Формирование фонематического слуха и восприятия у детей 4-5 лет.
Задача учителя-логопеда - формирование правильного произношения у детей. Это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.
В результате такой работы к 4-5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Например, ребенку 5лет, а он не произносит отдельные звуки («л», «р»), группу свистящих и т.д.: шипящие заменяет свистящими («коска» вместо «кошка», «зук» вместо «жук» и т.д.).
Одной из причин задержек речевого развития у детей является недостаточно сформированный фонематический слух.
Мы должны научить ребенка слышать звуки, различать звуки речи на слух, выделять их из слов, определять их место в слове, сравнивать между собой. А это является главным условием для формирования правильного произношения и успешного обучения письму и чтению
Классификация речевых нарушений.
В отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений: первая - клинико-педагогическая, вторая – психолого - педагогическая (педагогическая).
Клинико-педагогическая опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличии от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. Она ориентирована в основном на коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному. Именно такой подход (многоаспектный) позволяет избежать односторонности представлений о речевом нарушении, т.к. он направлен на раскрытие нарушения в целом. Именно клинические критерии ориентированы на объяснении анатомо-физиологического субстрата, его нарушения и причины возникновения.
Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев подразделяют на 2 большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен; устная или письменная. Нарушения устной речи в свою очередь разделяют на 2 типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют произносительной стороной речи.
2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (полиморфные нарушения речи).
К первому типу относятся: нарушения голосообразования (дисфония), темпо-ритмические организации высказывания ( брадилалия, тахилалия), интонационно- мелодической (заикание), звуко- произносительной организации- дислалия, ринолалия, дизартрия.
Ко второму типу относятся- алалия, афазия.
При дислалии, если это не механическая, в основном всегда нарушается фонематический слух, а при остальных нарушениях фонематический слух так же может нарушаться, но все же здесь первичны другие нарушения. Очень важно, каким является дефект фонематическим или фонетическим, в соответствии с этим выделяются основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая и артикуляторно-фонетическая.
· Акустико-фонематическая дислалия- в основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной по своему составу. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Все это приводит к неправильному восприятию слов (гора-кора). При акустико-фонематической дислалии у ребенка не нарушается слух. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируются функции слухового различения некоторых фонем
· Артикуляторно-фонематическая. Существуют два варианта:
При отборе фонем вместо нужного звука отбирается звук близкий к нему по набору артикуляторных признаков. Отличается заменой одного звука другим, более простым по артикуляции.
При втором варианте артикуляторная база оказывается сформированной. Просто при отборе звуков принимается неправильное решение, следовательно, ребенок может произносить слово то правильно, то неправильно. Это приводит к смешению звуков. Смешиваются звуки на основе артикуляционной близости звуков (С-Ш, З-Ж, Т-К). Здесь идет нарушение операций отбора фонем по их артикуляторным признакам.
· Артикуляторно-фонетическая дислалия. Это дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. В основном нарушаются переднеязычные не взрывные. В этом случае звукозаменитель, близкий к нужному звуку по акустическим признакам, начинает приобретать сложно-различительную функцию. Он принимается фонематическим слухом ребенка как нормированный. Его артикуляция закрепляется и в дальнейшем звук обычно не поддается самокоррекции, вследствии инертности артикуляторных навыков. Эти дефекты имеют тенденцию к закреплению. Для обозначения искаженного произношения звуков используются следующие термины: ротацизм, ламбдацизм и т.д.
Психолого–педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации. Вследствии этого произошла другая группировка нарушений от частного к общему. Нарушение речи в данной классификации подразделяется на две группы:
1.Нарушения средств общения. Именно в эту группу входит интересующий нас вопрос.
· Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Если дефекты фонологические (фонематические), то ребенок не слышит, происходит смешение. При фонетических дефектах – он не произносит.
· Общее недоразвитие речи – нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящиеся к звуковой и смысловой стороне.
2.Нарушения в применении средств общения, куда относится заикание. Возможен и комбинированный дефект, т.е. заикание, сочетается с ОНР. В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи – нарушение письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонетических и морфологических обобщений.
