Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.
Оценка 5

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.

Оценка 5
pptx
30.10.2022
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка.pptx

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Комарова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №7 г. Владивостока»

В условиях социально – экономического развития обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный адаптироваться в сложной ситуации, целеустремлённый, активный

В условиях социально – экономического развития обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный адаптироваться в сложной ситуации, целеустремлённый, активный

В условиях социально – экономического развития обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный адаптироваться в сложной ситуации, целеустремлённый, активный.

Поэтому одним из главных направлений развития образования является обучение учащихся самостоятельно добывать , анализировать, эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и активного участия в жизни общества.

В новом словаре методических терминов и понятий способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней называется функциональной грамотностью

В новом словаре методических терминов и понятий способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней называется функциональной грамотностью

В новом словаре методических терминов и понятий способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней называется функциональной грамотностью.
Согласно новым ФГОС НОО И ООО, утверждённым 31 мая 2021 г., функциональная грамотность учащихся проявляется в способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности ( Изучать. Находить. Мыслить. Приниматься за дело.).
Функциональная грамотность включает в себя читательскую грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность, естественнонаучную грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Большинство умений, входящих в базу функциональной грамотности, должны формироваться на уроках русского языка и литературы, так как связаны с речевыми умениями

Большинство умений, входящих в базу функциональной грамотности, должны формироваться на уроках русского языка и литературы, так как связаны с речевыми умениями

Большинство умений, входящих в базу функциональной грамотности, должны формироваться на уроках русского языка и литературы, так как связаны с речевыми умениями. Учитель должен создать условия для того, чтобы ученик самостоятельно добывал знания и учился применять эти знания в повседневной жизни.
В основу уроков должны быть положены социально – конструируемые ситуации, которые будут воспитывать в учащихся требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, работать в коллективе, предлагать, критиковать, выдвигать гипотезы; умение находить и отбирать необходимую информацию, работать с « несплошными» текстами.

Методы формирования функциональной грамотности

Методы формирования функциональной грамотности

Методы формирования функциональной грамотности

Групповая форма работы
Игровая форма работы
Творческие задания
Тестовые задания
Практическая работа
Ролевые и деловые игры
Исследовательская деятельность

Конструктор задач. ццц ознакомление понимание применение анализ синтез оценка

Конструктор задач. ццц ознакомление понимание применение анализ синтез оценка

Конструктор задач. ццц

ознакомление

понимание

применение

анализ

синтез

оценка

Назовите основные части..

Объясните причины того, что..

Изобразите информацию о…
графически

Раскройте особенности..

Предложите другой вариант..

Ранжируйте и обоснуйте..

Сгруппируйте вместе все..

Назовите, что необходимо для того, чтобы..

Предложите способ, позволяющий

Проанали зируйте структуру.. с точки зрения..

Разработайте план, позволяющий..

Определите, какое из решений является оптимальным..

Составьте список понятий, касающих- ся..

Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют

Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает..

Составьте перечень основных свойств..

Найдите необычный способ, позволяющий..

Оцените значимость..

Расположите в определён ном порядке

Расположите в определён ном порядке

ознакомле-
ние

понимание

применение

анализ

синтез

оценка

Расположите в определён ном порядке.

Постройте прогноз развития..

Сравните .. и .. , а затем обоснуйте..

Постройте классификацию.. на основании..

Придумайте игру, которая..

Определите возможные критерии оценки..

Изложите в форме текста..

Прокоммен тируйте предполо жение о том, что..

Разработай те экспери -мент, подтверждающий..

Найдите в тексте (модели, схеме), то, что..

Предложите свою классифика цию..

Выскажите критические суждения о..

Вспомните и напишите..

Изложите иначе идею о том, что..

Проведите презентацию..

Сравните точки зрения.. и.. на

Напишите возможный сценарий развития..

Оцените возможности для..

Прочитайте самостоятельно

Приведите пример того, …

Рассчитайте на основа -нии данных.

Выявите принципы, лежащие в основе..

Изложите в форме.. своё мнение..

Проведите экспертизу..

Смысловое чтение Нацелено на понимание читающим содержания текста, осмысление цели чтения и выбора вида чтения, интерпретации прочитанного

Смысловое чтение Нацелено на понимание читающим содержания текста, осмысление цели чтения и выбора вида чтения, интерпретации прочитанного

Смысловое чтение

Нацелено на понимание читающим содержания текста, осмысление цели чтения и выбора вида чтения, интерпретации прочитанного.
Приёмы смыслового чтения:
Ментальные карты
Мозговой штурм
Работа с вопросником
Глоссарий
Ориентиры предвосхищения
Рассечение вопроса
Чтение с остановками

Верные и неверные суждения Кластер

Верные и неверные суждения Кластер

Верные и неверные суждения
Кластер
Кроссворд
Мини-обзор или одноминутное эссе
«Дерево предсказаний»
Смотр вопросов

Приём «Уголки» -одна группа готовит доказательства, используя текст и жизненный опыт, положительных сторон рассматриваемого объекта, другая – отрицательных

Приём «Уголки» -одна группа готовит доказательства, используя текст и жизненный опыт, положительных сторон рассматриваемого объекта, другая – отрицательных

Приём «Уголки»
-одна группа готовит доказательства, используя текст и жизненный опыт, положительных сторон рассматриваемого объекта, другая – отрицательных. (Обязательно используются цитаты). Затем делают общий вывод.
Приём «Восстанови текст»
- каждый получает слова, из которых надо составить предложения, затем эти предложения расположить в правильном порядке, затем ,взаимодействуя друг с другом, восстановить текст.
Приём «Лови ошибку»
- в тексте допущены ошибки, их надо найти, аргументируя выбор.

