Формирование экологических, познавательных и исследовательских навыков учащихся
Цель: экологическое воспитание учащихся.
Задачи: воспитывать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает
- повышение общего уровня экологической культуры;
- развитие познавательных, разносторонних творческих способностей;
- воспитание любви к окружающему миру и желание беречь и охранять природные богатства Земли;
- знакомство с природным миром Удмуртии и Сюмсинского района
- воспитание чувства ответственности и гордости за результаты своей работы.
Этапы работы
1. Подготовительный:
а) Подбор литературы по данной теме;
б) Посещение библиотеки для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям;
в) Чтение журналов и газет, выписка отдельных тезисов;
г) Просматривание интернет ресурсов и копирование нужного материала по данной теме.
2. Основной:
а) Сбор материала к уроку и написание чернового конспекта мероприятия или урока;
б) Изготовление карточек, раздаточного материала; в) Подбор работы художников, картины; г) Портреты писателей и учёных к уроку или мероприятию;
д) Составление презентации к уроку или мероприятию.
е) Анализ газетных статей, связанных с темой урока, статистика фауны Удмуртии и Сюмсинского района.
3. Заключительный:
а) Анализ проведённого урока или мероприятия. б) Оформление материала для участия в конкурсе или для публикации в журналах или в газетах.
в) Оформление проведённых мероприятий и уроков
г) Оформление сборников, составленных учащимися.
д) Анкетирование, мониторинги
Сроки выполнения каждого этапа работы
Для выполнения достаточно сложной работы в основном уходит месяц.
Составление тезисов, подготовка кроссвордов, загадок, пословиц, рисунков, презентации к мероприятию, к празднику или к открытому уроку. Написание черновой работы, а потом оформление данной работы.
Подготовка к классным часам, беседам, развлекательным мероприятиям, турнирам, викторинам, игровым конкурсам достаточно недели.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы
Проведены такие мероприятия:
1. Чтение литературы по данной теме, журналов, статей из газет.
2 Чтение энциклопедической литературы.
3.Литература (методическая, научно – популярная, публицистическая, художественная).
4.Презентации о животных,
5. Фильмы о природе.
6.Конкурс загадок о животных.
7.Конкурс сочинений о животных.
8. Изготовление кормушек для птиц.
9. Уход и кормление птиц.
10. Сочинение стихов о животных.
11. Чтение статей ведущего специалиста – эксперта Управления охраны фауны В. В. Ивахненко о статистике «Благоприятная среда обитания животных», «Фауна Сюмсинского района».
12. Изобразить численность особей и добычу голов зверей в диаграммах.
13. Оформление листов о животном, куда входит описание, сочинение и рисунок.
14.Подготовка к защите творческого проекта «Животные нашего края».
15. Экскурсии, выставки, зоопарк. Охрана природы – это одна из важнейших обязанностей каждого гражданина нашей страны. Вот почему формирование личности каждого человека включает в себя как необходимую составную часть: первым шагом воспитание в нем правильного отношения к природе. Природа – огромный источник духовного и физического развития человека. Природа обогащает нас новыми знаниями и впечатлениями, помогает в изучении целого ряда школьных предметов.
Успех в современном мире во многом определяется способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.
Первым шагом в экологическом воспитании учащихся стала работа кружка «Весёлый фантик». Прежде чем организовать кружок, была проведена большая воспитательная работа. Решение было однозначное, что на кружке мы сможем хоть чуточку помочь нашей природе. Во – вторых, это и развитие фантазий, в – третьих развитие мелкой моторики пальцев рук. Участие в районном конкурсе «Зеркало природы» нас воодушевило, мы получили первый похвальный лист за успехи в Республиканском конкурсе работ учащихся, вручено первое благодарственное письмо за успешную подготовку участника к Республиканскому конкурсу. От Центра Детского творчества вручается диплом как руководителю и участникам. Было немало грамот. Затем стали принимать участие в Российском конкурсе «Экология. Творчество. Дети». 8 раз приняли участие в этом конкурсе, нынче также высланы работы. Создана эмблема нашего кружка: весёлое растение и улыбка на лице девочки вызывают радостные чувства за любимую и богатую нашу природу. Создали много ярких интересных поделок. Сотрудничаем с библиотекой имени В.Г. Азина города Ижевска. Приняли 2 раза участие в выставке в этой библиотеке. У них очень было много посетителей в эти дни и написано 39 отзывов. Два отзыва хочется процитировать: «Мы удивлены и восхищены вашим увлечением и фантазией, вашим умением видеть необычное в обычном. Понравились оригинальные поделки и изделия. Спасибо Вам за ваш кропотливый труд. Желаем Вам дальнейших успехов в работе! С благодарностью ученики 2 в класса школы №80». «Шёл по коридору, даже заглянуть не хотел. А тут такое чудо! Очарован. Всё сфотографировал. Покажу матери, дочерям. Молодец, так держать». Корепанов, Балезинский район. Работу нашего кружка приезжало снимать Удмуртское телевидение. Наши поделки были выставлены в Кильмезской сельской библиотеке и в Сюмсинской центральной районной библиотеке. Такой костюм из фантиков был подготовлен на межрайонный семинар, который не состоялся.
В районном конкурсе «Русская игрушка» Обухова Аня заняла первое место и стала обладательницей замечательной футболки от партии «Единая Россия».
