Формирование читательской культуры дошкольников

  • pptx
  • 04.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование читательской культуры дошкольников.pptx

Формирование читательской культуры дошкольников

Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Понятие о детской литературе:


Детская литература – неотъемлемая часть культуры и общей литературы

Детская литература – специфическая область словесного искусства

Понятие о детской литературе:


Детская литература –произведения, созданные специально для детей

Детская литература – все произведения, которые читают детям (круг детского чтения)

Круг детского чтения:


Произведения, написанные специально для детей

Произведения для взрослых, перешедшие в детскую аудиторию

Творчество самих детей

Специфика детской литературы:

Детская литература – особая форма общественного сознания (детская субкультура, теория архетипов)
Детская литература – интеграция художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности
Специфика детской литературы обусловлена возрастными особенностями и возможностями ребёнка («вместе с ребёнком взрослеют его книги»)

Критерии детской литературы:

Художественные (детские книги – произведения, созданные по законам настоящего искусства)
Психолого-педагогические (детские книги ориентированы на возрастные особенности и возможности ребёнка)

Функции детской книги:

Воспитание личности – главная задача общества
Человек становится личностью, постигая духовное наследие
Книга помогает человеку усвоить опыт прошлого, сформировать образ будущего

Функции детской книги:


Познавательная

Воспитательная

Развивающая

Познавательная функция:

Детская книга знакомит ребёнка с различными сторонами действительности

Детская книга – источник знаний об окружающем мире и человеке

Воспитательная функция:

Детская книга раскрывает нравственные ценности («Что такое хорошо и что такое плохо?»)
Детская книга вводит ребёнка в мир человеческих характеров, отношений
Детская книга учит воспитывать человечность в самом себе

Развивающая функция:

Детская книга развивает интеллект, логическое мышление
Детская книга развивает фантазию, воображение
Детская книга развивает речь

Чтение художественной литературы

Главная миссия — воспитание в ребёнке читателя
Задачи:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Читатель


Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.
С. Я. Маршак

Чтение как культурный феномен

Типы читателей:
Грамотный , «талантливый» читатель
Функционально неграмотный, «ленивый» читатель

Портрет талантливого читателя

Любовь к книге, постоянное общение с ней
Понимание идеи произведения, авторской позиции
Способность воспринимать произведение в единстве содержания и формы
Понимание метафорического языка искусства
Способность исторически и критически осмыслить книгу
Умение эмоционально откликаться на прочитанное

Литературное развитие: общее понятие


Литературное развитие - процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах деятельности

Литературное развитие дошкольника

Психологи выделяют 2 периода
в эстетическом развитии дошкольника:

Период от 2 до 5 лет (малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства)

Период после 5 лет (искусство отделяется от иной деятельности, прежде всего от игры и становится самоценным)

Компоненты литературного развития:


Читательский интерес
Восприятие и интерпретация художественного произведения
Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности

Читательский интерес


Широта
Глубина
Осознанность
Избирательность

Восприятие и интерпретация текста

Восприятие художественных произведений – художественное, эстетическое восприятие

Эстетическое восприятие - сложная психическая деятельность, сочетающая интеллектуальные, познавательные, эмоцинально-волевые моменты

Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребёнка (А. В. Запорожец, А. Б. Эльконин, Л.С. Славина, Д.М. Артановская, Н.С. Карпинская)

Совершается переход от первоначального восприятия к эстетической деятельности, к активному сопереживанию героям

Способность к отражению литературного опыта

Дошкольник воплощает в реальные образы
возникающие в его воображении события,
героев, использует литературный опыт в
разных видах деятельности:
изобразительной
игровой
театрализованной
в деятельности общения
в сочинительстве

Особенности восприятия литературы дошкольником


Жизненный и читательский опыт
Восприятие жанров
Восприятие сюжета
Отношение к героям книги
Восприятие языка произведения
Эмоциональный отклик
Роль иллюстрации в детской книге

Младший дошкольный возраст

Тесная зависимость понимания текста от личного опыта
Дети любят стихи, малые фольклорные жанры
Текст воспринимается, если события логично следуют одно за другим
В центре внимания –главный персонаж, его действия
Тяга к ритмической речи, к рифмам
Эмоциональное отношение ярко выражено
Без иллюстрации текст не будет понят


Средний дошкольный возраст

Расширяется круг конкретных представлений
Ощущение границ сказочного и реального, интерес к игровой авторской поэзии
Легко устанавливаются причинно-следственные связи в сюжете
Активное участие в событиях, происходящих с героем
Ярко выраженная реакция на Слово
Острая впечатлительность, сопереживание
Иллюстрация не требуется к каждому повороту сюжета

Старший дошкольный возраст

Обогащается жизненный и читательский опыт
Любимые книги –авторские, волшебные сказки, энциклопедии
Установление многообразных связей в сюжете (популярны «толстые книжки»)
Привлекают яркие, сильные характеры, осознаются мотивы их поступков
Формируется умение воспринимать выразительные средства языка, их роль
В какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность
Рисунок выполняет вспомогательную роль

Задачи литературного образования дошкольника

Обогащать жизненный опыт, необходимый для понимания текста
Ввести ребёнка в мир словесного искусства, показать многообразие жанров
Формировать интерес к книге, любовь к художественному слову, индивидуальные читательские интересы
Учить воспринимать произведение в единстве содержания и формы
Использовать литературный опыт в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения, в сочинительстве

Законы формирования круга детского чтения


Закон возрастных ограничений
Закон возрастных соответствий
Закон возрастной перспективы