"Формирование читательской самостоятельности у младших школьников"
Оценка 4.7

"Формирование читательской самостоятельности у младших школьников"

Оценка 4.7
docx
29.06.2022
"Формирование читательской самостоятельности у младших школьников"
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников»..docx

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой».

 

В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в соцсетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»

 

        В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.

Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.

 

     Формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.                

Развитие читательской компетентности у младших школьников стоит на первом месте для дальнейшего успешного обучения по различным предметам. Ученик должен полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения на поступки литературных героев и уважать мнение собеседника.

        Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире недостаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.

Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:

•  умение правильно прочитывать слова;

 •  понимать смысл текста;

•  выразительно читать;

 •  выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес развивать мотивацию к чтению у младшего школьника.

Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка- читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим.

Использование ИКТ – технологий, развивается формирование читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.

Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.

Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книгис      читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию. Читатель и книга – собеседники. Специфика чтения-общения в способности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить, и поэтому озвучить его речь – для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он». Значит, обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельность.

Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой: видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать ее; осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Технология продуктивного чтения.

 Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.

 Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает

три этапа работы с текстом.

 I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

  Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагается прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

 Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа

о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

 Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например умения, определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

Комментированное чтение.

Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш “диалог с автором”, обеспечить “погружение” в текст.

Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: “Стоп!”, “Достаточно!”, “Хватит!”, “Остановись здесь!” и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

 

 

     От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

 

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

 

Упражнения для развития навыков чтения.

В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

чтение вслух;

чтение про себя;

жужжащее чтение;

хоровое чтение;

чтение «цепочкой»

динамическое чтение;

чтение в темпе скороговорки;

«Очередь»;

«Прыжки» (через слово, через строчку);

«Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);

«Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);

круговое чтение;

«Прятки» (найти слово с определённым признаком);

«Сканирование» (поиск информации за 20 – 30 секунд);

Для формирования навыков выразительного чтения использую:

выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

выделение голосом различных слов в предложении;

работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

чтение одного предложения с разной интонацией;

чтение с изменением голоса героя;

по ролям;

разметка текста (паузы, логическое ударение);

работа по памятке;

инсценирование;

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения.

Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.

 1.      Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.

2.      Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.

3.      Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”.

4.      Самостоятельное чтение с конкретным заданием.

5.      Чтение, деление на части. Составление плана.

6.      Чтение по готовому плану.

7.      Чтение, после чтения – пересказ.

8.      Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.

9.      Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.

10.  Чтение цепочкой по предложению.

11.  Чтение цепочкой по абзацу.

12.  Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.

13. Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.

14. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

15.  Чтение, ответы на вопросы.

16.  Нахождение в тексте отрывка к рисунку.

17.  Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

18.  Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

19.  Чтение до указанного слова или до указанной информации.

20.  Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)

21.  Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

22.  Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.

23.  Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).

24.  Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).

25.  Чтение, составление сценария к диафильму.

26.  Чтение, подборка звукового оформления “фильма”.

27.  Беседа с сопровождением выборочного текста.

28.  Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

29.  Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

30.  Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

31.  Установление путем чтения причинно-следственных связей.

32.  Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)

33.  Чтение по ролям.

34.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

35.  Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.

36.  “Живая картинка” – один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.

37.  Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.

38.  Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

39.  Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.

40.  Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)

 41.  Нахождение и чтение образных слов и описаний.

42.  Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

43.  Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро.

44.  Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.

45.  Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

46.  Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.

47.  Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

48.  Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

__________чн_________,_______жи______ и т.д.

 

49.  Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.

50.  Нахождение в рассказе самого длинного слова.

51.  Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

52.  Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол

53.  Чтение, пометка непонятных слов.

54.  Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги ( мор-ков-ка)

55.  Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

56.  Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)

57.  Чтение слов, к которым даны сноски.

58.  Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать      

59. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме “Осень, Зима” и т.д.  

59.  Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)

60.  Тетради по чтению для творческих заданий.

61.  Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока.

62.  Творческие задания на карточках.

 

     Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения. .

 

   Для слабых учеников:

 

– Чтение с проговариванием слогов.

– Шепотом.

– Выделять посильные для себя части текста.

 – Хоровое чтение.

– Групповое чтение.

– Выборочное чтение.

– Комментированное чтение.

 

Виды работы над выразительностью чтения:

1.      Какие звуки помогают представить, о чём говорится?

2.      Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?

3.      Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.

4.      Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?

5.      Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?

6.      Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?

7.      Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.

8.      Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.

9.      Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.

10.  Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.

11.  Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения

12.  Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.

               При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению.Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, организовывать книжные выставки.

Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.

Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, насколько важно включать каждого школьника в активный, самостоятельный познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей детских книг являются особенностью организации обучения и формирования основ читательской грамотности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию.


 

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой»

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой»

Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире недостаточно

Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире недостаточно

Использование ИКТ – технологий, развивается формирование читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную…

Использование ИКТ – технологий, развивается формирование читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную…

I. Работа с текстом до чтения.

I. Работа с текстом до чтения.

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки)

Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки)

Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет

Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет

Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот

Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2022