Приняли участие в Республиканском конкурсе «Планета открытий – 2011» был описан урок с использованием ИКТ и также внеклассное мероприятие с использованием ИКТ, отмечены работы сертификатами. Сочинения, написанные ещё в 4 классе, были посланы на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма», работы отмечены Благодарственным письмом. Сочинение о семье в конкурсе «Семья – основа государства» во Всероссийском конкурсе отмечено Благодарностью. Оба вида сочинений затрагивают тему о природе, животном мире и об экологических проблемах родного края. 18 учащихся приняли участие в Республиканском конкурсе «Социальная экологическая реклама», где представили рекламы с элементами отдельных этапов урока. Такая работа не только расширила информационное пространство учащихся, но и способствовала формированию у них экологических понятий окружающего мира, необходимых в окружающем нас мире. Все работы отмечены Благодарственными письмами. Дипломом отмечено участие во Всероссийском конкурсе «Лучший учитель – мой!»
Приняли участие в республиканском конкурсе творческих работ «Расскажет герб о символах природы» и работа отмечена дипломом.
Написаны 6 исследовательских работ, три из которых были выбраны для участия на районной конференции. В 2011 году на районной конференции
Лаухина Аня заняла 3 место и отмечена дипломом. Приняла участие на межрайонной научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее» и стала лауреатом конкурса.
Напечатаны мероприятия в газете «Педсовет» и «Школьные игры и конкурсы»- это виктрина «Птицы», игра «Ход конём», «Викторина по сказкам», мероприятие «Вместе учимся мастерить», праздник «День смеха», урок по окружающему миру «Подготовка зверей к зиме». В журнале «Начальная школа» к дню знаний - праздник для первоклассников и статья «Наш кружок «Весёлый фантик», в газете «Педсовет»- урок по окружающему миру «Бобры и ондатры» 2011 году, также этот урок находится на диске «Педсовет комплект 11/ 2011», который пришёл с газетой «Педсовет».
Участие в конкурсах районной газеты «Моя малая родина» с рассказами «Чудная картина воспоминаний» и «Удивительная прогулка», а в конкурсе «Однажды…» - 2 место.
Проводится большая работа с родителями. В создании двух сборников активно приняли участие родители. Дети вместе с родителями сочинили стихи о себе и о правильном питании. Третий сборник «Защитим наше зелёное богатство создали под моим руководством. Сборники «Классная азбука» и «Вкусная азбука» подарены в детскую библиотеку. Сборник «Защитим наше зелёное богатство» состоит из сочинений, которые написаны на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма - 2011» в новой номинации с жанром: «Вообразите себя деревом, растущим в лесу. Напишите кому – нибудь письмо и объясните, почему так важно защитить леса». Наши работы отмечены благодарственным письмом.
В этом учебном году приняли участие в выставке «Сад и огород», 12 учащихся получили грамоты и небольшие призы. Главное управление МЧС России объявил конкурс сочинений «Сказка о спасении сказочного героя» для учащихся начальных классов. 5 сочинений написано учениками. Проведены мониторинги по численности особей и их добычи по годам. Идёт увеличение популяции животного мира на территории Удмуртской республики и на территории Сюмсинского района по данным ведущего специалиста – эксперта В. Ивахненко. Проводится работа по созданию сборника «Животные нашего края». Копию нашего сборника решили подарить детскому саду «Берёзка». Творческий проект защитим в марте.
Ведётся работа по новым стандартам ФГОС. На каждого ученика заведены «Дневники достижений». Это новизна и актуальность для современной школы: в тестах нашла отражение концепция нового Федерального государственного стандарта начального общего образования (компетентностный подход, дифференциация заданий по уровню сложности). Все варианты единообразно структурированы: они содержат задания трёх уровней сложности – базового, повышенного и высокого (части А, В, С). Комплексные тесты позволят в конце 2 –го класса осуществить промежуточную аттестацию учащихся, а в начале 3-го – провести стартовую диагностику знаний. Данные результаты теста показано в таблице .
Учащиеся справились хорошо и повышенным уровнем и высшим уровнем сложности.
Мониторинг качества знаний обучающихся в 4- классах и во 2- классах.
Качество знаний учащихся 4 класса достаточно хорошее к переходу в среднее звено. Во втором классе результат хуже, потому что учимся анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно ставить цели урока и оценивать результаты своего труда.
По выступлению можно подвести итоги:
Работа проведена большая. Есть результаты – это участие в школьных, районных, республиканских конкурсах, выставках, выступление на конференциях, секциях и семинарах с докладами об экологическом воспитании учащихся.
Выступление на районном семинаре «Информационные технологии в обучении младших школьников».
Выступление на межрайонном семинаре «Инновационные способы повышения качества сельского образования».
Участие в районном семинаре и за подготовку театрального выступления детей на экологическую тему.
Выступление на районном семинаре «Традиции и инновации в образовании»
с темой «Творенье рук – души творенье»
Выступление на секции «Формирование основ экологической культуры и краеведческих знаний».
Представление опыта работы на районной конференции «Развитие педагогического потенциала, как фактор обновления качества образования».
За творческое выступление на районном семинаре для воспитателей детских садов»Метод проекта – начальная школа, детский сад».
За активное участие на межрайонной конференции «Знание. Исследование. Опыт» с докладом «Творенье рук – души творенье».
Приложения
1. Сценарий мероприятия – наши пернатые друзья»
2. Презентация к сценарию.
3. Азбука «Цветы – бесценный дар природы».
4. Работа кружка «Весёлый фантик»
5. Сборник «Защитим наше зелёное богатство»
6. Сборник «Животные нашего края»
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.