ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА
МСТИСЛАВСКОГО РАЙИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«КОПАЧЁВСКИЙ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЕТСКИЙ САД – СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ПИОНЕРСКАЯ ДРУЖИНА «ДРУЖБА»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
|
Рецензент:
заместитель директора по воспитательной работе Никитенко С.С.
Составитель:
педагог-организатор Тихановская Е.В.
Рекомендовано
педагогическим советом государственного учреждения образования
«Копачевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
Протокол №9 от 30 декабря 2016 года
Формирование гражданской идентичности в детских общественных организациях/ сост. Е.В.Тихановская; Государственное учреждение образования «Копачевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа». – аг. Копачи, 2017. –33 с.
В предложенных методических материалах раскрываются возможные подходы, примерное содержание, ориентировочные формы и отдельные методы по формированию у подрастающего поколения гражданской идентичности.
Данные методические материалы разработаны в целях совершенствования сложившейся практики воспитательной работы с пионерами в пионерской дружине «Дружба» ГУО «Копачёвский УПК ДС-СШ» Мстиславского района, повышения профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам эффективного формирования гражданской идентичности личности.
Материалы предназначены классным руководителям, методистам, педагогам – организаторам школ, лидерам детских и молодёжных организаций и всем тем, кто интересуется и ведёт поиск путей обновления деятельности пионерской организации.
© Составление. Е.В.Тихановская, 2017
© Государственное учреждение образования
«Копачёвский учебно-педагогический комплекс
детский сад – средняя школа», 2017
Содержание
Введение |
4 |
|
1. |
Гражданская идентичность и её роль в становлении личности подростка |
6 |
2. |
Возможности детских общественных организаций в формировании гражданской идентичности детей и подростков |
9 |
3. |
Виртуальный музей как средство формирования гражданской идентичности в общественной организации «БРПО» |
11 |
Заключение |
13 |
|
Литература |
14 |
|
Приложения |
15 |
ВВЕДЕНИЕ
Добиться того, чтобы воспитанника
уже в детстве волновало настоящее и
будущее Отчизны – одна из важнейших
предпосылок предотвращения моральных
срывов в годы отрочества. Гражданские
мысли, чувства, тревоги, гражданский
долг, гражданская ответственность –
это основа человеческого достоинства.
В.А.Сухомлинский
Изменения, происходящие в Республике Беларусь: демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, о которых говорится в Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребенка, в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также расширение возможностей в развитии личности – актуализировали проблему гражданского воспитания подрастающего поколения.
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании задачей воспитания в учреждениях образования, которая в рамках данного исследования соотносится с гражданским образованием, является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии».
В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в современных социокультурных условиях одним из основных составляющих воспитания является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции.
Потребность связи человека с окружающим его миром, с обществом, в котором он живет, является одной из самых необходимых потребностей человека, так как человек находится в обществе с самого момента своего рождения. Он рождается для того, чтобы жить в общении с другими, себе подобными.
В наше время, время глобальных социальных преобразований, происходящих в мире, людям все сложнее становится общаться друг с другом. Эти проблемы связаны с перестройкой гражданского общества, с возрастающим коммуникационным единством мира, которые не всегда приводят к совпадению людских интересов и взаимопроникновению ценностей, которые рекламируются обществом. Эти проблемы ведут к потере социальных ориентиров, к формированию комплекса «гражданской неполноценности». В настоящее время человеку очень трудно утвердить себя в обществе как гражданина, личность, индивидуальность.
И хотя миры различных людей, пытающихся сохранить свою суверенность, сильно разнятся между собой, человек не может существовать в одиночестве, без общения с другими, ему подобными. Он должен обязательно соотнести себя с какой-нибудь системой, которая задавала бы направление в его жизни и придавала ей смысл. Если этого не происходит, человека могут переполнить сомнения, полностью сковывающие его способности, а значит, и саму жизнь. Человек потому и живет, что принадлежит к обществу, членом которого он является. В связи с этим проблема формирования у молодых людей чувства гражданской идентичности является одной из важнейших социально-педагогических проблем современности.
Проблема формирования гражданской идентичности является сравнительно новой проблемой. Доказано, что идентичность является результатом процесса соотнесения личности с другими людьми: с внутренним миром, с ценностями, с гражданской общностью. Структура такого явления как «идентичность» отражает не только индивидуальность самого человека, но и его направленность на социальное окружение.
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЕЁ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Сегодня обществом востребованы социально адаптированные, ответственные люди, имеющие активную жизненную позицию и лидерские навыки, способные свободно и корректно выражать своё мнение, умеющие организовать своё свободное время, наладить взаимодействие, достигнуть желаемых результатов.
Согласно инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году» приоритетным направлением взаимодействия с детскими и молодёжными общественными объединениями является работа по формированию активной жизненной позиции учащейся молодёжи. Главная задача педагогов заключается в создании условий для развития инициативы каждого ребенка, формирования и проявления лидерских качеств обучающихся, спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят. Новым содержанием должна наполниться работа учреждений образования по развитию ученического самоуправления, детских и молодёжных социально значимых инициатив, использованию потенциала молодёжных и детских общественных организаций.
Вопросы гражданственности и патриотизма всегда были в центре внимания, они отражали объективное состояние общества на определённом этапе развития и господствующую в нём идеологию. Поскольку изменившаяся в стране социальная ситуация диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностно-смысловом, функциональном и содержательном наполнении, проблема формирования гражданственности у подрастающего поколения становится очень актуальна.
На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции школьников.
