССР ПОСЛЕ II МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ВОССТАНОВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ).
1.Статусная роль и восстановление СССР после войны.
Изменение положения СССР на международной арене. Несмотря на то, что СССР понес в годы войны очень большие потери, на международную арену он вышел не только не ослабленным, но стал еще более сильным, чем раньше. В 1945 - 1949 гг. в государствах Восточной Европы и Азии к власти пришли коммунистические правительства, взявшие курс на строительство социализма по советскому образцу. Однако ведущие западные державы проводили силовую политику по отношению к СССР и социалистическим государствам. Одним из главных средств их сдерживания было атомное оружие, монополией на обладание которым пользовались США. Поэтому создание атомной бомбы стало одной из главных целей СССР. Эти работы возглавил физик Игорь Васильевич Курчатов. Были созданы Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем АН СССР. В 1948 г. под Москвой состоялся запуск первого атомного реактора, была успешно запущена первая баллистическая ракета Р-1, а в 1949 г. на полигоне под Семипалатинском прошло испытание первой атомной бомбы. В работе над ней СССР тайно помогали отдельные западные ученые. Так, в мире появилась вторая ядерная держава, монополия США на ядерное оружие закончилась. С этого времени противостояние США и СССР во многом определяло международную ситуацию. Одновременно в СССР шли успешные работы по созданию средств доставки нового оружия и борьбы с ним: реактивная авиация, ракеты различной дальности, средства ПВО и др. Быстрыми темпами модернизировалась армия: создавались новые тяжёлые и средние танки (ИС-4, Т-54); на вооружение был принят знаменитый автомат конструктора М. Калашникова (АК); осваивались реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17; закладывались современные боевые корабли.
В условиях создания военно-политического блока НАТО, с появлением американских баз вблизи границ СССР Советский Союз стремился укрепить свои отношения с социалистическими странами. В частности, в 1949 г. был создан СЭВ, а в 1950 г. был подписан советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимопомощи. Наличие союзников помогало СССР занимать твердую позицию в критических ситуациях начала «холодной войны» - Берлинском кризисе, Корейской войне.
СССР победил в самой кровопролитной войне в истории человечества, внес решающий вклад в разгром агрессоров. Подвиг советских людей значительно повысил авторитет нашей страны во всем мире. Советское общество вышло из войны с чувством гордости и патриотизма, его скреплял высокий дух коллективизма. Но начавшееся противостояние СССР и Западного блока потребовало форсированного восстановления в первую очередь тяжелой промышленности.
Последствия войны были ужасными. Засуха и неурожай, разразившиеся в 1946 г., стали причиной голода в ряде западных районов страны, в Поволжье и Центрально-Чернозёмной зоне. Миллионы вдов напряженно работали на заводах и в колхозах. Множество людей осталось без крова и жили в землянках. Не хватало качественной одежды и других промтоваров – демобилизованные донашивали военные шинели и гимнастёрки. Особенно тяжёлым было положение на селе, несколько лучше было организовано снабжение в больших городах. До 1947 г. основные продукты питания распределялись по карточкам. Тем не менее большинство людей считали, что самое страшное позади, и смотрели в будущее с искренним оптимизмом.
Вскоре после окончания войны начался процесс репатриации: в СССР стали возвращаться люди, угнанные во время войны оккупантами для рабского труда в Германии, бывшие военнопленные и другие перемещённые лица. В отношении них проводилась проверка. Тех, кто запятнал себя сотрудничеством с фашистами, приговаривали к тюремному заключению, в исключительных случаях – к смертной казни. Такие меры находили понимание в обществе.
Продолжалась беспощадная борьба с пособниками нацистов – прибалтийскими «лесными братьями», бандеровцами, членами Украинской повстанческой армии (УПА) – организация, запрещённая в России. Националисты, используя террористические методы, нападали на военных и милиционеров, убивали семьи советских активистов, учителей, медиков, запугивали сельское население в западных районах СССР. После 1945 г. на территории Западной Украины и в Прибалтике жертвами бандеровцев и «лесных братьев» стали десятки тысяч людей. Борьба с националистическим подпольем закончилась его полной ликвидацией в начале 1950-х гг.
