"Формирование финансовой грамотности на уроках географии"
Оценка 4.8

"Формирование финансовой грамотности на уроках географии"

Оценка 4.8
Лекции
docx
география
5 кл—11 кл
18.02.2024
"Формирование финансовой грамотности на уроках географии"
Приемы и методы формирования финансовой грамотности на уроках географии
Рубцова Е.В.Формирование функциональной грамотности на уроках географии.docx

 

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

                                                                                           Рубцова Е.В. учитель

МБОУ «Левковская СШ №7»

Наше время очень быстротечно, оно мгновенно меняет спрос рынке труда. Глобализация спроса на ряд профессий ведет к «утечке мозгов. К 2030 году исчезнет 57 профессий и появится 186 новых. Уже  после 2020 г. появились такие профессии как, например, разработчик образовательных траекторий - профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека. Для овладения новыми профессиями нужны будут системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, бережливое производство,  работа с людьми, работа в условиях неопределенности, навыки художественного творчества. Таким образом, основными базовыми компетенциями успешной профессиональной деятельности будут креативность, коммуникации, критическое мышление, командная работа. Для формирования и нужна функциональная грамотность.

Тогда встает вопрос: «Чему должны обучать в школе?» Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить  и  понять  определенный  набор  правил  языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что гораздо важнее уметь решать обычные жизненные проблемы , справляться с проблемами реальной жизни, с тем что нас окружает повседневно куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать  с  информацией.  Ученые-педагоги  в  своем  кругу  называют  это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Боксеру ставят удар, певцу – голос. Наша задача  на занятиях по функциональной грамотности -  развивать логическое мышление.

В чем сущность понятия «функциональная грамотность»

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Леонтьев А.А.

Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество, социализации личности в современном мире. В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом;

- работу с географической картой;

- работу со статистическими данными.

Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке. Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:

1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

 2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования. 3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов.  Наиболее часто используемые:

- комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)

- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 111 классы)

- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 – 11 классы)

- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме

- составление развернутых планов и конспектов параграфов                       

- создание схематичного рисунка по тексту

- нахождение географических ошибок в предложенном тексте

- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу

- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)

- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах. Примеры заданий, проверяющих читательскую грамотность школьников:

Антарктическая кругосветная экспедиция в декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно – исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.

а) С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?

б) Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? (Запишите развернутый ответ)

 в) Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. (Запишите развернутый ответ)

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

- умения читать карту

- владеть приемом наложения карт

- развитого пространственного представления картографической информации.

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:

- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта

- задание, требующее владения приемом наложения карт

- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.

Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА (9 класс): (см. таблицу)

В каком из городов 21 марта солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?

 Алгоритм

1. О чем вопрос? (Где раньше начнется новый день.)

2. Когда это происходит? (В чем особенность этого дня?) (Это день равноденствия.  На всей Земле день равен ночи.)

3. Где раньше начинается новый день? (На востоке.)

 4. Какой из пунктов самый восточный? (Все точки находятся на одной широте и имеют разную долготу. Восточнее расположен пункт, долгота которого имеет самое большое значение – 56° в. д., т. е. пункт


             На формирование понимания изучаемого материала целесообразно давать

следующие задания:

1.   Приведите примеры и контр примеры к понятию, явлению, правилу.

2.  Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания.

3.  Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок).

4.  Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.

5.   Составьте вопросы по данному материалу, теме.

6.   Ответьте на вопросы, отражающие причинно следственные связи: «Зачем»,

«Почему» и т.д.                                            

Пример. Прочитайте суждения:

1.  - Самая высокие горные вершины расположены в Азии. Гора Джомолунгма – самая высокая вершина мира.

2.   Сформулируйте новое умозаключение на основе этих суждений.

На формирование умений и навыков применяю такие задания:

1.   По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания.

2.   Выделите для себя из текста полезные новые знания.

3.   Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.

4.   Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления:

«Почему …», «Как …», «Каким образом …».

Пример. Найти ошибку в тексте

Текст. В саваннах Африки.

«Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому».

На развитие внимания предлагаю задания

1.                    Продолжите предложенный текст.

2.                    Задайте вопросы по данному тексту.

3.                    Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице.

4.                        Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке.

На развитие мировоззрения можно использовать задания:

1.                         Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.д.

2.                      Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.

Пример. 1. Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.

2. Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.

Для того чтобы естественнонаучную грамотность успешно сформировать нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся осознавали его ход и активно в нем участвовали. Но не всякая деятельность на уроке интересует

учащихся: привлекают ребят поиск, исследования. Интерес развивается активно,  если  удовлетворяется  естественное  стремление  ученика  самому

«открывать» новое и вырабатывать собственное суждение. Переход от наблюдения к предсказанию результатов эксперимента, осуществляемому на основе теоретического анализа – эту работу можно проводить при выполнении исследовательских заданий на повторение и закрепление материала. Описание многих удивительных явлений природы может также послужить основой для создания ситуации неожиданности. Кроме того, можно использовать ситуацию опровержения, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и др. Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках способствует усвоению, закреплению материала, развивает их творческие способности. Это осуществляется в форме практической работы.

Одним из основных средств формирования естественнонаучной грамотности является выделение общей для всех естественнонаучных предметов номенклатуры учебных заданий, которые непосредственно направлены на формирование компетентностей естественнонаучной грамотности.

Включите воображение:

1.                              Используя физическую и климатическую карты, приведите примеры территорий с благоприятным и неблагоприятным для ведения сельского хозяйства климатом (на любом материке, кроме Антарктиды).

2.                          Представьте себе, что Вы – существо с неограниченными возможностями влияния на природу Земли, в том числе на климатообразующие факторы. Где на планете Вы хотели бы изменить климатические условия? Что бы вы предприняли, чтобы этого добиться?

Предположите, как изменения климата в районе Ваших экспериментов скажутся на климате прилегающих территорий. А на климате планеты?        

 Примеры заданий, проверяющих читательскую грамотность школьников:

1.                        Антарктическая кругосветная экспедиция

В декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте  2017  г.  Это  масштабный  исследовательский  проект  Швейцарского

полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно – исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.

а) С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?

б) Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? (Запишите развернутый ответ)

в) Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. (Запишите развернутый ответ)

Решающую роль в самостоятельном учении играет книга, учебник. Ушинский говорил, что «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся.

Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.

Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».

 



 

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Леонтьев А.А. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество, социализации личности в современном мире

Леонтьев А.А. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество, социализации личности в современном мире

В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса

В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания: - задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических…

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания: - задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических…

Выделите для себя из текста полезные новые знания

Выделите для себя из текста полезные новые знания

Кроме того, можно использовать ситуацию опровержения, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и др

Кроме того, можно использовать ситуацию опровержения, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и др

Запишите развернутый ответ)

Запишите развернутый ответ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2024