В структуре гражданской позиции как интегративного качества личности учащегося традиционно выделяются чувство собственного достоинства, внутренняя свобода личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим гражданам и к государственной власти, способность выполнять свои обязанности, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств. Установлено, что гражданская позиция в значительной степени влияет на мировоззрение школьников, обусловливает и мотивирует их поведение и коммуникацию. В содержание гражданского воспитания входят экономические, политические, правовые, социальные, этические знания, и в части решения обозначенных задач наибольшая нагрузка возлагается на воспитательную деятельность образовательного учреждения. Именно поэтому формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой образовательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитанию человека культуры и гражданина своей страны.
Таким образом, главная цель современного гражданского образования – воспитание гражданина с активной жизненной позицией, живущего в соответствии с ценностями демократического общества.
В настоящее время все больше употребляется такое понятие, как гражданская идентичность. Что же это такое? Существуют различные определения этого понятия. Скорей всего – это представление человека о самом себе, принадлежность его к определенной социальной группе и осознание им этого факта.
Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации.
Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а предполагает целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор.
В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые
составляют основу гражданской культуры личности – патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры.
Формирование гражданской идентичности ориентировано на:
- формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Беларуси;
- приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни;
- формирование гражданской позиции, чувства ответственности за развитие и государственное устройство Беларуси;
- сознательный выбор и приоритет национальных интересов;
- уважение к Конституции Республики Беларусь и других законов государства;
- осознание роли государства и общества как гарантов максимального развития, интересов и способностей человека;
- понимание того, что основная цель государства – обеспечить успешное развитие человеческого потенциала;
- понимание заботы государства о нуждающихся, инвалидах, пожилых людях, детях.
Воспитать гражданина-патриота своей Родины сегодня – значит подготовить человека к решению текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций ответственного хозяина и труженника, организатора, защитника Родины и своей семьи, который готов к участию в сознательной и активной деятельности на благо Родины.
Сегодня нашей Республике Беларусь нужны молодые люди, заинтересованные, неравнодушные и болеющие за свое дело, прилагающие все усилия для самореализации.
Каковы же основные пути формирования гражданской идентичности?
Опыт работы показывает, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.
Одновременное участие детей в социально признаваемой деятельности придает личностным интересам школьников новую дополнительную ценность, ориентируя их на решение социально значимых задач.
Можно с уверенностью сказать: воспитательная работа, ориентированная на гражданское воспитание детей и подростков, даёт возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.
ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ОО «БРСМ» и ОО «БРПО способствуют осуществлению успешной социализации личности подростка, формируют его готовность к отношениям в разных сферах жизни на основе демократической культуры. В настоящее время наша страна обретает статус уважаемого во всем мире государства, возрождается благотворительность, добровольчество. Наиболее актуальной проблемой стал процесс привлечение подростков в детские общественные объединения, участие в работе которых, значительно расширяет опыт, знания и умения растущего гражданина, помогают ему выстроить социальные отношения, реализовывать свой лидерский и творческий потенциал.
Работа в пионерской дружине «Дружба» ГУО «Копачёвский УПК ДС-СШ» построена, учитывая интересы учащихся, нацеленных на формирование и реализацию активной жизненной позиции. Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. Сегодня пионерская дружина нашего учреждения образования является особой «детско - взрослой событийной общностью», где дети, педагоги и родители ощущают себя полноправными субъектами, проявляют схожие потребности и интересы, в процессе совместной деятельности пересекаются не только их интересы, но и ценности и смыслы. Cвидетельством этого могут массовые мероприятия, проводимые конкурсы газет «Школа здоровья», «Школа гражданственности и патриотизма»; фестивали-конкурсы «Краски жизни», конкурс школьных агитбригад «Знать, чтобы жить!», «Остановись и подумай!». Осознавая себя полноправными членами общества, наши пионеры, выпускают газету «Пионерский вестник», пользующуюся особой популярностью среди подростков учреждения образования. На страницах газеты дети выражают свое мнение, дискутируют о проблемах современной молодежи и ищут пути их решения, подводят итоги конкурсов, фестивалей, проектов, тем самым мотивируя подростков на созидательную деятельность. Что может быть прекраснее, чем горящие глаза десятков юных одухотворенных лиц, озаренных уверенностью в социальной значимости своей деятельности и надеждой на встречу с единомышленниками.
Такая кропотливая работа позволяет школьникам осознать свою причастность к богатейшей истории и наследию нашей страны, почувствовать осознать себя белорусами.
Для формирования гражданской идентичности мы используем следующие формы работы:
- коммуникативные (беседа, диспуты, технология «Дебаты»);
- игровые (ролевая игра, деловая игра);
- социально-деятельностные (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).
В рамках формирования гражданской идентичности сегодня особенно популярна технология «Дебаты». В дебатах, как правило, участвуют две стороны. Одна команда, защищающая тему обсуждения, другая команда, опровергающая ее. Цель команд – убедить судей, что их аргументы наиболее весомые. Судьи решают исход обсуждения, указывая наиболее слабые и сильные стороны команд. Педагог становится «Таймкипером», т.е. он следит за соблюдением регламента и правил игры.
Очень важным является то, что проигравших в дебатах нет. Главное в дебатах – это обучение. Основная задача данной технологии – приобщить участников к нормам и ценностям гражданского общества, адаптировать их к условиям современной жизни, научить вести полемику, отстаивать свои интересы на основе правовой базы и знаний. Учащиеся вырабатывают свою нравственно-мировоззренческую позицию, учатся находить компромиссы, анализировать информацию и самостоятельно ее добывать.
