Графомоторная функция как система знаков
Письмо как особая семиотическая система графических знаков
Письмом мы называем и способ перекодирования
Письменная речь – особая форма коммуникации
В настоящее время проходит процесс модернизации системы образования, который подразумевает изменения содержания, форм и методов работы с детьми. Особенно это касается детей с ОВЗ, к ним конечно же относятся дети с нарушениями речи. При поступлении в школу такие дети испытывают трудности в овладении письмом.
На освоение письма в школах тратят немного времени – всего полгода. Дальше ребенок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой.
Письмо «от руки» требует высшей формы абстрактного мышления, сложной речемыслительной деятельности.
Этапы формирования письма
Аналитический – важным условием успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовать действия глаза и руки. Обучение затягивается, удлиняется если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастных особенностей ученика.
Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие. Большую роль отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ученик зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения букв (слов).
Автоматизация – характерными чертами автоматизации является высокая степень усвоения и отсутствия по элементной сознательной регуляции и контроля. Чертами автоматизации является быстрота, плавность, легкость выполнения.
Считается, что формирования навыков завершается к 11 годам, т.е тогда, когда становится стабильный почерк. Это не всегда правильное суждение, так как при наличии неврологического статуса, почерк может формироваться в течении всей жизни.
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которая позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно зрительно удерживать пишущий предмет, являясь конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо.
Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание – громкое, шепотное или внутреннее.
Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определённым зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы для первоклассника – непростая задача.
Затем следует моторная операция процесса письма – произведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
Показатели плохого освоения письма:
нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв;
неправильное начертание букв либо неправильная траектория движения при выполнении букв;
смещение и замена одних букв другими;
пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов;
очень медленный темп письма;
тремор, который проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях.
Приемы, необходимые для письма
Владение инструментом письма;
Соблюдение правильного положения тетради и передвижения ее при письме;
Соблюдение правильной позы, посадки при письме;
Движение руки вдоль строки во время письма.
Умение сравнивать образец с результатом собственного письма;
Приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
Приемы написания букв (начало, поворот, соединения);
Приемы соединения букв (без отрыва, с отрывом, сверху вниз и т.д.);
Приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
Письмо букв между линиями строки и на линии;
Начало письма, запоминания строки;
Приемы правильного наклоны письма.
Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок:
Зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Несформированность данного навыка может оказать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.
Письмо как высшая форма абстрактного мышления, сложной речемыслительной деятельности
Не стоит путать рисование с графомоторикой эти понятие не тесно взаимосвязаны между собой. Рисование предполагает полет мыслей, ребенок на листе бумаги может изображать, то что ему хочется.
С графомоторикой дела обстоят иначе. Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания.
Практическая часть
1. Помоги Колобку добежать до леса (проведи линию пальцем, карандашом, ручкой).
2. Обведи контур (пальцем, карандашом, ручкой), закрась зеленым цветом.
3. Обведи кружки и заштрихуй их(вспомни, что штрихуем мы в одном направлении, куда показывают стрелочки).
4. Пройди по дорожкам, не выходя за край и не отрывая карандаш
5. Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), заштрихуй, не выходя за контур, закрась красным цветом.
6. Обведи и заштрихуй кружочки (вспомни, что штрихуем в одном направлении).
10.Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя за линию. Закрась карандашом фигуры.
11. Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя
за линию
14. Соедини точки и закрась дерево зеленым цветом, а солнце –жѐлтым цветом.
15. Построй домик по точкам.
Работа над овладением навыком каллиграфии и коррекции почерка происходит в несколько этапов
Подготовительный – овладение написанием элементов и букв, из них состоящих, в увеличенном масштабе.
Основной - овладение написанием элементов и букв, из них состоящих, в стандартной тетради.
Письмо слогов и слов под диктовку алгоритмов (алгоритм «надиктовывается» чтобы ребенок не догадался о том, какое слово должно получится и сосредоточится на технической стороне письма.
