Формирование читательской компетенции через организацию проектной деятельности

  • pptx
  • 13.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коваленко Г.А. Смешбук.pptx

Формирование читательской компетенции через …

Коваленко Г.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №44 г. Сургут

Функциональная грамотность

Читательская компетенция - это

способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей требуемых обществом и ценных для индивида. Они читают, чтобы учиться ,чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия.(PIRLS)
способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(PISА)

Группы читательских умений:

1. Поиск информации, заданной в явном виде.
2. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
3. Интерпретация и обобщение информации.
4. Оценка содержания, языка и структуры текста.

умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
 умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
 найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
 основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
 устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
 интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
 реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Факторы, определяющие трудность текста:

формат (сплошные, несплошные, смешанные, составные);
количество гипертекстовых связей (один текст, множественный текст);
тип (описание, повествование, рассуждение, толкование, инструкция, переговоры);
объем;
грамматическая сложность;
предполагаемая степень знакомства читателя с предметом описания.

PISA опирается на типологию текстов, разработанную Э.Верлихом

Читательские умения (Pisa)

Трудности у обучающихся:

осознанно выбирать и упорядочивать информацию;
работать с иллюстрацией как с источником данных, учить учиться с помощью графических инструментов;
обобщать фрагменты информации, данные в разных предложениях, в разных частях текста;
переформулировать вопрос и сообщение текста;
письменно выражать свои мысли;
свободно использовать средства и способы работы, освоенные на разных предметах.

Глоссарий

Смэшбук (smashbook) – это блокнот (журнал), в который можно поместить вырезки из статей, фотографии, повседневные или с каких-либо мероприятий, чеки, ярлычки от одежды, меню из ресторана, билеты, карты местности, привезенные из путешествий, и любые другие вещицы, которые так жалко выкидывать.
Википедия

Немного из истории …

«Уездной барышни альбом»
Дневник
Песенник/стихотворник
Смэшбук, крэзибук, артбук…

Значение альбомной (дневниковой) традиции в жизни ребенка:

участие в процессе социализации;
коммуникативная функция;
архивирующая функция;
способ творческого самовыражения;
дидактическая функция;
развлекательная функция.


Алгоритм работы над СМЭШБУКОМ


Формирование групп, распределение ролей.
Обсуждение критериев оценки (кол-во баллов по каждому критерию):
Содержание: достоверность, актуальность, глубина осмысления.
Оформление: эстетичность, оригинальность, визуализация.
Презентация: …
3. Обсуждение содержания Смэшбука:
Титульный лист
Оглавление
…..
Информационные источники

Установка на проект! Кто потребитель продукта?

Типология заданий в формате СМЭШБУК

Ваши предложения…

От осознания себя как личности к пониманию замысла автора

Задание – презентация;
Здание – целеполагание;
Задание – фантазия;
Задание – рефлексия;
Задание – Я и социум…

Задания, отражающие знание содержания

Установи соответствие (базовый уровень):
Герой – Герой
Герой – Имя
Предмет – Герой
Место – Герой
Место – предмет
Событие – предмет
Узнай цитату
Реши кроссворд
Ответь на вопросы

Здания, направленные на понимание содержания, умение выделять его элементы

Нарисуй карту путешествия героя
Проложи маршрут
Создай подписи к иллюстрациям
Восстанови последовательность событий …
Составь план …
Придумай фанфики…

Задания, привлекающие внимание к осмыслению содержания

Различные виды ассоциаций:
Герой – рисунок
Герой – смайлик
Характеристика (различные виды характеристики) Героя/события через изобразительно-выразительные средства/ сравнение с другими Героями/событиями

Задания, направленные на осмысление и понимание авторского замысла

Создание арт-объектов (иллюстраций, коллажей, моделей…)
Использование стратегий смыслового чтения («Синквейн», «Кластер», «Пузыри»….

Обложка к смэшбуку по роману «Преступление и наказание»

Обложка к смэшбуку по роману «Преступление и наказание»

Кластер по биографии М.Е.Салтыкова-Щедрина

Практика «Пузыри»

Практика «Пузыри» «Преступление Раскольникова»

Система образов в романе

Теория Раскольникова *сохранена авторская орфография и пунктуация

Практика «Фрейер»

Практика «Кольца Венна».

*орфография и пунктуация ученика сохранены

Задания по тексту

Приколямбы, аннотация

Приемы/практики

Интеллект-карта
Денотатный граф
Кластер
Синквейн
Пузыри
Фрейер
ПОПС – формула
Шапка вопросов
Дерево проблем
Паучок
И т.д.

Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
Н. А. Некрасова «Сеятелям» (1877),
обращенного к «сеятелям знанья на ниву народную»