Одной из важных технологий формирования гражданской идентичности является «Технология социальной пробы», т. е. участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми. К таким делам мы отнесли:
- участие членов ОО «БРПО» в концертах для ветеранов труда, воинов –интернационалистов, пожилых людей;
- различные субботники по уборке территорий;
- мероприятия для детей с ограниченными возможностями;
- экологические мероприятия;
- помощь пенсионерам;
- спортивные мероприятия.
Социальный проект – одна из наиболее популярных технологий гражданско-патриотического воспитания. Это практика разного рода волонтерских и других проектов, где цели ставит педагог и включает детей в социальную активность.
Социальное проектирование – это самостоятельный выбор деятельности, который соответствует интересам и способностям ребенка. Ребенок сам несет ответственность за свой выбор. Это коллективная работа над важным делом, в процессе которой формируются важные социальные навыки, необходимые людям в жизни. Социальный проект можно рассматривать как эффективную профориентационную работу с подрастающим поколением. Поэтому в нашей дружине разработаны и реализуются следующие проекты: «Дарите людям добро», «Будь готов!», «История пионерской организации», «Детские сердца» и другие.
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «БРПО»
В последнее время в связи с развитием информационных технологий и развитием Интернета появилась инновационная форма музея – виртуальный музей.
Виртуальный музей — это собрание Web-страниц, расположенных не обязательно на одномWeb-сервере, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. «Посетитель» такого музея может выбирать то, что его интересует. Фотографию заинтересовавшего его экспоната посетитель может сразу же сохранить на своем компьютере. В силу такой возможности выбора и сохранения этот способ приобщения к культуре оказывается удобнее и дешевле приобретения не только печатной продукции, но даже и компакт дисков.
Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит теле-видео-ряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте. Сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов с возможностью построения к ним различных запросов очень динамичны, максимально задействуют такое мощное средство, как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов музея.
Формирование гражданской идентичности членов ОО «БРПО» в процессе деятельности школьного виртуального музея имеет вполне определенную цель – создание специальной обучающей и воспитывающей среды, позволяющей школьнику формировать комплекс знаний гражданско-патриотической направленности, а также умений, навыков (в более обобщенном виде – гражданско-патриотической компетенции).
С 2016 года в нашем учреждении образования реализуется инновационный проект «Внедрение модели формирования гражданской идентичности обучающихся в рамках организации и деятельности региональных виртуальных музеев», в котором участвуют 13 учреждений образования Могилёвской области.
Указанная модель является одним из основных организационных средств системы патриотического воспитания в учреждении образования, включающей в себя различные формы творческой работы учащихся совместно с учителями в учебной и внеурочной деятельности. Данная модель помогла скорректировать нам план работы пионерской дружины «Дружба» по патриотическому воспитанию детей и подростков. Пионеры нашей дружины активно вносят свою лепту в создание регионального виртуального музея. Ребята подготовили видеоролик и фотоальбом с интересным материалом об истории пионерского движения. Актив пионерской дружины разрабатывает и готовит материал для проведения региональной интернет-викторины «История пионерской организации», посвященной 95-летию Пионерии.
Собраны материалы для проведения виртуальных выставок «Пионерия – чудесная страна», «Этих дней не смолкнет слава».
В своей работе мы используем виртуальные игры: виртуальная игра «Маленькие герои ВОВ» (http://learningapps.org/view1387225), виртуальная игра «Великая Отечественная война»(http://learningapps.org/view1452585).
Пионеры 7-8 классов собрали материал и провели заочную экскурсию для октябрят по родному городу Мстиславлю (Приложение 1) под названием «Есть город древний на холмах..»
В рамках проектной работы по созданию и наполнению музея контентом пионеры освоят современные информационные технологии, такие как: web-программирование, web-дизайн, 3D моделирование, обработка фото и видео и др. Помимо этого ребята смогут проявить себя в командной работе, визуализировать полученные сведения о событиях и исторических процессах. При этом создание единой интернет-платформы для размещения музеев всех участников инновационного проекта позволит делиться опытом между учреждениями образования, расширять аудиторию и объединять учащихся различных школ, проводить конкурсы.
Воспитательный потенциал такой формы работы широк. Виртуальные музеи позволяют:
· повысить общеобразовательный и культурный уровень подрастающего поколения;
· способствовать формированию ценностных ориентаций воспитанников;
· сохранить историко-культурное наследие общества;
· стимулировать интерес подростков к позитивному практическому использованию компьютерных средств.
Виртуальный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Работа музея повышает эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении, путем включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, выражением гражданской позиции личности является её отношение к обществу, деятельности, людям, самой себе. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах.
Работа пионерской дружины по воспитанию чувств гражданственности и патриотизма, в первую очередь, направлена на понимание потребностей и интересов пионеров, на организацию активной жизнедеятельности детей.
Основные задачи, которые стоят на современном этапе перед ОО “БРПО”– открыть простор детской самодеятельности, ее социальным инициативам, стимулировать развитие самоуправления, создавать условия для самовоспитания, действовать исключительно в интересах детей, во имя формирования личности ребенка. Через деятельность пионерской организации ребята овладевают элементами демократической, политической, правовой, национальной культуры, осваивают социальные роли, влияют на положительные изменения в государстве.
Участие обучающихся в реализации социальных проектов и акций являются эффективными формами по формированию у воспитанников зрелой гражданской позиции.
Деятельность, связанная с формированием у подрастающего поколения зрелой гражданской позиции в условиях пионерской организации, привлекательна своей перспективностью, помогает педагогу развить личность, способную успешно выполнять гражданские обязанности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова B.C. Теории интегративного подхода к проектированию воспитательного процесса. М.,1985.