Восстановление экономики. Материальные потери в войне были очень велики. СССР потерял в войне 1/3 национального богатства. Сельское хозяйство находилось в глубоком кризисе. Большинство населения было в бедственном положении, снабжение его осуществлялось с помощью карточной системы. В марте 1946 г. был принят Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства, предусматривающий рост довоенных объёмов промышленности на 38 %. Нужно было ускорить технический прогресс, усилить оборонную мощь страны. Послевоенная пятилетка отмечена большими стройками (ГЭС, ГРЭС) и развитием дорожно-транспортного строительства. Техническому перевооружению промышленности Советского Союза содействовал вывоз оборудования с германских и японских предприятий. Темпы роста экономики значительно опережали плановые, и уже в 1947 г. выпуск основных видов продукции достиг уровня 1940 г. Как и в предвоенные годы, управление экономикой осуществлялось централизованно.
Война, развязанная фашистской Германией, нанесла Советскому Союзу большой ущерб. На фронтах, в тылу врага, в концентрационных лагерях погибли более 27 млн. советских граждан. Многие сотни тысяч людей были изувечены и не могли вернуться к полнокровной человеческой жизни. Страна потеряла лучшие производственные кадры, было приостановлено техническое обеспечение производства, резко сократился товарно-денежный оборот.
Военные потери привели к резкому сокращению количества мужчин. В начале 1950-х гг. мужчины составляли 44 %, женщины – 56 % населения. Но уже в 1946 г. рождаемость превысила уровень 1940 г. Довоенная численность населения была достигнута к середине 1950-х гг. Однако в последующие десятилетия из-за чудовищных потерь и низкой рождаемости в военные годы страна примерно через каждые 20 лет попадала в так называемую «демографическую яму». С другой стороны, быстрый рост населения в послевоенные годы свидетельствовал об оптимизме в обществе и о позитивной динамике социально-экономических процессов в СССР.
13 сентября 1945 г. газета «Правда» опубликовала сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Оккупанты разграбили, разрушили и сожгли на территории СССР 1700 городов, более 70 тыс. сел и деревень, лишили крова 25 млн. человек. Было выведено из строя около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи. Прямой ущерб, нанесенный захватчиками, составлял 679 млрд. руб., что примерно равно суммарным капиталовложениям СССР за первые четыре пятилетки. Если же учесть расходы нашей страны на перестройку промышленности на военный лад, ведение войны и потери доходов районов, захваченных фашистами, то ущерб составлял 2 трлн. 596 млрд. руб. Для сравнения — все доходы государственного бюджета в 1940 г. равнялись 180 млрд. руб.
В результате понесенных потерь народное хозяйство было отброшено назад по выпуску угля, стали, черных металлов до уровня 1934—1938 гг., т.е. не менее, чем на 10 лет. За годы войны значительная часть оборудования была сильно изношена, а многое было уже непригодным. Исключительную остроту представляла и проблема кадров. Так, по сравнению с довоенным периодом общая численность рабочих и служащих сократилась в народном хозяйстве более чем на 5 млн. человек. Основную долю рабочей силы составляли женщины, старики и подростки. Резко ухудшился и состав занятых в производстве. Так, численность ИТР в промышленности в 1945 г. была на 126 тыс. меньше, чем в 1940 г. Необходимо учитывать и то, что советские люди остро нуждались буквально во всем. В городах сохранялась карточная система распределения продуктов и многих предметов широкого потребления. По обычной карточке выдавалось ежемесячно около 2 кг мяса и рыбы, 400 г жиров, 1,5 кг крупы и макарон. Вместе с тем значительная часть средств шла на оборону СССР и интернациональную помощь странам народной демократии.
Пятилетний план восстановления и развития экономики СССР на 1946—1950 гг. предусматривал ускоренное развитие советской экономики, подъем жизненного уровня народа, укрепление оборонной мощи страны. Промышленность должна была достигнуть довоенного уровня уже в 1948 г., а к концу пятилетки превысить его на 48%. На капитальное строительство выделялось в два раза больше средств, чем за все довоенные пятилетки, вместе взятые. План предусматривал и подъем производства предметов широкого потребления, замену карточной системы развернутой государственной торговлей. Предусматривалось снижение цен на все товары, рост заработной платы, большое жилищное и культурно-бытовое строительство, расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д. В соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР аналогичные планы были приняты и во всех 16 союзных и 20 автономных республиках.
