ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.6
doc
09.02.2020
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тихановская Е.В._Статья.doc

ФОРМИРОВАНИЕ

ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тихановская Елена Владимировна, учитель начальных классов

 

Государственное учреждение образования «Копачевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Мстиславского района Могилевской области, Республика Беларусь

 

Изменения, происходящие в Республике Беларусь: демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, о которых говорится в Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребенка, в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также расширение возможностей в развитии личности – актуализировали проблему гражданского воспитания подрастающего поколения.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании задачей воспитания в учреждениях образования, которая в рамках данного исследования соотносится с гражданским образованием, является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии».

Ключевой задачей, обеспечивающей социокультурную модернизацию белорусского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в учреждении образования сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков.

С сентября 2016 года наше учреждение образования участвует в реализации республиканского проекта «Внедрение модели формирования гражданской идентичности обучающихся в рамках организации и деятельности региональных музеев».  

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру [5].   

Важнейшая задача общего образования состоит в создании и развитии такой образовательной среды, в которой ребенок осознавал бы свою гражданскую идентичность, принимал общие национальные ценности, занимал активную жизненную позицию [2].

Одним из системно - деятельностных инструментов воспитания обучающихся является социально-проектная деятельность, имеющая практическую значимость для региона, области, района, ближайшего социума ребенка. Ежегодно в нашем учреждении образования  реализуются проекты гражданской активности разных уровней: общешкольные, по классам, групповые, разновозрастные, индивидуальные. Как результат накопленного опыта работы определены подходы к формированию у обучающихся компетенций, навыка проектной деятельности на всех уровнях образования, начиная с дошкольного. При внедрении инноваций в образовательный процесс  проектная деятельность  стала  способом, инструментом формирования и развития гражданской активности школьников, так как она реализуется в системе и является неотъемлемой частью образовательной среды.  Основная идея  инновационного проекта заключается в том, что создание виртуального музея повысит эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания в учреждении, путём включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий.

Виртуальный музей — это собрание Web-страниц, расположенных на сайте учреждения образования, содержащих не только каталоги и фотографии экспонатов, но и конспекты занятий по дошкольному образованию, конспекты уроков и факультативных занятий, разработки и презентации внеклассных мероприятий, проектов, виртуальных экскурсий по родному краю.  «Посетитель» такого музея может выбирать то, что его интересует и использовать в своей работе.  

В силу такой возможности выбора и сохранения этот способ приобщения к культуре оказывается удобнее и дешевле приобретения не только печатной продукции, но даже и компакт дисков.  

Формирование основ гражданской идентичности необходимо начинать уже с начальной школы. Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Если в начальном школьном  возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится  трудиться, не будет  любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. В содержании учебных предметов начальных классов не всегда заложен материал, формирующий гражданскую идентичность, поэтому необходимо восполнять пробел во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, приобрести социальный опыт. Наиболее эффективным способом приобретения социального опыта является проектная деятельность, так как способствует формированию практически всего спектра социально-коммуникативных компетенций.

Проектная деятельность — благодатная почва для развития личности ребёнка, всех его интеллектуальных и нравственных качеств. Расширение образовательного пространства уроков и внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения и воспитания многоуровневым и многофункциональным. В совместной деятельности у детей появляется больше возможностей раскрыть себя, проявить личные качества, инициативу, ответственность, смекалку и трудолюбие. В такой деятельности проявляются организаторские способности, чувство ответственности за происходящее вокруг.

Данная деятельность вызывает большой интерес, т. к. обучающиеся самостоятельно ищут, анализируют информацию, устанавливая контакты с с социумом, делают выводы, находят пути решения выявленных проблем. Дети чувствуют себя значимыми, так как к ним прислушиваются взрослые и поддерживают их идеи. Они вместе с учителями, родителями, берут на себя ответственность и видят результаты своего труда. Эта работа способствует созданию ситуации успеха, обеспечивает доступность образовательной среды для каждого обучающегося, способствует формированию гражданско-патриотического воспитания школьников.

«Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов. Тема проектной работы в начальной школе интересует меня уже давно. Дело в том, что создание проекта – это творчество в первую очередь ребят, работающих над проектом.

В чём заключается значимость метода  проектной деятельности?

1.         Открывается возможность для формирования жизненного опыта.

2.         Стимулируется творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

3.         Выводит образовательный процесс из стен учреждения образования в окружающий мир.

4.         Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

5.         Ведёт учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.

