Формирование финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности по математике в средней школе
Холодковская Наталия Сергеевна
E-mail: kontakt-1104@mail.ru
Аннотация. В данной работе рассмотрены вопросы формирования основ финансовой грамотности учащихся в курсе средней школы в рамках внеурочной деятельности по математике. Приведены примеры финансовых задач различных типов, решение которых в 8-9 классах выразительно демонстрирует практическую ценность математики и позволяет активизировать учебную деятельность.
Ключевые слова: грамотность, финансы, обучение, математика, практико-ориентированные задачи.
Abstract. This paper discusses the formation of the foundations of financial literacy of students in the course of secondary school in the framework of extracurricular activities in mathematics. Examples of financial problems of various types are given , the solution of which in grades 8-9 expressively demonstrates the practical value of mathematics and allows you to activate educational activities.
Key words: literacy, finance, training, mathematics, practice-oriented tasks.
В настоящее время в нашей стране вопросам формирования знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных характеристик, наличие которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли уделяется большое внимание. Рост числа грамотных потребителей финансовых услуг способствует развитию экономики страны и повышению благосостояния уровня жизни граждан. Опираясь на ФЗ «Об образовании» и проект министерства финансов РФ «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017 – 2023 гг.», можно констатировать, что формирование финансовой грамотности может быть обеспечено средствами основного общего образования, в процессе реализации которого могут быть заложены навыки планирования личных финансов и бюджета семьи, оптимизации соотношения сбережения и потребления, оценки рисков и принятия продуманных решений при инвестировании сбережений и др. На школьном этапе за счет знакомства учащихся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями создается некоторая база финансовой грамотности, а школьники становятся готовыми к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.
Однозначного ответа на вопрос: «В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?» - нет, но чем раньше учащиеся узнают о роли денег во всех сферах общества, тем раньше будут сформированы ключевые компетенции в области финансовой грамотности.
Подходить к формированию грамотности в области финансов следует на основе принципа «от простого к сложному», в течение продолжительного периода времени, в процессе постоянного повторения и закрепления, уделяя особое внимание практическому применению знаний и навыков.
В данной работе остановимся на вопросах формирования основ финансовой грамотности учащихся в курсе средней школы в рамках внеурочной деятельности по математике. Повысить уровень финансовой грамотности учащихся будет возможно за счет включения в курс решения практико-ориентированных задач с экономическим содержанием.
Первичные представления о финансах формируются у детей уже в дошкольном возрасте, а в возрасте 10–12 лет у детей начинают формироваться осознанные экономические представления, поэтому формировать финансовую грамотность учащихся следует начинать с пятого класса как в рамках урочной деятельности, так и внеурочной. В 5 – 6 классах. основными видами экономических задач являются задачи на нахождение процента от числа; нахождение числа по данному проценту; нахождение процентного отношения чисел; увеличение (уменьшение) числа на заданный процент. В 7 классах внимание следует уделить решению практико-ориентированных финансовых задач: планирование бюджета, расчет налогов. В 8 – 9 классах основными являются задачи на сравнение прибыли от различных видов вложения денег. В 10 – 11 классах следует рассмотреть задачи на составление личного финансового плана.
Более подробно остановимся на формировании финансовой грамотности в курсе внеурочной деятельности по математике в 8-9 классах. Для учащихся 8-9 классов можно выделить следующие типы практико-ориентированных заданий по финансовой грамотности: задачи на доходы и налоги; задачи на сбережения и инвестиции; задачи на кредиты и займы.
Приведем примеры задач каждого типа, решение которых выразительно демонстрирует практическую ценность предмета и позволяет активизировать учебную деятельность.
Задачи на доходы и налоги
1) Заработная плата Николая, получаемая на руки, выросла за год с 30 000 руб. до 42 600 руб. в месяц. Цены за этот же период выросли на 7%. На сколько процентов реально выросла заработная плата Николая?
2) Сумма подоходного налога составила 4 011 рублей. Какой доход работник получит на руки, если подоходный налог составляет 13% от заработной платы?
3) Коллеги Андрей и Юрий сравнивают свои заработные платы. Оклад по трудовому договору Андрея составляет 24 000 рублей в месяц, а Юрий ежемесячно получает на карточку 21 000 рублей. Кто из коллег зарабатывает больше? Укажите размер оклада, указанного в трудовом договоре у Юрия? При решении задачи учесть, что ставка налога на доходы физических лиц равна 13%.
Задачи на сбережения и инвестиции
1) 1 марта Виктор положил на банковский депозит 500 000 рублей под 6,5% годовых. Срок депозита – один год. Выплата процентов происходит в конце срока вместе с возвратом депозита. В планах Виктора через год - покупка автомобиля стоимостью 690 000 рублей. Какую сумму для покупки автомобиля должен добавить Виктор после возврата депозита?
2) К поступлению в университет Анна получила в подарок от родственников – 100 000 рублей. Она решила разместить эти деньги в надежном банке до окончания университета под 5% годовых с ежегодной пролонгацией вклада (начисленные за год проценты присоединяются к основной сумме вклада). Какую сумму Анна может получить, если обучение в университете занимает 4 года?
