Что такое ФГОСФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса. Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение. Какие бывают ФГОС: Три поколения стандартовФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись. Первое поколение ФГОС Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы. Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Второе поколение образовательных стандартов. ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС. ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
На уроках физкультуры формируются следующие компетенции:
общекультурная,
учебно-познавательная,
коммуникативная,
социальная,
личностная,
информационная.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности
Учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения.
Развивает у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.
активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий,
создавать условия для проявления самостоятельности,
личной ответственности за свою работу, за поведение в целом,
приучать их владеть своими эмоциями.
Ключевые компетенций
Способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках легкой атлетики, лыжной подготовки);
способность брать на себя ответственность по собственной инициативе(брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно).
Формируемые компетенции
Осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни;
сохранение здоровья и высокой работоспособности;
подготовка к труду и защите Отечества
Знания и особенности индивидуального здоровья, физического развития, возможности их коррекции, умение выполнять комплексы физических упражнений, используя преобретенные знания
Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение
Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью
Понимание и знание здорового образа жизни
Профилактика вредных привычек
Формирование этой компетенции происходит
Когда ученик, который сам провел небольшие исследования в области физической культуры понимает, насколько важно знать, как правильно распределить нагрузку, какие могут быть положительные и отрицательные моменты в ходе выполнения того или иного двигательного упражнения.
Зная теоретический материал более осознано подходит к самому уроку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.