Советский народ стойко переносил тяжести послевоенной разрухи. Идеализированная довоенная жизнь, а главное — победа над фашизмом питали уверенность народа в прекрасном будущем, готовность пережить все трудности и невзгоды, желание ударно трудиться. Уже в 1945 г. в СССР вернулись около 5 млн. человек, насильно угнанных на работу в Германию, 2,5 млн. советских военнопленных, большинство из которых попадали в лагеря ГУЛАГа. До 1948 г. Советская Армия была сокращена почти на 8,5 млн. человек.
Победа над фашизмом вызвала большой политический и трудовой подъем всего советского народа. Формы трудовой активности были различными. Энтузиазм трудящихся активно поддерживали партийные и профсоюзные органы, комсомол и администрация. Без обсуждения принципиальных вопросов действительности использовался простой, традиционный и пока еще безотказный прием — «поднажать или приписать».
В марте - апреле 1947 г. между инженерно-техническими работниками промышленности началось соревнование за повышение производительности труда и снижение трудоемкости изделий на основе совершенствования технологий и внедрения передовых методов работы. Инициатор соревнования, уральский технолог третьего механического цеха Кировского тракторного завода А.Иванов за счет обновления технологии производства, повышения квалификации рабочих и использования опыта новаторов добился на своем участке выдающегося результата. Производительность труда станочников выросла в 2 раза, высвободилось 30% рабочих, 11 металлорежущих станков, резко снизилась себестоимость изготовления деталей. 17 мая 1947 г. Президиум ВЦСПС принял постановление об организации Всесоюзного соревнования технологов. Таким образом, уже не специалисты-одиночки, а целые группы ИТР принимали обязательства, направленные на совершенствование технологии, внедрение механизации и снижение трудоемкости производственных операций, дальнейший рост производительности труда, обеспечение экономии сырья и материалов.
Планы государства встречали поддержку населения. Массовым стало движение «скоростников» – рабочих, выполнявших сразу несколько дневных норм. Притоку инвестиций в экономику способствовал регулярный выпуск облигаций государственного займа. По инициативе председателя Госплана Н. Вознесенского на многих предприятиях вновь вводилась сдельная оплата, т. е. оплата по результатам труда, а не по количеству затраченного времени.
В течение 1946 г. была осуществлена перестройка промышленного производства на выпуск мирной продукции, а в 1948 г. довоенный уровень производства был уже превзойден на 18%, в том числе по тяжелой промышленности — на 30%.
Особое внимание в восстановительный период было уделено предприятиям черной металлургии и угольным шахтам Донбасса. В честь их восстановления были учреждены специальные наградные медали. Всего за годы пятилетки было построено и восстановлено 6200 крупных предприятий. Однако пятилетнее задание по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в черной металлургии, угольной промышленности и по строительству электростанций не было выполнено.
Задачи по восстановлению и развитию промышленности в 1945–1950 гг. сравнимы с планами первых пятилеток. Постепенно возвращались нормы трудового законодательства мирного времени. Летом 1945 г. были возобновлены отпуска; отменены обязательные сверхурочные работы; возвращён 8-часовой рабочий день. Начиная с 1947 г. стала увеличиваться заработная плата рабочим и служащим. В 1949 г. был введен обязательный медицинский осмотр для всех занятых на предприятиях с вредным производством. Для матерей, ухаживавших за младенцами, сохранялся непрерывный трудовой стаж. В глазах трудящихся эти меры наглядно подтверждали права советских граждан, гарантированные Конституцией СССР 1936 г.
Одна из важнейших задач четвертого пятилетнего плана состояла в том, чтобы восстановить сельское хозяйство и обеспечить дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства в целом. Без общего подъема сельского хозяйства невозможно было улучшить материальное положение трудящихся, отменить карточную систему распределения продуктов питания и ширпотреба, обеспечить промышленность сырьем.
