Формирование и коррекция навыка каллиграфии
Оценка 4.9

Формирование и коррекция навыка каллиграфии

Оценка 4.9
pptx
09.04.2021
Формирование и коррекция навыка каллиграфии
формирование и коррекция навыка каллиграфии.pptx

Формирование и коррекция навыка каллиграфии

Формирование и коррекция навыка каллиграфии

Формирование и коррекция навыка каллиграфии

Подготовили
учителя-логопеды:
Сорокина О.В.
Камнева А.А.

Графомоторная функция как система знаков

Графомоторная функция как система знаков

Графомоторная функция как система знаков

Письмо как особая семиотическая система графических знаков
Письмом мы называем и способ перекодирования
Письменная речь – особая форма коммуникации

В настоящее время проходит процесс модернизации системы образования, который подразумевает изменения содержания, форм и методов работы с детьми

В настоящее время проходит процесс модернизации системы образования, который подразумевает изменения содержания, форм и методов работы с детьми

В настоящее время проходит процесс модернизации системы образования, который подразумевает изменения содержания, форм и методов работы с детьми. Особенно это касается детей с ОВЗ, к ним конечно же относятся дети с нарушениями речи. При поступлении в школу такие дети испытывают трудности в овладении письмом.

На освоение письма в школах тратят немного времени – всего полгода

На освоение письма в школах тратят немного времени – всего полгода

На освоение письма в школах тратят немного времени – всего полгода. Дальше ребенок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой.
Письмо «от руки» требует высшей формы абстрактного мышления, сложной речемыслительной деятельности.

Этапы формирования письма Аналитический – важным условием успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовать действия глаза и руки

Этапы формирования письма Аналитический – важным условием успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовать действия глаза и руки

Этапы формирования письма

Аналитический – важным условием успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовать действия глаза и руки. Обучение затягивается, удлиняется если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастных особенностей ученика.

Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие

Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие

Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие. Большую роль отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ученик зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения букв (слов).

Автоматизация – характерными чертами автоматизации является высокая степень усвоения и отсутствия по элементной сознательной регуляции и контроля

Автоматизация – характерными чертами автоматизации является высокая степень усвоения и отсутствия по элементной сознательной регуляции и контроля

Автоматизация – характерными чертами автоматизации является высокая степень усвоения и отсутствия по элементной сознательной регуляции и контроля. Чертами автоматизации является быстрота, плавность, легкость выполнения.
Считается, что формирования навыков завершается к 11 годам, т.е тогда, когда становится стабильный почерк. Это не всегда правильное суждение, так как при наличии неврологического статуса, почерк может формироваться в течении всей жизни.

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которая позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно зрительно удерживать пишущий предмет, являясь…

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которая позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно зрительно удерживать пишущий предмет, являясь…

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которая позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно зрительно удерживать пишущий предмет, являясь конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо.

Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова

Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова

Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание – громкое, шепотное или внутреннее.

Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определённым зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически

Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определённым зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически

Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определённым зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы для первоклассника – непростая задача.

Затем следует моторная операция процесса письма – произведение с помощью движений руки зрительного образа буквы

Затем следует моторная операция процесса письма – произведение с помощью движений руки зрительного образа буквы

Затем следует моторная операция процесса письма – произведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.

Показатели плохого освоения письма: нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв; неправильное начертание…

Показатели плохого освоения письма: нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв; неправильное начертание…

Показатели плохого освоения письма:

нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв;
неправильное начертание букв либо неправильная траектория движения при выполнении букв;
смещение и замена одних букв другими;
пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов;
очень медленный темп письма;
тремор, который проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях.

Приемы, необходимые для письма

Приемы, необходимые для письма

Приемы, необходимые для письма

Владение инструментом письма;
Соблюдение правильного положения тетради и передвижения ее при письме;
Соблюдение правильной позы, посадки при письме;
Движение руки вдоль строки во время письма.
Умение сравнивать образец с результатом собственного письма;
Приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
Приемы написания букв (начало, поворот, соединения);

Приемы соединения букв (без отрыва, с отрывом, сверху вниз и т

Приемы соединения букв (без отрыва, с отрывом, сверху вниз и т

Приемы соединения букв (без отрыва, с отрывом, сверху вниз и т.д.);
Приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
Письмо букв между линиями строки и на линии;
Начало письма, запоминания строки;
Приемы правильного наклоны письма.

Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок:
Зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Несформированность данного навыка может оказать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

Письмо как высшая форма абстрактного мышления, сложной речемыслительной деятельности

Письмо как высшая форма абстрактного мышления, сложной речемыслительной деятельности

Письмо как высшая форма абстрактного мышления, сложной речемыслительной деятельности

Не стоит путать рисование с графомоторикой эти понятие не тесно взаимосвязаны между собой. Рисование предполагает полет мыслей, ребенок на листе бумаги может изображать, то что ему хочется.
С графомоторикой дела обстоят иначе. Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания.

Практическая часть 1. Помоги Колобку добежать до леса (проведи линию пальцем, карандашом, ручкой)

Практическая часть 1. Помоги Колобку добежать до леса (проведи линию пальцем, карандашом, ручкой)

Практическая часть

1. Помоги Колобку добежать до леса (проведи линию пальцем, карандашом, ручкой).

2. Обведи контур (пальцем, карандашом, ручкой), закрась зеленым цветом.

Обведи кружки и заштрихуй их(вспомни, что штрихуем мы в одном направлении, куда показывают стрелочки)

Обведи кружки и заштрихуй их(вспомни, что штрихуем мы в одном направлении, куда показывают стрелочки)

3. Обведи кружки и заштрихуй их(вспомни, что штрихуем мы в одном направлении, куда показывают стрелочки).

4. Пройди по дорожкам, не выходя за край и не отрывая карандаш

Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), заштрихуй, не выходя за контур, закрась красным цветом

Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), заштрихуй, не выходя за контур, закрась красным цветом

5. Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), заштрихуй, не выходя за контур, закрась красным цветом.

6. Обведи и заштрихуй кружочки (вспомни, что штрихуем в одном направлении).

Обведи фигуры и заштрихуй их, не выходя за контуры

Обведи фигуры и заштрихуй их, не выходя за контуры

7. Обведи фигуры и заштрихуй их, не выходя за контуры. Закрась любым цветом.

Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя за линию

Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя за линию

8. Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя за линию. Закрась карандашом.

Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя за линию

Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя за линию

9. Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя за линию. Закрась карандашом фигуры.

Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя за линию

Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя за линию

10.Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя за линию. Закрась карандашом фигуры.

11. Обведи (пальцем, карандашом, ручкой), не выходя

за линию

Соедини точки. Продолжи писать палочки

Соедини точки. Продолжи писать палочки

12. Соедини точки. Продолжи писать палочки.




13. Соедини точки. Продолжи писать палочки.


Соедини точки и закрась дерево зеленым цветом, а солнце –жѐлтым цветом

Соедини точки и закрась дерево зеленым цветом, а солнце –жѐлтым цветом

14. Соедини точки и закрась дерево зеленым цветом, а солнце –жѐлтым цветом.

15. Построй домик по точкам.

 

Работа над овладением навыком каллиграфии и коррекции почерка происходит в несколько этапов

Работа над овладением навыком каллиграфии и коррекции почерка происходит в несколько этапов

Работа над овладением навыком каллиграфии и коррекции почерка происходит в несколько этапов

Подготовительный – овладение написанием элементов и букв, из них состоящих, в увеличенном масштабе.
Основной - овладение написанием элементов и букв, из них состоящих, в стандартной тетради.
Письмо слогов и слов под диктовку алгоритмов (алгоритм «надиктовывается» чтобы ребенок не догадался о том, какое слово должно получится и сосредоточится на технической стороне письма.
Контрольный – проверочное списывание, проверочный слуховой диктант.

Основной термин для начало очертания буквы «ОТПРАВНАЯ

Основной термин для начало очертания буквы «ОТПРАВНАЯ

Основной термин для начало очертания буквы «ОТПРАВНАЯ ТОЧКА» (имеет три варианта – верхний, средний, нижний).
Это будет «СТАРТ» работы

Алгоритм написания буквы С Пишем, начиная от средней отправной точки, «обводим голову» от ушка до ушко: ушко, ушко, сушка

Алгоритм написания буквы С Пишем, начиная от средней отправной точки, «обводим голову» от ушка до ушко: ушко, ушко, сушка

Алгоритм написания буквы С

Пишем, начиная от средней отправной точки, «обводим голову» от ушка до ушко: ушко, ушко, сушка.

