Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Современному человеку необходимы навыки, которые помогут ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. Иными словами, обладать навыками XXI века, среди которых можно выделить функциональную грамотность.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. (слайд 1)
Учебный предмет “Русский язык” (слайд 2) ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают:
- навыком организации своего рабочего места ,
- навыком работы с учебником, со словарем;
- навыком распределения времени; навыком проверки работы одноклассника ,
- навыком нахождения ошибки;
- навыком словесной оценки качества работы.
Составляющие функционально грамотной личности. (слайд 3)
1. Речевые умения:
– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
- использовать в речи изученные синтаксические конструкции;
– различать однозначные и многозначные слова;
- видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости.
2. Интеллектуально-речевые умения. (слайд 4)
а) Рецептивные (умения слушать, читать): – использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее); – делить текст на структурно-смысловые части; – самостоятельно ставить вопросы к тексту; – вести диалог с автором текста; – отвечать на вопросы учителя по тексту; – выделять в тексте главное; – составлять простой план текста; – составлять таблицу, схему по содержанию текста; – находить ключевые слова; – соотносить заглавие с содержанием текста;
б) продуктивные (умения говорить, писать): – подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу); – создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно); – создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно); – озаглавливать текст; – подробно излагать текст-повествование (письменное изложение); – исправлять тексты по условным обозначениям учителя
3. Коммуникативные умения: (слайд 5)
– вступать в диалог с учителем и сверстниками;
– высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать аргументы собеседника;
– обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);
- договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер. Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость ,но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Поэтому я согласна со словами В.А. Сухомлинского, который сказал: «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. (слайд 6)
Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Развитие орфографической зоркости (слайд 7)
Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе
- зрительного
- предупредительного
- выборочного диктантов
- при орфографическом выделении орфограмм
- в ходе звукобуквенного анализа
- при разборе слов по составу
- работе над ошибками
Применяю вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы простым карандашом. При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы - определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. (слайд 8)
Виды работ, которые я применяю на уроках русского языка:
-работа с деформированным текстом;
- работа со словарями; (слайд 9)
Закончи буквенный ряд. Щ Ц Т П Л ? (слайд 10)
Слово по закономерности.
Гриб ( бирка ) актив
Мрак ( . . . . . ) атом
Подбери слово
Обы ( чай ) ка
Ме (…….) олад
Придумай продолжение рассказа
Какое слово нельзя вставить вместо многоточия во фразу: (слайд 11)
У меня есть … друзей?
(А) пара; (Б) трое; (В) пятерня; (Г) дюжина; (Д) сотня.
Логический тест на выделение существенного (найди лишнее)
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. 5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Учебный предмет “Литературное чтение” (слайд 12)предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». (В.А.Сухомлинский)
Проблемы: (слайд 13)
§ Низкая скорость чтения у детей
§ Затрудняются кратко пересказать прочитанный текст
• «Поверхностное» чтение (не понимание смысла, прочитанного)
• Дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста
Задачи:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего
личностного совершенствования;
- прививать интерес и любовь к чтению, стремление у самостоятельному чтению;
- повысить уровень читательской культуры;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том
числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
Грамотность – степень
владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на
котором можно построить дальнейшее развитие человека. (слайд 14)
Читательская грамотность ― способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать
прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Особенности формирования
читательской грамотности: (слайд 15)
1. Формирование навыка чтения:
- умение правильно прочитывать слова;
- понимать смысл текста;
- выразительно читать.
2. Овладение техникой чтения.
3. Формирование читательских интересов.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения на уроках литературного чтения я использую различные методы и приёмы , которые способствуют развивают творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Рассмотрим практические задачи по развитию грамотности на уроках литературного чтения.
Задания
(слайд 16)
Прочитай слова, вернув буквы А на место
слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт
ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш
В каждой строчке найди 5 слов
Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл
(Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
фыкививишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл)
Читай предложение
наоборот справа налево: (слайд 17)
вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот
Прочитай поговорку правильно:
Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
Логические задания на уроках русского языка (слайд 18)
Шифроград: (слайд 19)
1. Следующая буква.
Пишем слово, заменяя все буквы в нем на следующие по алфавиту (тогда Я
заменяется на А , по кругу). Или предыдущие, или следующие через 5 букв :).
ШКАФ = ЩЛБХ
2. Белиберда.
Гласные буквы остаются без изменений, а согласные меняются , согласно ключу.
например:
ОВЕКЬ ЩОМОЗКО
читается как - ОЧЕНЬ ХОЛОДНО, если знать ключ:
Д Л Х Н Ч
З М Щ К В
3. Чехарда.
Поменяйте в слове буквы местами: ДИВАН = НИДАВ
Восстановление текста с пропущенными словами (слайд 20)
Чтение с пропущенными окончаниями (слайд 21)
Таким образом, современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».
Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие функциональной грамотности.
Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.