Между тем ущерб, причиненный немецко-фашистскими оккупантами только колхозам, составлял 181 млрд руб. По размерам посевных площадей страна оказалась на уровне 1913 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. составляла 60% от уровня 1940 г. За годы войны машинно-тракторный парк сократился в среднем на треть, число лошадей уменьшилось вдвое. Были хозяйства, где пахали на собственной тяге, а сеяли вручную из лукошка. Особенно ощутимы были людские потери. Трудности восстановительного периода были усилены сильнейшей засухой 1946 г. К тому же расходы на сельское хозяйство в годы четвертой пятилетки были почти в 4 раза меньше, чем на промышленность.
В тяжелейших условиях в короткий срок в основном были восстановлены колхозы и совхозы, МТС. Большую помощь колхозам оказывали промышленные предприятия и горожане. В 1946 г. 3/4 посевных площадей оккупированных районов были приведены в рабочее состояние.
Серьезное внимание было уделено пропаганде и внедрению достижений науки и передового опыта в сельское хозяйство. Большое значение имели трехлетние агро-зоотехнические курсы обучения колхозников без отрыва от производства.
Вместе с тем в процессе восстановления сельского хозяйства на местах, да нередко и в центре, допускались серьезные ошибки. Шаблонно насаждалась травопольная система полеводства, что вело к сокращению посевов зерновых и бобовых культур, тормозило производство необходимого стране зерна. Чрезмерно централизованное планирование, многоступенчатое и некомпетентное бюрократическое руководство сковывало хозяйственную инициативу крестьян, приводило к нерациональному размещению сельскохозяйственных культур, нарушало сроки посева, уборки и т.д.
Значительно сдерживали развитие сельскохозяйственного производства низкие заготовительные цены на зерно, картофель, мясо и другие продукты, а также сырье, которое государство получало от колхозов в порядке обязательных поставок. Заготовительные цены не только не покрывали себестоимости их производства, но не оправдывали даже транспортных расходов по доставке заготовляемой продукции. Оплата трудодня колхозника была крайне низкой и не стимулировала его заинтересованности в труде. В то же время с колхозников взимались высокие налоги (налог на приусадебный участок, личный скот, ульи, фруктовые деревья и т.д.).
После войны СССР вплотную приступил к созданию грандиозной системы орошения земель за счёт использования водных ресурсов крупных рек. Предусматривались закладка лесополос в степных районах («сталинский план преобразования природы» 1948 г.) и поставка в колхозы десятков тысяч тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей. В 1948 г. советский руководитель подписал указ, который в СМИ прозвали как «Сталинский план преобразования природы». Согласно ему, в советских степях должны были высадить более 4 млн гектаров леса, создать лесополосы, водоемы для разведения рыбы и орошения полей, а также внедрить травопольные севообороты. План по изменению климата и борьбы с суховеем начали реализовывать в 1949 г.: он был рассчитан на 16 лет. Если бы он был реализован в полной мере, то климат поволжских степей сегодня был бы другим. Так, к 1953 г. было высажено 2,3 млн гектара леса (из планируемых 4 млн). Также на территории советских степей появилось более 4-х тыс. водохранилищ, которые использовали для орошения земли и разведения рыбы. Изменили и систему посева: часть полей засевали многолетними травами и растениями, которые стали кормом для скота, но и естественным средством восстановления земли.
Быстро развивалось производство химических удобрений. Эти меры были призваны способствовать дальнейшему росту урожайности. Однако из-за быстрого роста численности населения (особенно в городах) продовольственное снабжение в СССР продолжало оставаться острой проблемой.
Возрождение городов начиналось практически сразу после их освобождения частями Красной Армии. Осенью 1945 г. Совнарком определил 15 городов, подлежащих первоочередному восстановлению, среди них: Смоленск, Ростов-на-Дону, Севастополь, Воронеж, Новгород и др. Было создано специальное управление для восстановления Сталинграда. На новостройках в «волжской твердыне» рядом с бывшими фронтовиками трудились студенты-добровольцы.
2.Советское общество после войны.
Основные черты послевоенной жизни.
Сразу после победы началась массовая демобилизация. Государство стремилось как можно быстрее интегрировать фронтовиков в народное хозяйство. Вначале из рядов Красной Армии увольняли солдат старших возрастов, затем, в течение 3–4 лет, – более молодых. К 1948 г. численность вооружённых сил сократилась до 3 млн человек.