Работу над проектом я провожу по следующему плану:

Шаг 1. Погружение в проект (определение темы, целей, вопросов для обсуждения, проблема, выбор тем учащихся).

Шаг 2. Организация деятельности (формирование групп, обсуждение плана работы, источники информации).

Шаг 3. Осуществление деятельности (самостоятельная работа групп, подготовка необходимых материалов).

Шаг 4. Презентация (защита своих работ).

Первые наши проекты по формированию гражданской идентичности были индивидуальными и небольшими по объему. В начале сентября 2016 года была заявлена тема «Мой дом». Дети составили сначала небольшие устные рассказы, а затем после корректировки написали мини-сочинения.

Далее ребята разрабатывали индивидуальные проекты по истории своей семьи. Так были созданы работы «Генеалогическое древо моей семьи». Один из обучающихся рассказал по нему о своей семье, о своем прадедушке, который воевал во время ВОВ и погиб на фронте. При помощи этого макета и одноклассники смогли рассказать о своей семье. В данном проекте мы попытались  проследить исторические события Беларуси через судьбы членов семей учащихся класса.  

У ребят возник неподдельный интерес к истории родины. Поэтому, когда встал вопрос о выборе темы следующего проекта никто уже не сомневался, что наш класс будет заниматься историей и культурой нашей малой родины. Так был создан и реализован проект «Святы беларускага каляндара». Так как это уже был долгосрочный проект, то потребовалась помощь родителей.  

На родительском собрании объяснила цель данного проекта и попросила их быть моими помощниками. Для этого были разработаны буклеты для родителей. Родители, вместе с детьми стали активными участниками создания проектов, презентаций.

По данному проекту был собран информационный материал «Святы і абрады беларусаў”, проведен праздник “Восень, восень залатая”, создана презентация “Белорусский народный календарь”. Как итог – выпущен календарь праздников белорусского народа.

Следующий наш проект связан с нашей местностью “Православные  святыни малой родины”.

В основу проекта было положено знакомство с историей церкви Покрова Божей Матери в деревне Бастеновичи и аунтичным  обрядом “Варваровская свеча”, который сохранился в деревне Бастеновичи. Данный обряд имеет статус объекта нематериального историко-культурного наследия Республики Беларусь.

Была проведена краеведческая экскурсия, создана презентация, буклет для родителей, собран информационный материал, буклет –путеводитель “Варваровская свеча”.

В четвертом классе мы решили реализовать более масштабный проект «Беларусь от А до Я», который включает в себя четыре подпроекта, поэтому работать мы будем в течении всего учебного года.

«Родная краіна”,

“Народныя промыслы”,

“Родныя гарады”,

“Мы – патрыёты”.

Как итог работы над данным проектом разработана  «Тетрадь проектов»,  в которой даны рекомендации поэтапной работы над проектом для учащихся начальной школы. Собран и систематизирован в дидактическое пособие к «Букварю» - «Мстиславщина от А до Я», разработаны и оформлены лэпбуки для младших школьников «Загадки», «Сказки Беларуси», «Национальная одежда» и другие.

Вот так поэтапно, начиная с истории своей семьи, изучения школы, родного края – своей малой родины, а затем к истории Беларуси ведется работа по формированию гражданина, который не только знает историю своей семьи, но и стремится стать настоящим белорусом.  

Подводя итоги нашей работы можно сделать вывод, что патриотическое воспитание включает решение целого комплекса задач, таких как: любовь и привязанность к семье, детскому коллективу, школе, деревне, родному краю, государству, бережное отношение к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к традициям и промыслам, формирование знаний о правах человека, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Главный результат работы коллектива на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история Беларуси была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Беларусь была бы, несомненно, беднее.

 

Список использованных источников

1.         Григорьев,  Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пос. для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: - Просвещение, 2010. – 223 с.

2.         Лукашенкова, Ж. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности ( из опыта работы учителя) [Текст] : [методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию обучающихся для педагогов общеобразовательных учреждений] / Ж. В. Лукашенкова ; Смоленская правосл. духовная семинария. - Смоленск : СПДС, 2013. - 335 с

3.          Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников [Текст] / автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007.- 330с.

4.         Синягина,  Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриотизма [Текст] // Воспитание школьников. – 2011 -№1 – С. 23-26

5.         Эриксон,  Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344с.

 


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, приобрести социальный опыт

Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, приобрести социальный опыт

Данный обряд имеет статус объекта нематериального историко-культурного наследия

Данный обряд имеет статус объекта нематериального историко-культурного наследия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020