Формирование читательской компетенции через …
Коваленко Г.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №44 г. Сургут
Читательская компетенция - это
способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей требуемых обществом и ценных для индивида. Они читают, чтобы учиться ,чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия.(PIRLS)
способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(PISА)
Группы читательских умений:
1. Поиск информации, заданной в явном виде.
2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
3. Интерпретация и обобщение информации.
4. Оценка содержания, языка и структуры текста.
умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Факторы, определяющие трудность текста:
формат (сплошные, несплошные, смешанные, составные);
количество гипертекстовых связей (один текст, множественный текст);
тип (описание, повествование, рассуждение, толкование, инструкция, переговоры);
объем;
грамматическая сложность;
предполагаемая степень знакомства читателя с предметом описания.
PISA опирается на типологию текстов, разработанную Э.Верлихом
Трудности у обучающихся:
осознанно выбирать и упорядочивать информацию;
работать с иллюстрацией как с источником данных, учить учиться с помощью графических инструментов;
обобщать фрагменты информации, данные в разных предложениях, в разных частях текста;
переформулировать вопрос и сообщение текста;
письменно выражать свои мысли;
свободно использовать средства и способы работы, освоенные на разных предметах.
Глоссарий
Смэшбук (smashbook) – это блокнот (журнал), в который можно поместить вырезки из статей, фотографии, повседневные или с каких-либо мероприятий, чеки, ярлычки от одежды, меню из ресторана, билеты, карты местности, привезенные из путешествий, и любые другие вещицы, которые так жалко выкидывать.
Википедия
Значение альбомной (дневниковой) традиции в жизни ребенка:
участие в процессе социализации;
коммуникативная функция;
архивирующая функция;
способ творческого самовыражения;
дидактическая функция;
развлекательная функция.
Алгоритм работы над СМЭШБУКОМ
Формирование групп, распределение ролей.
Обсуждение критериев оценки (кол-во баллов по каждому критерию):
Содержание: достоверность, актуальность, глубина осмысления.
Оформление: эстетичность, оригинальность, визуализация.
Презентация: …
3. Обсуждение содержания Смэшбука:
Титульный лист
Оглавление
…..
Информационные источники
Установка на проект! Кто потребитель продукта?
От осознания себя как личности к пониманию замысла автора
Задание – презентация;
Здание – целеполагание;
Задание – фантазия;
Задание – рефлексия;
Задание – Я и социум…
Задания, отражающие знание содержания
Установи соответствие (базовый уровень):
Герой – Герой
Герой – Имя
Предмет – Герой
Место – Герой
Место – предмет
Событие – предмет
Узнай цитату
Реши кроссворд
Ответь на вопросы
Здания, направленные на понимание содержания, умение выделять его элементы
Нарисуй карту путешествия героя
Проложи маршрут
Создай подписи к иллюстрациям
Восстанови последовательность событий …
Составь план …
Придумай фанфики…
Задания, привлекающие внимание к осмыслению содержания
Различные виды ассоциаций:
Герой – рисунок
Герой – смайлик
Характеристика (различные виды характеристики) Героя/события через изобразительно-выразительные средства/ сравнение с другими Героями/событиями
Задания, направленные на осмысление и понимание авторского замысла
Создание арт-объектов (иллюстраций, коллажей, моделей…)
Использование стратегий смыслового чтения («Синквейн», «Кластер», «Пузыри»….
Приемы/практики
Интеллект-карта
Денотатный граф
Кластер
Синквейн
Пузыри
Фрейер
ПОПС – формула
Шапка вопросов
Дерево проблем
Паучок
И т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.