Формирование функциональной грамотности на уроках
Оценка 5

Формирование функциональной грамотности на уроках

Оценка 5
docx
31.10.2021
Формирование функциональной грамотности на уроках
статья.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Е.П.Полежай,

учитель начальных классов МБОУ «ОШ № 64»

 

 

      Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная  личность – это человек:

 ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои  действия с действиями других людей;

 способный быть самостоятельным   в ситуации выбора и принятия решений;

 умеющий отвечать за свои решения;

 способный нести ответственность за себя и своих близких;

 владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; – обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

 для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

 легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

 понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;

 хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

 владеющий современными информационными технологиями.


Цель учителя - развить ребёнка.

 -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

 -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение

 -Пространственное восприятие

 -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

 -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

 Решая эти задачи, педагог  получает в результате функционально развитую личность.

Компоненты функциональной грамотности

 знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

 умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

 готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

  Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Функциональная грамотность -  сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

 Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

 

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе:

 здесь  идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию;

формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения , но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Далее

речь пойдет о приемах и методах формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка.

Прием «проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Зу.., огоро…, кла.., дру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

 

Прием «Лови ошибку»

Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Лучше заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив ошибку или несколько ошибок, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант. 

Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами. Работа со словарями
«Толковый словарь».

Показывается      учащимся  любой предмет: ручка или  монета и т.п.

Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся ,определение из  словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся.

 Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов, формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

 

Текст задания:

Стимул: У Пети намокла тетрадь по математике, и он не смог решить задачу, так как некоторых данных в условии не было видно.

Задачная формулировка: Помоги Пете решить задачу: «В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале. Сколько карандашей в пенале?» Выбери предложения, которыми можно дополнить условие задачи. Обведи букву верного предложения.

А – В пенале 7 карандашей.

Б – В пенале на 6 карандашей меньше.

В – В коробке 9 карандашей.

Г – Ни одно предложение не подходит.

2. Решение задач разными способами.

 Из практики могу сказать, что мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

Лягушка  встречала  гостей. Лиса  пришла  раньше  Медведя, Волк  позже  Зайца, Медведь  раньше  Зайца, Сорока  позже  Волка.

Кто  пришёл  раньше  всех?  Кто  пришёл  позже  всех? В  каком  порядке  приходили  гости? (обозначь на отрезке)

5. Самостоятельное составление задач учащимися.
Составить задачу:

- используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше, на столько меньше; - решаемую в 1, 2, 3 действия;

- по данному ее плану решения, действиям и ответу;

- по выражению.

 

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника:

         -готовность осваивать и использовать знания о природе

         -сознание ценности и научных знаний о природе.

         -овладение методами познания природных явлений.

         -способность к рефлексивным действиям

На уроках окружающего мира отрабатываю навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время.

 Закрепляю признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, развиваю умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Предоставляю возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, проекты по различным темам, что они делают с большим удовольствием.

Приведу примерные вопросы.  

Вопрос 1. Какой организм сам производит питательные вещества, используя солнечный свет? а) ящерица б) дерево в) олень г) ястреб

Вопрос 2. Запиши одно различие между Солнцем и Луной.

Вопрос 3. Какие из следующих тел могут заржаветь? а) деревянные опилки б)пластмассовые трубочки для питья в) железные гвозди г) стеклянные бусинки

Вопрос 4. Древесина- это природный ресурс, используемый человеком. Для чего люди используют древесину? Приведи два разных примера.

Вопрос 5. Птица- живая, облако- неживое. Почему птицы относятся к живой природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.

Пример. На уроке по теме “планета земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

§  Это планета земной группы? - нет;

§  Это планета – гигант? – да;

§  Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

§  Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета юпитер.

 Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.

Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2021/01/12/formirovanie-funktsionalnoy

https://infourok.ru/formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-uchashihsya-na-urokah-v-nachalnoj-shkole-5354589.html

https://www.art-talant.org/publikacii/43371-formirovanie-funkcionalynoy-gramotnosti-na-urokah-v-nachalynoy-shkole

www.pedagogiemoderne.ru/index/kultura_umstvennogo_truda/0-44

https://sites.google.com/site/sisdpodhod

https://urok.1sept.ru/articles/688028

 

1.     Образовательная система «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: Баласс, 2012.- 348 с.

 

2.     Шарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения //

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Цель учителя - развить ребёнка

Цель учителя - развить ребёнка

УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку,…

УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку,…

Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала

Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала

Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше

Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше

Ребята делают вывод, что это планета юпитер

Ребята делают вывод, что это планета юпитер

Список литературы https://nsportal

Список литературы https://nsportal
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2021