2. Гурова Р.Г. Концепция гражданского воспитания и образования. М.,1995.
3. Гурова Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации. // Педагогика. 2000. - № 10.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - М., 1991.
5. Конвенция о правах ребенка.
6. Фришман И.И., Методические рекомендации организаторам детского движения. М., 2007 г.
7. Вовлечение молодежи в общественную практику как приоритет государственной молодежной политики: Сборник научных статей. М.: 2006. 92 с
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996, С.344
9. Рекомендации (гражданственность и патриотизм) http://mtec.
10. Кабуш, В. Т. Моральные ценности детского объединения. 2003. №6.
11. Воспитание гражданина в пионерской дружине http://www.brsm.by.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Заочная экскурсия
«Есть город древний на холмах…»
Цели:
· развитие познавательного интереса к истории родного края;
· формирование у ребят умения передавать своё чувство любви к малой родине.
· развитие навыков общения и работы в коллективе;
· воспитание уважения и любви к историческому прошлому родного края, его настоящему и будущему.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Слайд 1.
Вступительное слово педагога-организатора.
- РОДИНА…
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живёт; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, всё это и есть родина, то есть родное место.
Откуда произошло само слово РОДИНА?
Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода.
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место
рождения человека. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном
крае. Как вы понимаете эти слова? Родной край – понятие очень широкое. Это
деревня, где ты родился; это река, где ты первый раз купался; это лес, где ты
собираешь ягоды и цветочки, слушаешь пение птиц. Школа, в которой вы учитесь –
это тоже родной край. Это небо, дающее вам возможность дышать, это солнце,
согревающее нас и эта земля, которая дает нам хлеб. Нет прекраснее и красивее,
чем наша родная земля.
Да, родной край – это местечко, где ты родился, где живут твои родные и
близкие, где ты прожил много лет. И каждый из нас обязан знать историю и
культуру своего родного края, а также открыть для себя что-то новое, сделать
что-то доброе и полезное. Сегодняшнее наше мероприятие называется “Есть город
древний на холмах ”. Как же называется город, который является нашим районным
центром? Как вы думаете, что означает его название? На какой реке расположен?
Родина – это Мстиславщина.
Пыль деревенских дорог,
Поле, болотная ржавчина,
Сена душистого стог.
Милое сердцу урочище
С запахом мёда и ржи,
Аист, в гнездовье хлопочущий,
Шум отдалённой грозы.
Б.Кублицкий
Просмотр фильма «Легенды и мифы Мстиславля».
Много легенд о городе, его местечках дошло до нас. Поможет их вспомнить фильм наших земляков, педагогов СОШ №2 – Сергея Олеговича Поклада и Юрия Ивановича Лупякова.
Накануне 1941 года Мстиславщина была развитым сельскохозяйственным районом, специализирующимся на выращивании льна. Славилась она и садоводством.
Району развиваться бы и развиваться, но наступил июнь 1941 года, и этому небольшому уголку Беларуси предстояло испытать весь ужас фашисткой оккупации.
Война…Такое страшное и колючее слово…Великая Отечественная война пришла и в наш город 14 июля 1941 года. Маленький Мстиславль из шумного и жизнерадостного превратился в место боли и слёз. Там, где сейчас расположен парк имени Н.К.Крупской, немцами была установлена виселица. Всех, кто не повиновался немцам, ждала именно она. Многих просто расстреливали. Местами массовых расстрелов стали Троицкая гора в Мстиславле и Яновский Яр возле деревни Печковка.
Семьдесят лет назад из радиоточек доносился голос Юрия Левитана и проникал в душу каждого, кто его слышал: «На Могилевском направлении наши войска продолжали развивать наступление и овладели городом Мстиславль, а также заняли более 500 других населенных пунктов...» На Могилевском направлении Оперативная сводка за этот день дает более подробную информацию: «На Могилевском направлении противник пытается закрепиться на выгодных рубежах, но под натиском наших войск вынужден оставлять одну позицию за другой. Развивая наступление, наши войска в течение дня заняли более 500 населенных пунктов, в том числе город Мстиславль, город Климовичи, город Костюковичи. Бойцы N–ского соединения, стремительно продвигаясь вперед, разгромили полк немецкой пехоты. Захвачены большие трофеи, в числе которых 26 орудий, склад боеприпасов, склады с зерном и военным имуществом. На другом участке наши подвижные отряды обходным маневром окружили и разгромили отступающую колонну войск противника. Захвачены пленные и трофеи». Так дата 28 сентября навсегда оказалась вписанной в историю Мстиславля как день освобождения города от немецко–фашистских захватчиков. Освободили его во время Смоленско–Рославльской наступательной операции 344–я стрелковая дивизия под командованием полковника Страхова во взаимодействии со 196–й отдельной танковой бригадой, которой руководил подполковник Духовный, и 54–м гвардейским минометным полком майора Лавриновича 49–й армии Западного фронта. Но прежде чем последний фашист был изгнан с мстиславской земли, мирному населению пришлось на себе прочувствовать все ужасы вражеской оккупации и отдать тысячи жизней во имя Победы. Два года и 75 дней длилась здесь фашистская оккупация. На фронтах Великой Отечественной воевали 15 тысяч жителей района, почти половина из которых так и не вернулась к родным и близким. 1.645 человек мирного населения были уничтожены фашистскими карателями, 866 юношей и девушек угнаны на принудительные работы в Германию. Две деревни — Ракитино и Шамово — дотла сожжены вместе со всеми их жителями.