3) Геннадий Васильевич, чтобы приумножить свои сбережения, купил 100 акций российской нефтяной компании по цене 140 рублей за штуку, 50 акций американской обрабатывающей компании по цене 45 долларов за штуку, 10 акций американской ИТ-компании по цене 95 долларов за штуку. В день покупки курс валюты к рублю составлял 52 рубля за доллар. Акции нефтяной компании за год подорожали на 10%, обрабатывающей – подешевели на 7%, ИТ – подорожали на 35%. Курс доллара через год поднялся до 84 рублей за доллар. На сколько процентов изменилась сумма сбережений Геннадия в рублях за год? На сколько процентов изменилась сумма сбережений Геннадия в долларах за год?
4) Ольга положила в банк 1 000 000 рублей под некоторый процент. Через год её вклад с начисленными процентами был пролонгирован (продлён) ещё на год, однако годовой процент по нему был понижен на 4%. В конце второго года, закрыв вклад, она получила 1 254 000 рублей. Сколько процентов по вкладу начислил банк за первый год? На сколько процентов вырос вклад Ольги за 2 года? Какой неизменяемый годовой процент привёл бы к той же сумме на вкладе Ольги за 2 года? (Ответ укажите с точностью до 1%.)
5) Вкладчик положил в банк 500 000 рублей. За первый год ему начислили определённый процент годовых, а на второй год банковская процентная ставка была уменьшена на 1%. На конец второго года на счёте стало 550 225 рублей. Какая процентная ставка была начислена за первый год размещения денежных средств на депозите?
6) Некий банк предлагает потребителям 3 вклада: «Капитальный», «Доходный», «Накопительный». Информация о вкладах, предлагаемых банком, потребителям: вклад «Капитальный» не пополняемый. Срок вклада 1 год. Процент по вкладу 7% годовых выплачиваются через 365 дней. В случае досрочного закрытия вклада годовой процент равен 2%; вклад «Доходный» не пополняемый. Срок вклада 1 год. 6% годовых начисляются и выплачиваются ежемесячно. Вклад может быть закрыт досрочно с сохранением выплаченных на момент закрытия процентов; вклад «Накопительный». Срок вклада 3 года. Процент по вкладу начисляется ежедневно из расчета 5,5% годовых. В любое время со вклада можно снимать деньги или пополнять вклад [1].
Выберите наиболее подходящий вид вклада при условии, что у вас имеется 100 000 рублей. При решении задачи рассмотрите все возможные случаи.
Задачи на кредиты и займы
1) Елена хочет взять в банке кредит на покупку новой машины на сумму 350 000 рублей под 11% годовых. Согласно предлагаемому банком договору, погашение кредита может происходить только раз в год после начисления процентов. При этом сумма погашения может быть любой, но не меньше 70 000 рублей. Заработная плата Елены после вычета налогов (получаемая на руки) составляет 50 000 рублей, а ее необходимые ежемесячные расходы – 22 000 рублей. Кроме того, она арендует квартиру за 20 000 рублей в месяц. За какое минимальное число лет Елена сможет полностью выплатить кредит?
2) Иван Иванович взял в банке 1 000 000 рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая: в конце года банк начисляет проценты на сумму долга, затем заёмщик вносит в банк 660 000 р. В конце второго года банк опять начисляет те же проценты по кредиту, а Иван Иванович погашает свой кредит, внося в банк 484 000 р. Сколько процентов по кредиту начислял банк каждый год? [1]
4) По условиям кредита через каждый год долг увеличивается на некоторый процент, затем заёмщик вносит в банк некоторую сумму, уменьшая свой долг. Чему равен годовой процент, если кредит в 1 100 000 р. выплатили за два года равными платежами по 720 000 р.?
5) Микрокредитная организация предлагает кредит на месяц с условием возврата на 10% большей суммы, чем была выдана. При этом за каждый день задержки выплаты начисляется пеня в 2% от выданной суммы. Николай Иванович взял на этих условиях в кредит некоторую сумму денег для покупки смартфона, но из-за задержки зарплаты просрочил погашение кредита на 30 дней. Отдать ему пришлось 34 000 р. Какую сумму взял Николай Иванович в кредит? Сколько денег сэкономил бы Николай Иванович, отложив покупку смартфона на 2 месяца? [1].
Подведем итог. Включение практико-ориентированных задач с экономико-финансовым содержанием в курс внеурочной деятельности по математике вносит практическую направленность в процесс обучения, способствует общему развитию учащихся и формированию ключевых компетенций в области финансов. При этом, формируя финансовую грамотность на уроках математики, учитель параллельно решает вопрос профориентации школьников, повышая их интерес к профессиям, связанным с аналитической, банковской, экономической деятельностями.
Список использованных источников
1. Муравин, Г. К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 8 класса. — М. :Дрофа, 2017. — 38 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.