Формирование функциональной грамотности обучающихся в результате реализации обновленных ФГОС общего образования
Оценка 4.7

Формирование функциональной грамотности обучающихся в результате реализации обновленных ФГОС общего образования

Оценка 4.7
docx
11.07.2024
Формирование функциональной грамотности обучающихся в результате реализации обновленных ФГОС общего образования
Функкциональная грамотность.docx

Формирование функциональной грамотности обучающихся в результате реализации обновленных ФГОС общего образования.

 

Н.Ф. Виноrрадова: «Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности. Ребенок ... должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром...; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, ...способностью строить социальные отношения, ... совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию…».

Время не стоит на месте, меняется современный мир - это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. На смену аналогово-текстологическому окружающему миру пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность». В рейтинге PISA Россия занимает традиционные серединные места, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. Недостатки сегодняшнего начального образования:

- недостаточно владеют смысловым чтением
- затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения
- не справляются с задачами на интерпретацию информации
- не умеют высказывать предположения , строить доказательства.
- недостаточно сформировано умение работать с моделями

А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам. Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.

В настоящее время задания на развитие функциональной грамотности не находят широкого применения в практике российской школы, поэтому потерпели изменения ФГОС. Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся.

Существующие федеральные нормативные документы включают задачу формирования функциональной грамотности ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказы Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009; № 1897 от 17.12.2010; № 413 от 17.05.2012)

Примерные основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015.

Материалы по формированию функциональной грамотности обучающихся (письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 № 03-2195 «О направлении материалов»).

Функциональная грамотность — это способность взаимодействовать с окружающим миром, способность решать учебные и житейские задачи, готовность и способность строить отношения, владение рефлексивным умением. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:
- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
- готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает:
- способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
- готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.;
- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.

Информационная грамотность включает:
- осознание необходимости в расширении своего информационного поля;
- способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
- совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой. Социальная грамотность включает:
- готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;
- совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;
- наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств. Языковая грамотность младшего школьника как предметный компонент функциональной грамотности — это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих следующие аспекты:
1. Стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры.
2. Целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных.
3. Готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.

Литературная грамотность младшего школьника:
1. Сформированность мотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни.
2. Овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста.
3. Умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы.
4. Готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста. Математическая грамотность младшего школьника:
1. Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач, оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости , работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
3. Владение математическими фактами, математическим языком для решения учебных задач, построения математических суждений.

Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника
1. Готовность осваивать и использовать знания о природе.
2. Осознание ценности и научных знаний о природе.
3. Овладение методами познания природных явлений.
4. Способность к рефлексивным действиям

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется показателями:
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Сущность функциональной грамотности младшего школьника :

Применяю
Добываю
Оцениваю
Готов к саморазвитию

Современному учителю необходимо иметь возможность и шанс разобраться в принципах конструирования заданий, ему надо уметь самостоятельно их составлять в зависимости от развиваемой компетенции, контекста, дидактической единицы предметного содержания, индивидуальных особенностей ученика и т. д. Владение такими инструментами позволит готовому к переменам учителю выходить на новое качество образования. Задания на формирование функциональной грамотности моделируют реальную жизненную ситуацию, в то время как учебно-познавательные задачи на развитие академической грамотности моделируют решение научной проблемы. Этим и определяется главная особенность задания на формирование функциональной грамотности — исходным базовым элементом ее содержания является практическая ситуация. Разрешение любой практической ситуации (и в реальной жизни, и в учебном процессе) требует привлечения самых разных знаний и умений. Как правило, задания на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся носят интегративный характер.

Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
Например, формирование читательской грамотности - каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять её в
новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике. Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Заключение.

А.А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

В современном быстро меняющемся мире переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим человеку возможность адаптации и самореализации. Осмысление положительных сторон традиционного отечественного образования и достижений компетентностной модели образования приводит к пониманию принципиальной преемственности и их взаимодополняемости. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Развитие компетенций, являющихся основой функциональной грамотности, вплетенное в освоение предметного знания, — это не отдельная задача, а особенность учебного процесса при данном подходе. В этих условиях происходит смещение акцентов с жесткой детальной фиксации материала обучения на образовательные результаты, формулируемые в терминах деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». При этом реализации компетентностной модели образования, способствующей развитию различных типов грамотности, в большей степени соответствует задачный подход.

 

 


 

Формирование функциональной грамотности обучающихся в результате реализации обновленных

Формирование функциональной грамотности обучающихся в результате реализации обновленных

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих: - потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; - готовность к смысловому чтению…

Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих: - потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; - готовность к смысловому чтению…

Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника 1

Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника 1

В этих условиях происходит смещение акцентов с жесткой детальной фиксации материала обучения на образовательные результаты, формулируемые в терминах деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он…

В этих условиях происходит смещение акцентов с жесткой детальной фиксации материала обучения на образовательные результаты, формулируемые в терминах деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2024