Общество относилось к воинам и ветеранам Красной Армии как к героям, их окружали почёт и уважение. Но даже самым закалённым бойцам, прошедшим на войне тяжелейшие испытания, было непросто влиться в мирную жизнь. Они сталкивались с массой бытовых проблем: отсутствием нормального жилья и работы, нехваткой продуктов и медикаментов. Среди демобилизованных была высокая смертность – это стало прямым следствием увечий, ран и огромного нервного и физического перенапряжения военных лет.
В 1941–1945 гг. из Красной Армии по инвалидности было уволено около 2,5 млн человек. Государство старалось обеспечить им медицинский уход и трудоустройство. Они получали пенсии, путёвки в санатории, для них организовывались интернаты и дома инвалидов. Основная масса фронтовиков достаточно быстро перестроилась на мирную жизнь. Задумываться о превратностях судьбы было некогда – надо было восстанавливать страну, причём в кратчайшие сроки.
Война сделала сиротами миллионы детей, многие из них оказались фактически беспризорниками. Их отцы и матери погибли на фронте, в нацистских концлагерях, в оккупации. Только на официальном учёте в 1945 г. состояли сотни тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Детских приёмников-распределителей не хватало. Дети жили в подвалах и на чердаках, страдали от голода и холода, нередко от безысходности попадали в преступные шайки. Органы внутренних дел создавали для беспризорников детские комнаты и колонии, обеспечивали их питанием и одеждой. По мере налаживания мирной жизни количество неблагополучных детей сокращалось. С помощью милиции и органов социального обеспечения многим посчастливилось найти своих родителей, считавшихся пропавшими без вести. Детей направляли на учёбу, трудоустраивали. Серьёзным подспорьем стал добровольный сбор средств в фонды помощи беспризорникам.
На фоне объективных трудностей в первые послевоенные годы резко возросла преступность. Только в 1945–1946 гг. было ликвидировано более 10 тыс. националистических вооружённых формирований, банд и криминальных группировок, промышлявших убийствами и грабежами. Львиная их доля находилась в Прибалтике («лесные братья») и на Западной Украине (бандеровцы). В крупных городах страны орудовали шайки воров, скупщиков и продавцов краденого, жулики и мошенники. К ним часто прибивались предатели, ранее служившие оккупантам. Уголовники были хорошо вооружены, в том числе трофейным оружием, которого много осталось на освобождённых территориях.
Правоохранительные органы вели беспощадную борьбу с преступностью. Их ряды были усилены за счёт вернувшихся с фронта офицеров, обладавших боевым опытом. Комплекс жёстких мер и профессиональные действия правоохранительных органов уже к 1947 г. значительно снизили число преступлений (с этого же года уголовники стали получать наказание до 25-ти лет лишения свободы, как и политические осужденные).
Основным показателем жизненного уровня советского народа являлся рост национального дохода, физический объем которого в 1950 т. превысил довоенный уровень в 1,62 раза. Это дало возможность Советскому правительству отменить в декабре 1947 г. карточную систему распределения продуктов питания и предметов широкого потребления (в Великобритании карточки на продукты сохранялись до середины 1950-х гг.). Одновременно была проведена денежная реформа в соотношении десять к одному, т.е. один червонец старого образца менялся на один рубль новых денег. Для стабилизации финансовой системы в 1947 г. советское правительство провело денежную реформу. Старые деньги на новые менялись в соотношении 10:1. После обмена количество денег у населения резко уменьшилось. Вместе с тем правительство много раз снижало цены на продукты массового потребления. Была отменена карточная система (в этом же 1947 г.), продовольственные и промышленные товары появились в открытой продаже по розничным ценам. В большинстве случаев эти цены были выше пайковых, но значительно ниже коммерческих. Отмена карточек улучшила положение городского населения. Денежные вклады в сберегательных кассах и Госбанке были переоценены на льготных условиях. Денежная реформа не затронула заработной платы рабочих и служащих, трудовых доходов крестьян, которые сохранялись в прежнем размере. Таким образом, были изъяты лишние (эмиссионные) и фальшивые деньги, да и значительная часть денежных накоплений населения.
