Формирование читательской культуры дошкольников
Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Понятие о детской литературе:
Детская литература – неотъемлемая часть культуры и общей литературы
Детская литература – специфическая область словесного искусства
Понятие о детской литературе:
Детская литература –произведения, созданные специально для детей
Детская литература – все произведения, которые читают детям (круг детского чтения)
Круг детского чтения:
Произведения, написанные специально для детей
Произведения для взрослых, перешедшие в детскую аудиторию
Творчество самих детей
Специфика детской литературы:
Детская литература – особая форма общественного сознания (детская субкультура, теория архетипов)
Детская литература – интеграция художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности
Специфика детской литературы обусловлена возрастными особенностями и возможностями ребёнка («вместе с ребёнком взрослеют его книги»)
Критерии детской литературы:
Художественные (детские книги – произведения, созданные по законам настоящего искусства)
Психолого-педагогические (детские книги ориентированы на возрастные особенности и возможности ребёнка)
Функции детской книги:
Воспитание личности – главная задача общества
Человек становится личностью, постигая духовное наследие
Книга помогает человеку усвоить опыт прошлого, сформировать образ будущего
Познавательная функция:
Детская книга знакомит ребёнка с различными сторонами действительности
Детская книга – источник знаний об окружающем мире и человеке
Воспитательная функция:
Детская книга раскрывает нравственные ценности («Что такое хорошо и что такое плохо?»)
Детская книга вводит ребёнка в мир человеческих характеров, отношений
Детская книга учит воспитывать человечность в самом себе
Развивающая функция:
Детская книга развивает интеллект, логическое мышление
Детская книга развивает фантазию, воображение
Детская книга развивает речь
Чтение художественной литературы
Главная миссия — воспитание в ребёнке читателя
Чтение как культурный феномен
Типы читателей:
Грамотный , «талантливый» читатель
Функционально неграмотный, «ленивый» читатель
Портрет талантливого читателя
Любовь к книге, постоянное общение с ней
Понимание идеи произведения, авторской позиции
Способность воспринимать произведение в единстве содержания и формы
Понимание метафорического языка искусства
Способность исторически и критически осмыслить книгу
Умение эмоционально откликаться на прочитанное
Литературное развитие:общее понятие
Литературное развитие - процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах деятельности
Литературное развитие дошкольника
Психологи выделяют 2 периода
в эстетическом развитии дошкольника:
Период от 2 до 5 лет (малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства)
Период после 5 лет (искусство отделяется от иной деятельности, прежде всего от игры и становится самоценным)
Компоненты литературного развития:
Читательский интерес
Восприятие и интерпретация художественного произведения
Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности
Восприятие и интерпретация текста
Восприятие художественных произведений – художественное, эстетическое восприятие
Эстетическое восприятие - сложная психическая деятельность, сочетающая интеллектуальные, познавательные, эмоцинально-волевые моменты
Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребёнка (А. В. Запорожец, А. Б. Эльконин, Л.С. Славина, Д.М. Артановская, Н.С. Карпинская)
Совершается переход от первоначального восприятия к эстетической деятельности, к активному сопереживанию героям
Способность к отражению литературного опыта
Дошкольник воплощает в реальные образы
возникающие в его воображении события,
героев, использует литературный опыт в
разных видах деятельности:
изобразительной
игровой
театрализованной
в деятельности общения
в сочинительстве
Особенности восприятия литературы дошкольником
Жизненный и читательский опыт
Восприятие жанров
Восприятие сюжета
Отношение к героям книги
Восприятие языка произведения
Эмоциональный отклик
Роль иллюстрации в детской книге
Младший дошкольный возраст
Тесная зависимость понимания текста от личного опыта
Дети любят стихи, малые фольклорные жанры
Текст воспринимается, если события логично следуют одно за другим
В центре внимания –главный персонаж, его действия
Тяга к ритмической речи, к рифмам
Эмоциональное отношение ярко выражено
Без иллюстрации текст не будет понят
Средний дошкольный возраст
Расширяется круг конкретных представлений
Ощущение границ сказочного и реального, интерес к игровой авторской поэзии
Легко устанавливаются причинно-следственные связи в сюжете
Активное участие в событиях, происходящих с героем
Ярко выраженная реакция на Слово
Острая впечатлительность, сопереживание
Иллюстрация не требуется к каждому повороту сюжета
Старший дошкольный возраст
Обогащается жизненный и читательский опыт
Любимые книги –авторские, волшебные сказки, энциклопедии
Установление многообразных связей в сюжете (популярны «толстые книжки»)
Привлекают яркие, сильные характеры, осознаются мотивы их поступков
Формируется умение воспринимать выразительные средства языка, их роль
В какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность
Рисунок выполняет вспомогательную роль
Задачи литературного образования дошкольника
Обогащать жизненный опыт, необходимый для понимания текста
Ввести ребёнка в мир словесного искусства, показать многообразие жанров
Формировать интерес к книге, любовь к художественному слову, индивидуальные читательские интересы
Учить воспринимать произведение в единстве содержания и формы
Использовать литературный опыт в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения, в сочинительстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.