Формирование экологической культуры обучающихся через систему уроков русского языка и литературы.
Формирование экологической культуры – это важная часть духовно-нравственного, эстетического воспитания обучающихся. Уроки русского языка и литературы, направленные на совершенствование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, способствуют развитию гармоничной личности.
Большое значение на уроках русского языка и литературы имеет экологическое воспитание школьников, которым для изучения и анализа предлагаются художественные тексты, направленные на пробуждение экологического сознания учащихся.
Цель уроков данной направленности – дать возможность ученикам «увидеть» неразрывную связь природы и человека, осознать ответственность общества и свою личную ответственность за сохранение окружающей среды.
Такая работа организуется в среднем и старшем звене. Так, например, на уроках, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» происходит знакомство учащихся не только с творчеством замечательных русских поэтов, но и с особенностью видения окружающего мира и природы каждого из них. Школьники учатся способности восхищаться красотой природы, которую запечатлели в своих стихотворениях поэты, осознавая необходимость беречь хрупкую красоту природы.
Также на уроках внеклассного чтения изучаются стихотворения урюпинских поэтов - Татьяны Евдокимовой (Поповой), Андрея Титилина и других, воспевающих в стихотворениях красоту родного края, показывая детям пример бережного отношения к природе Прихоперья, гордости за свою малую родину.
На уроках русского языка и литературы организуется работа с текстами русских и советских писателей, рассказывающих об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека. Произведения И.С.Тургенева, К.Г.Паустовского, В.А.Солоухина, Ф. А.Абрамова открывают школьникам удивительный мир природы, чье равновесие нельзя нарушать.
В старших классах выпускники изучают тексты А.П.Чехова, Л.М.Леонова, В.Г.Распутина, Б.Л.Васильева, Б.А.Можаева, где звучат проблемы отношения человека к природе, рассматривается необходимость сохранения окружающей среды.
В выпускных классах при изучении публицистики тексты о природе группируются в раздел «Человек и природа». Первым этапом знакомства с данным разделом становится обзорная лекция учителя, где обозначаются общие проблемы темы, её звучание в литературе. Далее организуется работа с текстами писателей-публицистов: собирается «банк аргументов» для написания итогового сочинения, обоснования собственной позиции в задании 27 на ЕГЭ по русскому языку по данной тематике.
Различные
формы уроков (уроки-семинары, уроки-диспуты), творческие задания, включающие не
только сочинения, но и создание иллюстраций к прочитанному произведению,
размышления над проблемными вопросами в группах, в паре позволяют учащимся
осознать, насколько важной является проблема экологии в жизни человека, понять,
что человек несет ответственность за красоту и богатство, что дарит людям
природа.
Подробнее
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.