Мстиславщина была освобождена от фашистских оккупантов 28 сентября 1943 года.
Фронт остановился на долгих 9 месяцев недалеко, на реке Проне. Штаб 2-го Белорусского фронта (командующий генерал армии Г.Ф.Захаров) разместился в Мстиславле. Готовилась операция по освобождению Беларуси. Здесь побывали видные военачальники - Г.К.Жуков, С.М.Штеменко, Н.Д.Яковлев и другие.
В 1967 году был сооружен Курган Славы. У подножия обелиска замурованы капсула со списками погибших на войне земляков и письмо потомкам.
В 2005 году установлен мемориальный комплекс жителям, расстрелянным фашистскими карателями в годы оккупации.
В 2006 году накануне Дня Независимости Республики Беларусь состоялось открытие аллеи Славы Героев, где вписаны имена мстиславчан-героев.
- Много мужественных людей взрастила Мстиславщина. Есть среди них и Герои Советского Союза. Этого звания удостаивается не каждый, а тот, кто совершил великий подвиг. Кто же они – сыны Мстиславщины, совершившие настоящий подвиг? Это – Вольватенко Иван Кириллович Гончаров Яков Игнатович, Жигунов Владимир Романович, Кочанов Евгений Иванович, Павлович Иван Михайлович, Рудкин Филипп Никитович. Есть и такие, кто не совершал большого подвига, но всеми силами защищал родную землю от врага, партизанил, помогал раненым. Память о них будет жить в наших сердцах. А Аллея Славы в центре города каждый день напоминать нам о тех, на кого нужно равняться.
- 70 лет прошло со дня Победы в Великой Отечественной войне. Люди живут в мире и спокойствии. Строят дома, растят детей, благоустраивают свой родной город. И посвящают стихи нашему городу.
Выступление детей.
Сярод палеткаў і лясоў,
Спавіты стужкаю Віхры
Стаіць мой горад з тыхчасоў,
Як князь смаленскі парашыў.
Мсціславам ён яго назваў
У гонар свой на скон гадоў,
Каб зоркай яркаю заззяў
Сярод вядомых гарадоў.
В.Волкава
Есть древний город на холмах,
В нём соловей всю ночь поёт.
И отражается в глазах
Чудесно-синий небосвод.
А.Кренжиевская
На берегу крутом Вихры игривой
Девятый век ты, мой Мстиславль, стоишь.
И, вскинув ввысь звонницы горделиво,
В даль ясную уверенно глядишь.
Т.П.Весна
Над Віхрою звонять у гаях
Золатам лістоў дубы, алешыны…
Бацькаўшчына любая мая,
Не знайсці нідзе мне
Краю лепшага.
В.Лук’янчык
Горад мой старажытны і юны,
І прыгожы любою парой,
Ужо восем вякоў з палавінай
Ты стаіш над шумлівай Віхрой.
Н. К.Карнеева
Земля моя! Мстиславщина моя!
Журчит Вихра, берёзы рвутся к свету.
Есть на земле прекрасные края,
А для меня тебя милее нету.
Т.П.Весна
Семь чудес Мстиславщины
7 июля 2007(07.07.07) года весь мир выбирал новые чудеса света. Что это за чудеса света? Зачем выбирать новые? Из каких шедевров их выбирать? Чудеса света – это грандиозные творения рук человека, памятники архитектуры, живописи и скульптуры.
В список новых семи чудес света вошли: Великая Китайская стена, древний город инков Мачу-Пикчу (Перу), скальный город Петра(Иордания), пирамиды индейцев майя в Чичен–Ица (Мексика), амфитеатр Колизей (Италия), мавзолей Тадж-Махал (Индия) и статуя Христа Спасителя (Бразилия).
Итак, семь чудес Мстиславщины – это…
Свято-Успенский Пустынский монастырь
расположенный в деревне Пустынки, в 11 километрах от Мстиславля. Основание его относится к концу XIV века. По преданию, родоначальник мстиславских князей СимеонЛугвен к 1380 году потерял зрение. Ни одно из средств средневековой медицины не смогло сделать князя вновь зрячим. Но однажды во сне ему явился старец, посоветовавший отправиться в пустынь, найти там источник и водой из него омыть лицо. Не сразу удалось князю найти заветную криницу. Но в конце концов поиски увенчались успехом: князь умылся водой из найденного источника и моментально прозрел. И первое, что он увидел в ветвях липы, растущей рядом с источником, была икона Богородицы. В память о своем чудесном исцелении князь повелел рядом с чудотворной криницей построить храм. А на площадке чуть выше источника решил заложить мужской монастырь.
Пустынский Свято–Успенский монастырь за свою более чем 600–летнюю историю переживал разное. Был и очень богатой обителью, а временами стоял на грани разорения. После революции 1917–го здесь продолжали жить монахи — до 1931 года. Потом монастырь был закрыт. Что стало с братьями, точно неизвестно.
Замковая гора
От названия замка-крепости гора стала называться Замковой.
С XII по XVIII вв. на горе стоял деревянный замок, окруженный земляными валами и рвами, плотно застроенный жилыми и хозяйственными постройками, между которыми проходили узкие улочки, вымощенные бревнами.