Следовательно, если у ребенка в детском саду не был сформирован фонематический слух и восприятия, то в школе у него обязательно будет наблюдаться дислексия и дисграфия. Дислексия – это частичное специфическое нарушение процессов чтения. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.
Основными условиями успешного овладения навыками чтения и письма являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
В основном первичным нарушением при дислексии и дисграфии является несформированность фонематического слуха и восприятия.
Так что же, все-таки является фонематическим слухом, а что восприятием.
Фонематический слух- это способность различать звуки в слове, умение различать по твердости, мягкости, по месту произношения, по способу, умение подбирать слова на эту букву.
Фонематическое восприятие- это сформированность понятия о звуке, каков порядок звуков в слове.
Перейдем к тому, каким образом формируется фонематический слух и восприятие. Слух и восприятие, часто в литературе эти понятия отождествляются, и между ними нет четко выраженной границы.
Механизмы формирования фонематического слуха.
Звуки речи – это особые сложные образования присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия, которые управляются ЦНС. Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками. На пути овладения произносительной системы дети часто встречаются с затруднениями, которые большинства постепенно проходят. Но у некоторых они остаются. Часто следствием их, оказываются рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями-с другой.
При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. Первоначально- центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролируюшего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный не принимаемый слухом звук. Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем.
Ребенок должен научиться воспринимать и производить звуки речи. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонема в потоке речи изменчива. Он слышит множество вариантов звуков, а ему нужно извлечь из них фонему при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна противопоставлена другой. Если ребенок не научиться, этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как себе тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него не возможна генерация речи.
Фонематический слух осуществляет операции развлечения и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Поскольку фонема реализуются в произносительных вариантах – звуков (аллофонах), важно, чтобы эти звуки произносились нормированно, т. е. в общепринятых привычных реализациях, иначе их трудно опознать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонематическим слухом как не правильное.
Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль, над собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения, т.е. то чего мы добиваемся и к чему стремимся в своей работе.
Развитие фонематического слуха осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического слуха и восприятия впоследствии.
Развитие фонематического слуха состоит из 6-ти этапов:
1. Узнавание неречевых звуков
2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3. Различение слов близких по звуковому составу
4. Дифференциация слогов
5. Дифференциация фонем
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Но последний этап можно не вносить в развитие фонематического восприятия, т.к. это может быть самостоятельное понятие - звукового анализа.
Теперь конкретно по 4-5 годам. На 5-ом году жизни у детей заметно улучшается фонематическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение не только для овладения звукопроизношением, но и для подготовки к обучению грамоте.
Интерес к звуковой стороне слова у детей выражается - в многократном повторении звукосочетаний, которые взрослым кажутся бессмысленными. Такие звукосочетания часто встречаются в малых формах фольклора для детей: чики-чики-чикалочки, тили-бом, туки-туки-туки-тук, чики-брики.
- в стремлении подбирать близкие по звучанию слова ( Любушка-голубушка, умница-разумница).
- в попытках определить на слух наличие знакомого звука в слове (н-р, моё имя начинается с буквы К: КИРЮША, а ещё в нем есть буква Р, КИРРРЮША).
Уточняют и закрепляют произношение звуков: как бежит водичка – ССС -, как жужжит жук – ЖЖЖ, как звенит комарик – ЗЗЗ- .
Дети 4-5 лет придумывают слова на заданную букву или слова, чтобы звук- Л- был в середине слова или в конце. К 5-ти годам дети уже прекрасно справляются с этим заданием.
В процессе занятий дети учатся слушать речь окружающих, различать на слух слова близкие по звучанию, но разные по смыслу (рак-лак), отбирать картинки, игрушки на заданный звук.
Все это развивает у детей слуховое внимание, фонематический слух, и является необходимым условием для подготовки детей к звуковому анализу и синтезу, что в свою очередь играет первостепенную роль в подготовке детей к обучению грамоте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.