Быкадорова Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Тарасовская средняя общеобразовательная школа №2.
Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы.
Информация об опыте.
Актуальность
Произошедшие в России изменения, вызванные разными социальными, политическими, экономическими потрясениями, привели к частичной деградации сложившейся системы нравственного воспитания. Стали очевидными изменения в молодежной культуре: игнорирование опыта предыдущих поколений, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм, рост сексуальной ориентации во взаимоотношениях. В сознание подрастающего поколения стали проникать безыдейность, цинизм, агрессивность. Предотвратить нравственную деградацию призваны в первую очередь образовательные учреждения. Реалии времени требуют от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку стать личностью с высокой сознательностью и дисциплиной, с активной жизненной позицией, способной нести ответственность за себя, за дело, за других, за всю страну, уважающей нормы права и морали. Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.
Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.
Цель и задачи
Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.
Основной задачей является расширение читательского и общечеловеческого кругозора, приобретение жизненного опыта, развитие коммуникативной и поликультурной компетентностей на уроках и во внеурочной деятельности.
Основная идея
Основной идеей своей работы считаю обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.
Урок литературы – процесс, формирующий человека, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, базирующейся на духовном единстве и доверительном общении.
Новизна
Инновационный характер моей работы заключается в создании системы по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ученика на уроках: использование традиций отечественной культуры, формирование нравственных ценностей во взаимодействии детей, педагогов, родителей (необходима постоянная обратная связь, дающая информацию о том, насколько результативными оказались те или иные воспитательные приёмы); создание проблемных ситуаций и развитие способности класса активно участвовать в их разрешении, разнообразие видов деятельности, уместное включение в урок аудио- и видеоматериалов; создание комфортной обстановки, где ученик не чувствовал бы себя обделенным вниманием, эмоциональной атмосферы увлечённости.
Теоретическая база
Теоретическая база опыта опирается на основные положения системы Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, когда преподаватель разнообразными приёмами побуждает обучающихся к активному поиску своей истины, собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем.
Технология опыта
На уроках, где основной упор делается на нравственное воспитание, говорю о патриотизме, духовном богатстве человека, подлости, духовной нищете, о справедливости и красоте. Я стремлюсь научить своих учеников видеть, чувствовать, понимать, сопереживать, любить окружающий мир и быть терпимыми к людям.
Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы, содержит множество нравственных проблем. Ядром урока является вопрос – проблема, который ставлю так, чтобы он был жгучим, злободневным и личностно значимым. Ответ на этот вопрос и разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, должны требовать подробного изучения произведения, статьи учебника и дополнительной литературы, знакомства с историей создания изучаемого произведения и с биографией автора. Главным становится не запоминание и понимание фактов, а переживание описанных в произведении проблем, сострадание герою. В результате урок посвящается не формальной теме, а проблеме, которая может пробудить интерес обучающихся. Смысл урока – осмысление этой проблемы и обсуждение возможных путей её решения. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, которое организует и поддерживает преподаватель. Процесс обучения основан на формуле: от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него - к Книге.
Проводя уроки литературы, я ориентируюсь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности, где чётко сформулирован национальный идеал современной России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Ведущие методы
Метод духовного контакта, метод самоанализа и самооценки, метод коллективного поиска.
Формы работы
Нестандартные уроки, написание творческих работ, индивидуальные и коллективные проекты, индивидуальная работа, предметные олимпиады, творческие конкурсы разных уровней, литературные игры, экскурсии по литературным местам.
Результативность и эффективность опыта
Через изучение литературных произведений формируется культура личности подростка: его ценностные ориентации, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности.
Повысились мотивация и творческая активность учеников: участие и победы в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах и творческих конкурсах.
Литература
1. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Педагогика, 1988.
2. Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986.
3. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все. – М.: 1990.
4. Бондаревская Е.В. нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие / Е.В. Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 2008. – 361с.
5. Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников – М: Просвещение, 2011. – 210с.
6. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // стандарты и мониторинг в образовании – 2013. - №3. – С. 9-12.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.
8. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. – 2005. - №2 – С. 67-68.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.