Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры в начальной школе
Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».
Формирование и оценка функциональной грамотности представлена по 5-ти направлениям:
· Математическая грамотность;
· Естественнонаучная грамотность;
· Читательская грамотность;
· Финансовая грамотность;
· Креативное мышление.
Задания на уроке:
ü Активизируют мыслительные процессы;
ü Тренируют память;
ü Развивают умение анализировать, сопоставлять,
ü Логически мыслить
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры?
Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны почерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний. Делать это можно разными вариантами.
Задания творческого характера
Ребусы
1. Разгадай ребус.
1 = П
А) ол
импиада Б) спортландия В) выносливость Г) победитель
. Разгадай загадку.
«Как солдата нет без пушки, хоккеиста нет без … ».
А) Б) В) Г)
Кроссворды, загадки, задания с выбором ответа
Разгадай кроссворд с помощью картинок.
А) питание Б) чемпион В) витамин Г) городки
Разгадай загадку.
«Я кручу его рукой, и на шее, и ногой, и на талии кручу, и ронять я не хочу».
А) Б) В) Г)
Задания с выбором ответа
Привычная поза человека в положении стоя, сидя и во время ходьбы ― это…
А) осанка Б) статическая поза В) стойка Г) динамическая поза
Выбери ТОЛЬКО спортивный инвентарь.
1. 2. 3.
открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ например,
Математическая грамотность
Пульс подсчитывают обычно за 10-секундный интервал, используя секундомер. На какое число нужно умножить полученный показатель, чтобы получить значение ЧСС за 1 минуту?
А. на 10
В. на 15
С. на 6
D. на 9
Вспоминают и применяют соответствующие математические знания. Демонстрируют знание и понимание математических понятий
Эстафеты
Эстафета «Живая арка»
Принять положение упор, лёжа, кроме первого. По сигналу 1 перепрыгивает через всех учащихся и принимает упор, лежа впереди всех – это сигнал для второго участника, он выполняет то же самое задание и так все по очереди, пока не доберутся до математического задания. Решают задание все вместе и возвращаются обратно таким же образом (принимая упор лежа)
Эстафета Лесенка.
Дети бегут к гимнастической стенке, на ступеньках которой прикреплены карточки с примерами. Каждый срывает одну из карточек и возвращается к своей команде, где дети коллективно решают пример, ответ записывают маркером. Все ступеньки собирают и сдают учителю.
Читательская грамотность, формирование смыслового чтения.
Например, тема «Кувырок вперед перекатом назад в стойку на лопатки».
Отрывки текста:
-Переворачиваясь через голову
-Принять упор присев далее
-Из упора присев
-Удерживать туловище в вертикальном положении.
-Наклоняя голову вперед,
-Поднять их вверх
-Сделать перекат на шею и лопатки взять группировку
-Перекат назад лежа на спине,
-Руками опереться в поясницу
Правильно: Из упора присев ,наклоняя голову вперед, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки взять группировку ,принять упор присев далее , перекат назад лежа на спине, выпрямляя ноги, поднять их вверх, руками опереться в поясницу, удерживать туловище в вертикальном положении.
Чтение с пометками.
Предлагают учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными.
— Например, о технике безопасности, о ЗОЖ, каких-то интересных фактах и т.д.
Данный приём способствует развитию читательской грамотности.
Выбор правильного ответа.
Предлагают учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными.
— Например, о технике безопасности, о ЗОЖ, каких-то интересных фактах и т.д.
Данный приём способствует развитию читательской грамотности.
Задание на логическое мышление.
Предлагают учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными.
— Например, о технике безопасности, о ЗОЖ, каких-то интересных фактах и т.д.
Данный приём способствует развитию читательской грамотности.
Естественнонаучные знания.
Вопрос № 1
При легкой физической нагрузке пульс достигает 100-120 уд./мин, во время средней – 130-150 уд./мин, при высокой – 160-190 уд./мин. Какие физические нагрузки можно отнести к наиболее интенсивным?
А. Ходьба
В. Прогулка на велосипеде
С. Бег по пересеченной местности
Вспоминает, распознает и применяет соответствующие естественнонаучные знания.
Демонстрирует знание и понимание естественнонаучных понятий
Задания на установление правильной последовательности
Вопрос № 1
При легкой физической нагрузке пульс достигает 100-120 уд./мин, во время средней – 130-150 уд./мин, при высокой – 160-190 уд./мин. Какие физические нагрузки можно отнести к наиболее интенсивным?
А. Ходьба
В. Прогулка на велосипеде
С. Бег по пересеченной местности
Вспоминает, распознает и применяет соответствующие естественнонаучные знания.
Демонстрирует знание и понимание естественнонаучных понятий
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого
уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти
несколько способов её решения, выбрать рациональный способ,
обосновав своё решение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.