Кармелитский костёл
В ХVII веке в Мстиславле появились кармелиты. Историки отмечают, что они сделали очень многое для социально–экономического развития города. О былом величии католического ордена и сегодня напоминает монументальное здание построенного в стиле барокко костела, который является не только культовым сооружением, но и своего рода свидетелем истории. На стенах сохранились фрески, изображающие батальные сцены времен русско–польской войны 1654 — 1667 гг. — одну из самых трагических страниц истории Мстиславля, называемую «трубецкойрезней». По приказу князя Трубецкого, после того как в город вошли русские войска, было убито 15 тысяч человек — население одним махом меча сократилось в два раза. Тех же, кто остался в живых, позже называли «мстиславцы–недосеки». Фрески уже в ХХ веке чуть было не стали причиной уничтожения памятника архитектуры. Комиссия, собравшаяся в 1961 году, пришла к мнению: костел надо взорвать — чтобы роспись не стала маленьким камешком преткновения для большой дружбы русских и белорусов. К счастью, здание удалось спасти. Сейчас костел кармелитов реставрируется, одновременно являясь действующим — в одном из пределов идут службы.
Девичья гора
Считается, что это поселение раннего железного века: люди появились здесь за 100 лет до Рождества Христова. Есть и легенда, связанная с этим местом. Якобы огромную массу земли всего за ночь наносили девушки в своих передниках — чтобы обороняться от враждебных племен. Потому гора и называется Девичьей. Место это, судя по всему, непростое. По крайней мере, жители Мстиславля рассказывали мне, что частенько на Девичьей горе можно увидеть целителей да экстрасенсов, инкогнито наведывающихся в город лишь с одной целью — подпитаться положительной энергией, якобы исходящей из недр величественного холма.
Церковь А.Невского
Историю этого храма нельзя назвать обычной. Когда-то на этом месте стояла одна из древнейших церквей города – Афанасьевская церковь. Но иезуиты отняли выгодное место для строительства своего каменного костела. Костел, а вместе с ним и монастырь бернардинцев, были возведены витебским хорунжим Иваном Гурко. Старую же церковь перенесли на кладбище и превратили в кладбищенскую.
В 1858 году Бернардинский костел сгорел. К этому времени Могилевщина уже давно была частью Российской империи, а монастырь и здание костела принадлежали православным. После пожара было принято решение возвести на этом месте православную церковь в честь Александра Невского. Благо, и повод для этого был – 650-летие со дня рождения великого русского князя.
Новая церковь открыла свои двери перед прихожанами в 1870 году. Особенностью храма было то, что его алтарная часть была повернута не на восток, как это обычно сделано в православных храмах, а на юго-запад. При входе на церковный двор в 1893 году возвели небольшую кирпичную часовню, которая до нашего времени, к сожалению, не сохранилась. В 1895 году здесь появилась еще и сторожка, которую можно увидеть и поныне. Церковь Александра Невского была построена в типичном для XIX века псевдорусском стиле.
Сейчас в храме хранится несколько особо почитаемых святынь, среди которых иконы благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей, а также Иверский образ Божией Матери, который был освящен в Москве во время коронации императора Николая II.
Церковь Александра Невского в Мстиславле не только одно з самых высоких зданий в городе, но одно из самых красивых.
Кагальный колодец
Происхождение названия объясняется просто. Слово это еврейское и означает “общественный”. А по последней перед Октябрьской революцией переписи, в Мстиславле более половины населения составляли евреи.
Интересно историческое название колодца — Здоровец. Даже нынче значение источника трудно переоценить. Не только по давности существования, но и потому, что вода из Кагального колодца значительно превосходит традиционную водопроводную, сюда в любую пору года приходят мстиславцы, чтобы набрать прозрачной ледяной влаги и для питья, и для приготовления пищи. В снежные зимы к колодцу всегда расчищена дорога. В предвоенные, а потом послевоенные годы из Кагального колодца водовозы, как герой известного кинофильма “Волга — Волга”, в деревянных бочках на лошадях привозили горожанам воду. Ведь в самом городе тоже по причине залегания твердых пород колодцев выкопано не было. А первые километры водопровода появились во второй половине пятидесятых. Так что Кагальная криница была своеобразным источником жизни города. Изначально же, при возникновении древнего городища, она выполняла еще одну важнейшую роль: наполняла водой широкий и глубокий защитный ров, охраняя вместе с Вихрой древний Мстиславль от внезапного нападения врагов. И эта защита была весьма прочной. Когда в 1386 году смоленский князь Святослав Иванович, пользуясь отсутствием в Мстиславле Семена Лугвеня, вместе с полоцким князем Андреем Ольгердовичем осадил город, то за одиннадцать дней не смог преодолеть его укреплений, в том числе и крепостного рва. А тут и подмога осажденным подоспела. В кровавой сече на берегах Вихры захватчики были разбиты.
Вообще, вокруг исторического мстиславского городища существует несколько родников. Но по вкусовым качествам вода из Кагального колодца отличается от других. Поэтому, наверное, в давнем прошлом и назывался он Здоровцом.
Иезуитский костёл
Монастырь иезуитов в Мстиславле был
основан в 1690 году. В составе него сохранились костел Святого
Михаила Архангела, здание коллегиума, аптеки, служебные корпуса, а
также ограда и часовни.
Каменный иезуитский костел Св. Михаила Архангела - одна из главных
доминант города, является памятником барокко. Его строительство началось
в1730 году при поддержке короля Сигизмунда III.
Работы шли медленно и только
в 1748 году под руководством Бенедикта Мезмера костел был
окончательно достроен.
После подавления шляхетского восстания 1830 - 1831 гг. здания бывшего монастыря
передали православным, костел был закрыт.
В 1842 году иезуитский костел
реконструировали и переделали в православный Свято-Николаевский собор.