2

1

Алгоритм написания буквы О Ушко, ушко, ушко сомкнуть

Алгоритм написания буквы О Ушко, ушко, ушко сомкнуть

Алгоритм написания буквы О

Ушко, ушко, ушко сомкнуть

Алгоритм написания буквы А Ушко, ушко, ушко сомкнуть

Алгоритм написания буквы А Ушко, ушко, ушко сомкнуть

Алгоритм написания буквы А

Ушко, ушко, ушко сомкнуть
Зайка и крючок

Для слитного написания букв (в целое слово) используем три соединения – «ПОВОДКИ»:

Для слитного написания букв (в целое слово) используем три соединения – «ПОВОДКИ»:

Для слитного написания букв (в целое слово) используем три соединения – «ПОВОДКИ»:


ВЕРХНИЙ
СРЕДНИЙ
НИЖНИЙ

Алгоритм написания буквы Д 1. а) ушко, ушко, ушко, сушка, сомкнуть, ух ускакал б) зайка ух, ускакал

Алгоритм написания буквы Д 1. а) ушко, ушко, ушко, сушка, сомкнуть, ух ускакал б) зайка ух, ускакал

Алгоритм написания буквы Д

1. а) ушко, ушко, ушко, сушка, сомкнуть, ух ускакал
б) зайка ух, ускакал

Алгоритм написания слова САД: 1

Алгоритм написания слова САД: 1

Алгоритм написания слова САД:

1. ушко, ушко, ушко, сушка, нижний поводок (звук С)
2. а)ушко, ушко, ушко, сушка, сомкнуть
б) зайка, крючок;
3. а) ушко, ушко, ушко, сушка, сомкнуть, ускакал
б) зайка ух, ускакал;

Такие задания позволяют предотвратить письмо по «догадки», а значит, увеличение темпа работы, сбой с ритма и, как следствие появления каллиграфических ошибок

Такие задания позволяют предотвратить письмо по «догадки», а значит, увеличение темпа работы, сбой с ритма и, как следствие появления каллиграфических ошибок

Такие задания позволяют предотвратить письмо по «догадки», а значит, увеличение темпа работы, сбой с ритма и, как следствие появления каллиграфических ошибок.

Результаты диагностики письменной речи в 1-х классах

Результаты диагностики письменной речи в 1-х классах

Результаты диагностики письменной речи
в 1-х классах

Логопедическое обследование учащихся 1-х классов № п/п

Логопедическое обследование учащихся 1-х классов № п/п

Логопедическое обследование учащихся 1-х классов

№ п/п

Класс

Ошибки

Пропис
ная буква

Лишние буквы

ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА

Пропуск букв

Не дописыв.
букв

Замена на фонет.
уровне

Слитное
написание

Зеркаль
ное
отраже
ние

Замена букв (логонарушение)

Слуховая память

1.

43%

13%

30%

69%

7%

17%

26%

13%

88%

2.

81%

0%

59%

70%

4%

18%

30%

0%

8%

80%

3.

70%

43%

52%

17%

43%

9%

17%

76%

4.

44%

25%

44%

0%

29%

8%

25%

80%

5.

73%

19%

61%

35%

27%

0%

19%

86%

6.

48%

14%

24%

43%

38%

33%

38%

5%

93%

7.

70%

15%

30%

52%

48%

22%

4%

26%

84%

8.

76%

4%

60%

72%

12%

32%

8%

12%

76%

9.

56%

60%

16%

24%

4%

16%

48%

10.

71%

19%

48%

71%

48%

52%

28%

14%

28%

66%

1 классы

65%

9%

39%

59%

21%

28%

27%

7%

17%

78%

Дифференцированная таблица детей с речевыми нарушениями

Дифференцированная таблица детей с речевыми нарушениями

Дифференцированная таблица детей с речевыми нарушениями

Класс

Пограничное состояние

Зона риска

всего

-

2

1

2

-

0

6

0

2

3

5

-

5

1

2

3

5

1

6

ИТОГО

9

22

31

Логопедическое обследование учащихся 1-х классов 2019-2020 учебный год № п/п

Логопедическое обследование учащихся 1-х классов 2019-2020 учебный год № п/п

Логопедическое обследование учащихся 1-х классов 2019-2020 учебный год

№ п/п

Класс

Ошибки

Прописная буква

Лишние
буквы

ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА

Про
пуск букв

Не
дописыв.
букв

Замена
на фонет.
уровне

Слитное
написание

Зеркальное отражение

Замена букв (логонару
шение)

Слуховая память

1.

1-ый

65%

9%

39%

59%

21%

28%

27%

7%

17%

78%

Логопедическое обследование учащихся 1-х классов
2020-2021 учебный год

№ п/п

Класс

Ошибки

Прописная буква

Лишние буквы

ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА

Пропуск букв

Не дописыв.
букв

Замена
на фонет.
уровне

Слитное
написание

Зеркальное отражение

Замена букв
(логонарушение)

Слуховая память

1.

1-ый

26%

77%

12%

23%

26%

14%

12%

2%

6%

24%

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2021