Контрольный – проверочное списывание, проверочный слуховой диктант.
Основной термин для начало очертания буквы «ОТПРАВНАЯ ТОЧКА» (имеет три варианта – верхний, средний, нижний).
Это будет «СТАРТ» работы
Алгоритм написания буквы С
Пишем, начиная от средней отправной точки, «обводим голову» от ушка до ушко: ушко, ушко, сушка.
2
1
Для слитного написания букв (в целое слово) используем три соединения – «ПОВОДКИ»:
ВЕРХНИЙ
СРЕДНИЙ
НИЖНИЙ
Алгоритм написания слова САД:
1. ушко, ушко, ушко, сушка, нижний поводок (звук С)
2. а)ушко, ушко, ушко, сушка, сомкнуть
б) зайка, крючок;
3. а) ушко, ушко, ушко, сушка, сомкнуть, ускакал
б) зайка ух, ускакал;
Такие задания позволяют предотвратить письмо по «догадки», а значит, увеличение темпа работы, сбой с ритма и, как следствие появления каллиграфических ошибок.
Логопедическое обследование учащихся 1-х классов
№ п/п | Класс | Ошибки | |||||||||
Пропис | Лишние буквы | ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА | Пропуск букв | Не дописыв. | Замена на фонет. | Слитное | Зеркаль | Замена букв (логонарушение) | Слуховая память | ||
1. | 1а | 43% | 13% | 30% | 69% | 7% | 17% | 26% | 13% | 88% | |
2. | 1б | 81% | 0% | 59% | 70% | 4% | 18% | 30% | 0% | 8% | 80% |
3. | 1в | 70% | 43% | 52% | 17% | 43% | 9% | 17% | 76% | ||
4. | 1г | 44% | 25% | 44% | 0% | 29% | 8% | 25% | 80% | ||
5. | 1д | 73% | 19% | 61% | 35% | 27% | 0% | 19% | 86% | ||
6. | 1е | 48% | 14% | 24% | 43% | 38% | 33% | 38% | 5% | 93% | |
7. | 1ж | 70% | 15% | 30% | 52% | 48% | 22% | 4% | 26% | 84% | |
8. | 1з | 76% | 4% | 60% | 72% | 12% | 32% | 8% | 12% | 76% | |
9. | 1и | 56% | 60% | 16% | 24% | 4% | 16% | 48% | |||
10. | 1к | 71% | 19% | 48% | 71% | 48% | 52% | 28% | 14% | 28% | 66% |
1 классы | 65% | 9% | 39% | 59% | 21% | 28% | 27% | 7% | 17% | 78% |
Дифференцированная таблица детей с речевыми нарушениями
Класс | Пограничное состояние | Зона риска | всего |
1А | - | 2 | |
1Б | |||
1В | 1 | 2 | |
1Г | - | 0 | |
1Д | 6 | ||
1Е | 0 | ||
1Ж | 2 | 3 | 5 |
1З | - | 5 | |
1И | 1 | 2 | 3 |
1К | 5 | 1 | 6 |
ИТОГО | 9 | 22 | 31 |
Логопедическое обследование учащихся 1-х классов 2019-2020 учебный год
№ п/п | Класс | Ошибки | |||||||||
Прописная буква | Лишние | ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА | Про | Не | Замена | Слитное | Зеркальное отражение | Замена букв (логонару | Слуховая память | ||
1. | 1-ый | 65% | 9% | 39% | 59% | 21% | 28% | 27% | 7% | 17% | 78% |
Логопедическое обследование учащихся 1-х классов
2020-2021 учебный год
№ п/п | Класс | Ошибки | |||||||||
Прописная буква | Лишние буквы | ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА | Пропуск букв | Не дописыв. | Замена | Слитное | Зеркальное отражение | Замена букв | Слуховая память | ||
1. | 1-ый | 26% | 77% | 12% | 23% | 26% | 14% | 12% | 2% | 6% | 24% |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.