В интересах сохранения стабильной и независимой финансовой системы СССР отказался вступать в Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В 1950 г. во внешнеторговых расчётах было введено обеспечение рубля золотом. Благодаря значительному золотому запасу (2,5 тыс. т на 1953 г.) удавалось поддерживать достаточно низкие внутренние цены и сдерживать инфляцию.
Война крайне негативно сказалась на уровне жизни населения, и правительство всемерно стремилось облегчить его положение. С 1946 по 1950 г. регулярно снижались цены на товары первой необходимости (в 3 раза подешевел хлеб, в 2,5 раза – мясо). На 30 % и более снизились цены на одежду, ткани, обувь. Но всё равно многие товары были доступны далеко не каждому. Заработная плата у простых рабочих и служащих оставалась небольшой. Миллионы людей продолжали жить в переполненных коммуналках. Ещё тяжелее было положение колхозников.
Жизненный уровень населения характеризовали заработная плата и розничные цены на продукты питания и бытовые промышленные товары. После войны перед отменой карточной системы распределения розничные цены по сравнению с 1940 г. возросли в среднем в 3 раза: на продовольствие в 3,6 раза, на промышленные товары — в 2,2 раза. Заработная плата же у рабочих и служащих за эти годы увеличилась лишь в 1,5 раза. Средняя заработная плата по народному хозяйству составляла в 1940 г. — 33 руб.; в 1945 г. — 43,4 руб.; в 1948 г. — 48 руб.; в 1950 г, — 64 руб. в месяц, из которых необходимо было вычесть сумму на подписку по государственным займам. Самая высокая зарплата была у работников научной деятельности (в среднем в месяц 46,7 руб. в 1940 г. и 38—48 руб. в 1950 г.). Таким образом, изобилие в магазинах продовольствия, товаров широкого потребления и даже предметов роскоши (золото, меха и т.д.) было следствием низкой покупательной способности основной массы населения.
Улучшение материального положения широких слоев населения обеспечивалось снижением розничных цен на предметы потребления массового спроса и на бытовые услуги. В госторговле ежегодно в апреле снижались цены. Если их уровень до отмены карточной системы распределения принять за 100%, то на 1 марта 1949 г. их индекс составлял 71%, на 1 апреля 1954 г. — 43%, и все же цены более чем на 1/3 превышали довоенный уровень. От снижения цен в большей степени выигрывали люди с высокими заработками: работники торговли, общественного питания, различных заготовок, материального снабжения, а также служащие аппаратов органов управления.
Очень тяжело приходилось крестьянам, которые фактически были насильно прикреплены к земле. В начале 50-х годов колхозник получал за свой тяжелый труд 16,4 руб. в месяц, т.е. в 4 раза меньше рабочего. Пшеницу у колхозов покупали по 1 коп. за килограмм при розничной цене на муку 31 коп. и т.п.
Тяжелое положение после войны было с жилищным фондом, восстановление и строительство которого велось одновременно и совместно с промышленным строительством. Если в 1940 г. в среднем на душу городского населения приходилось 6,7 кв. м, то в 1950 г. — 7 кв. м, и все же многие жили в подвалах, а основная часть населения — в коммунальных квартирах.
Таким образом, жизненный уровень населения был еще далек от нормального состояния и во многом зависел от инвестиций в тяжелую промышленность, оборону, интернациональную помощь.
Значительная часть жилищного фонда оказалась разрушенной. Остро стояла проблема трудовых ресурсов: сразу после войны в город вернулось много демобилизованных, но на предприятиях все равно не хватало рабочих. Приходилось вербовать рабочих в деревне, среди учеников профтехучилищ. Еще до войны были приняты, а после нее продолжали действовать указы, по которым рабочим было запрещено под страхом уголовного наказания самовольно покидать предприятия. Одной из основных черт послевоенной жизни стала легализация деятельности Русской православной церкви. В июле 1948 г. церковь праздновала 500-летие самоуправления, и в честь этого в Москве состоялось совещание представителей поместных православных церквей. Стремительно менялся архитектурный облик Москвы: началось возведение семи высотных зданий («сталинских высоток») – здания МГУ, МИД СССР, гостиницы «Украина», жилого дома на Котельнической набережной и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.