В прошлом двухбашенный, он был изменен последующими перестройками: сняты башни
и центральный фронтон; заложены окна на главном фасаде; у входа сделана
пристройка. Былая величественность и художественная выразительность храма
потеряна. Интерьер оставляет большое впечатление: размером, массивностью опор,
лепкой барочного характера. Слева и справа от костела сохранились в искаженном
виде коллегиум и аптека.
После Великой Отечественной войны в нем находился Дом культуры, после
школа-интернат для глухонемых детей. Современная реконструкция это яркого
памятника архитектуры началась в 2000 г. однако, вскоре из-за нехватки средств
работы по восстановлению прекратились и не возобновлены по сей день. В 2010 г.
школа-интернат для глухонемых детей переехала в другое место. Сейчас здания монастыря
занимает Дом детского творчества.
В
киоске дремлет синеглазка
Над стопкой утренних газет.
Земля, старинная, как сказка,
Без воли встретила рассвет.
Был дик невыспавшийся город
В дремучих ивах берегов,
И тихо луковки соборов
Текли по вате облаков.
Устал. Прошли века седые,
Прошли торговые ладьи,
Вожди и рати боевые.
Все тонет в хмуром забытьи.
И только западная башня,
Весь день, весь вечер дотемна
Угрюмо помня день вчерашний,
В страну врагов обращена.
Каждый из нас должен знать историю и культуру своего родного края, а также
открыть для себя что-то новое, сделать что-то доброе и полезное. Я надеюсь, что
сегодняшнее наше ме
Я
хочу закончить такими строками
Берегите город родной,
Берегите его тишину и покой.
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе.
И родное оконце,
И огонь в очаге.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Внеклассное мероприятие
«Страна Пионерии»
Цель: знакомство с историей пионерского движения.
Задачи:
· познакомить обучающихся с пионерскими традициями;
· способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
· содействовать воспитанию гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств личности.
Форма организации работы: урок - экскурсия.
Методы и приемы: вовлечение в прошлое, наглядность, ролевая игра, «перевоплощение», вопросно-ответная и эвристические беседы.
Место проведения: музейная комната.
Аудитория: учащиеся 3-6 классов.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование: компьютер, проектор, диск с пионерскими песнями,
Фондовый материал: горн, барабан, значок, пионерская форма, личная книжка пионера, законы пионеров, пионерские журналы, сборник пионерских речевок, сборник игр артековцев.
Ход мероприятия
Деятельность педагога-организатора |
Деятельность учащихся |
Используемые материалы |
1. Организационный момент Приветствие учащихся. Пожелание плодотворной работы |
Готовность к занятию |
|
2. Формулировка темы занятия Ребята, внимательно посмотрите на данные предметы. Назовите эти предметы. Молодцы! Как вы думаете, о ком же мы сегодня будем говорить? Сегодня мы с вами узнаем, какими были раньше пионеры и чем же они занимались. |
Ребята называют предметы Отвечают на поставленный вопрос
|
Горн, барабан, галстук, значок
|
3. Изучение новой темы. Днем рождения пионерской организации является 19 мая 1922 года. Именно тогда Всероссийская конференция комсомола решила создать пионерские отряды по всей стране. Она возвестила миру о начале нового детства. Кто же такой пионер? Слово «пионер» означает «передовой», «первооткрыватель». В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Внимательно послушаем песню «Наш галстук». Ваша задача в этой песне найти ответ на вопрос «Кого же принимали в пионеры?» Принимали в пионеры только тех, кто хорошо учится и прилежно себя ведет. Приём производился индивидуально, открытым голосованием. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал ему красный пионерский галстук и пионерский значок. Давайте мы сейчас зачитаем торжественную клятву пионера
Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Символами пионерской организации кроме галстука были значок, горн и барабан.
Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя»,
«Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда -
это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять
строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На
знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Сильней барабань! Бей в барабан, Не жалей барабан! Чем же занимались пионеры? Очень много полезных дел было организовано пионерами: сбор макулатуры и металлолома, игра «Зарница», пионербол, походы, экскурсии, слеты, песни у костра, тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны, пионеры стремились во всем помогать взрослым в борьбе с врагом как в тылу, так и на фронте, в партизанских отрядах и в подполье. Пионеры становились разведчиками, партизанами, юнгами на военных кораблях, помогали укрывать раненых. За боевые заслуги десятки тысяч пионеров награждены орденами и медалями, четверо посмертно удостоены звания Героя Советского Союза — Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей и Валя Котик (небольшая информация о пионерах-героях). Ребята! Головы склоните! Руки, салютуя, поднимите! Смолкни, барабан! И, сердце, бейся тише! Мысленно пусть станут перед строем На войне погибшие – герои! (минута молчания)
У пионеров были свои законы, которые они чтили и соблюдали. Перед вами на листочках написаны эти правила. Остались ли актуальными сегодня эти правила?
Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» — советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами — пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым Попробуем спеть вместе эту песню.
У пионеров есть девиз: в ответ на призыв коммунистов и комсомольцев «Пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!», пионеры отвечают: «Всегда готовы!» и отдают пионерский салют. Вы сейчас пионеры. Пионер всегда будь смелым Не бросай на ветер слов И проверить слово делом - Будь готов! Всегда готов! Без ученья, без науки Труд не даст тебе плодов Развивать и ум и руки - Будь готов! Всегда готов! Пионеры, в борьбе за Родину, добро и справедливость, будьте готовы! Все: Всегда готовы!
Пионерский отряд нельзя представить без речевки. Речевка – это детская кричалка. Выучим одну из них: Раз, два
|
Прослушивают песню и отвечают на поставленный вопрос
Один из учеников читает клятву: «Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза»
Прослушивают запись пионерского горна «На линейку».