Работа с лексикой. - назвать как можно больше прилагательных к слову (книга), распределить по категориям ( время издания, назначение, жанр, форма, размер, эмоциональное восприятие, сохранность,…

Работа с лексикой. - назвать как можно больше прилагательных к слову (книга), распределить по категориям ( время издания, назначение, жанр, форма, размер, эмоциональное восприятие, сохранность,…

Работа с лексикой.
- назвать как можно больше прилагательных к слову (книга), распределить по категориям ( время издания, назначение, жанр, форма, размер, эмоциональное восприятие, сохранность, принадлежность;
- придумать рассказ, все слова которого начинались бы на одну и туже букву.
Сказка по таблице

Кто герой сказки

Какой он

Что может делать

Что не может делать

О чем мечтает

Что смог осуществить

Вывод

Технология критического мышления -адекватно воспринимать чужую точку зрения, делать выводы, основываясь не только на свои суждения, но и на суждения оппонента

Технология критического мышления -адекватно воспринимать чужую точку зрения, делать выводы, основываясь не только на свои суждения, но и на суждения оппонента

Технология критического мышления
-адекватно воспринимать чужую точку зрения, делать выводы, основываясь не только на свои суждения, но и на суждения оппонента. ( Тургенев «Отцы и дети». Одна группа – «отцы», другая – «дети». Найти аргументы в защиту позиций героев. Затем поменяться местами. Сделать общий вывод.)
Приём «Телеграмма или СМС»
-кратко написать самое важное, что уяснил из текста, урока. ( Телеграмма Маргариты: «Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева! Надеюсь.»
«Копирайтеры»
- кратко, доходчиво и образно показать достоинства и преимущества объекта рекламы с целью воздействия на мнение потребителя и побуждения его к покупке.

Приём «Двойной дневник» - лист делим на две части

Приём «Двойной дневник» - лист делим на две части

Приём «Двойной дневник»
- лист делим на две части. С левой стороны отрывок, который произвёл впечатление, пробудил воспоминания, вызвал протест. С правой стороны комментарий» почему эта цитата, что заставила вспомнить, какие вопросы возникли.
Чтение по кругу.
- текст читается по абзацам. После каждого абзаца читающему задаются вопросы.
« Конкурс шпаргалок»
- сделать конспект урока с помощью рисунков, схем и т. д.
Создание комиксов.


Инструкции. В. Астафьев «Васюткино озеро»

Инструкции. В. Астафьев «Васюткино озеро»

Инструкции.
В. Астафьев «Васюткино озеро»
Законы тайги:
1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб
2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.
3. Необходимо беречь патроны.
4. Надо быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
5. Нужно уметь ориентироваться по сторонам света.
6. Необходимо не терять веры в свои силы.

Проект «путеводитель по родному краю» 1

Проект «путеводитель по родному краю» 1

Проект «путеводитель по родному краю»
1. Обсуждение идеи: для кого, в каком виде, какая информация должна быть.
2. Информация: маршруты, туристические объекты, места для ночёвок и отдыха, интересные легенды.
3. Создание текстов как справочного характера, так и небольших заметок.
4. Подбор иллюстраций.
5. Макет : презентация, брошюра, плакаты.
Современные источники.
- не прочитать статью в учебнике, а посмотреть видеоролик и составить интеллект-карту или плакат.

Творческие задания Перенесите действие в другое место, в другое время

Творческие задания Перенесите действие в другое место, в другое время

Творческие задания
Перенесите действие в другое место, в другое время.
Что могло бы произойти, если бы…
Прошло 10 лет ( год). Что стало с героями?
Вы – художник спектакля. Поставленного по рассказу ( эпизоду). Предложите вариант костюмов, декораций.
Напишите короткий диалог, который мог бы состояться между … и …
Представлена схема прибора. Дайте её описание.
Прочитанный рассказ – часть многосерийного фильма. В нескольких предложениях изложите содержание предыдущих ( последующих) серий.

Развитие функциональной грамотности – первостепенная задача, которая стоит перед учителем на современном этапе

Развитие функциональной грамотности – первостепенная задача, которая стоит перед учителем на современном этапе

Развитие функциональной грамотности – первостепенная задача, которая стоит перед учителем на современном этапе.
Методов и методик, помогающих учителю, много. Необходимо, проанализировав все инструменты, применять в работе именно то, что подходит ребятам данного возраста, класса, уровня развития и т. д.

Удачи в работе!!!

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022