Желающие пробуют играть на барабане
Смотрят фрагмент фильма «Тимур и его команда»
Дети встают и, маршируя на месте, исполняют песню (слова высвечиваются на экране)
Дети отвечают «Всегда готов»
Учат речевку |
Диск с записью пионерской песни «Наш галстук»
Раздаточный материал
Пионерские галстуки
Пионерский значок, горн, барабан
Фрагмент фильма «Тимур и его команда»
|
Закрепление материала, первичная проверка усвоения материала Проверим, внимательны ли вы бы сегодня. Проведем викторину: 1. Что означает слово «пионер»? 2. Когда празднуется День пионерии? 3. Кого принимали в пионеры? 4. Что обозначают три конца галстука? 5. Назовите пионеров-героев? 6. Как называли пионеров, помогающих старикам и инвалидам? |
Отвечают на вопросы викторины |
|
Подведение итогов День Пионерии – ведь ты не просто дата. Рожденный в битвах, ты всегда был первым. В нашей школе работает пионерская дружина «Дружба». Желаю и вам всегда стремится к знаниям, участвовать в мероприятиях, творить добрые дела. |
Слушают |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Турнир знатоков пионерского движения
«Я-гражданин страны Пионерия»
(по игре «Что? Где? Когда?»)
Цели и задачи:
· формирование у детей гордости за принадлежность к детскому сообществу в рамках общественной организации;
· привлечение интереса к пионерской организации, к ее делам, ее прошлому и настоящему;
· активизация деятельности пионерских дружин;
· пропаганда программ и проектов деятельности ОО «БРПО»
Участниками турнира являются члены пионерской организации общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» «Дружба» 6-8 классов, которые объединены в команды по 6 человек
Каждая команда имеет название.
Вопросы 1 тура:
1. Как расшифровывается аббревиатура ОО «БРПО»?Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация».
2. Когда отмечается День рождения БРПО? 13 сентября
3. Сколько лет исполняется БРПО в этом году? 27 лет
4. Назовите основной документ БРПО? Устав ОО «БРПО»
5. Что такое Устав БРПО? Свод правил пионерской жизни.
6. Что является основой БРПО? Пионерская дружина
7. Что является высшим органом дружины? Сбор.
8. Что является высшим органом БРПО? Слет.
9. Как называется особое пионерское приветствие, жест-символ(пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднятые над головой? Салют.
10. Назовите краткое изречение, которое выражает готовность пионера к действию? Девиз.
Вопросы 2 тура:
1. Что является символом чести, сплоченности пионеров конкретного пионерского отряда? Отрядный флаг.
2. Назовите атрибут пионерского отряда, который предназначен для сопровождения строя во время походов, шествий, парадов? Барабан
3. Как называются все пионеры класса? Отряд
4. Как называются все пионеры школы? Дружина
5. Назовите обязанности пионеров? Выполнять Устав, следовать традициям.
6. Сколько всего состоялось республиканских слетов? 18.
7. Когда состоялся 1 пионерский слет пионеров? 1922.
8. На каком слете был принят 1 Устав БРПО? На 10 слете в 1990 году.
9. Что изображено на пионерском талисмане? Медвежонок в пионерском галстуке.
10. Что изображено на пионерской эмблеме? Три языка пламени, слившиеся в один - символ единства, равноправия и взаимопомощи детей, подростков и взрослых в пионерской организации. Основание пламени - белый квадрат с золотыми буквами БРПА.
Вопросы 3 тура:
1. Этот «детеныш крупного животного» находится на берегу «Белорусского моря». Официально к нему добавляли сокращение «НДОЛ».
Уважаемые знатоки, назовите этого «детеныша», с которым у каждого из вас есть шанс познакомиться. (Зубренок)
2. В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» так поясняет это слово проводник слепых, коновод». У Пушкина оно обозначает человека, который показывает на потеху публике дрессированного медведя. В БРПО у этого слова совершенно другое значение, несомненно, вам известное. Назовите это слово. (вожатый)
3. Первым словом можно назвать Руала Амудсена или Жореса Алферова. Вторым – Валерия Чкалова или Марка Галлая. Третьим – персонажей Ван Дама или Джеки Чана. Не нужно называть эти три слова, назовите цвета, которые как вы знаете, должны соответствовать этим трем словам. (Зеленый, синий, белый (цвета «Исследователя», «испытателя» и «инструктора» БРПО).
4. Владимир Ворошилов изучал ее феномен. Словари толкуют ее как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Народная мудрость утверждает, что в ней ,как в бане, все равны. А что говорит о ней одна из основных программ БРПО? ( Игра – дело серьезное)
5. Новые способы применения этого придумал принц Виндзорский – его титулом как раз назван один из них. А изобретение способа, который применяете вы, легенда приписывает поэту Джорджу Гордону Байрону. То, о чем идет речь, называют еще знаком принадлежности Что это? ( Галстук, пионерский галстук)
6. Белорусский «Закон о правах ребенка» опирается на международную Конвенцию о правах ребенка и еще один документ. Когда в Беларуси отмечается праздник, посвященный этому документу ? ( 15 марта ( это день Конституции)
7. У ордена Андрея Первозванного ОН – «За труды и Отечество», у рыцаря Баярда ОН «Делай, что следует, и будь, что будет». У Олимпийских игр ОН – «Быстрее, выше, сильнее!» А как звучит ответ на НЕГО у белорусских пионеров? («Всегда готов!»)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.