В настоящее время проходит процесс модернизации системы образования, который подразумевает изменения содержания, форм и методов работы с детьми. Особенно это касается детей с ОВЗ, к ним конечно же относятся дети с нарушениями речи. При поступлении в школу такие дети испытывают трудности в овладении письмом.
Этапы формирования письма
Аналитический – важным условием успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовать действия глаза и руки. Обучение затягивается, удлиняется если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастных особенностей ученика.
Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие. Большую роль отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ученик зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения букв (слов).
Автоматизация – характерными чертами автоматизации является высокая степень усвоения и отсутствия по элементной сознательной регуляции и контроля. Чертами автоматизации является быстрота, плавность, легкость выполнения.
Считается, что формирования навыков завершается к 11 годам, т.е тогда, когда становится стабильный почерк. Это не всегда правильное суждение, так как при наличии неврологического статуса, почерк может формироваться в течении всей жизни.
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которая позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно зрительно удерживать пишущий предмет, являясь конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо.
Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание – громкое, шепотное или внутреннее.
Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определённым зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы для первоклассника – непростая задача.
Затем следует моторная операция процесса письма – произведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
Показатели плохого освоения письма:
нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв;
неправильное начертание букв либо неправильная траектория движения при выполнении букв;
смещение и замена одних букв другими;
пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов;
очень медленный темп письма;
тремор, который проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях.
Приемы, необходимые для письма
Владение инструментом письма;
Соблюдение правильного положения тетради и передвижения ее при письме;
Соблюдение правильной позы, посадки при письме;
Движение руки вдоль строки во время письма.
Умение сравнивать образец с результатом собственного письма;
Приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
Приемы написания букв (начало, поворот, соединения);
Приемы соединения букв (без отрыва, с отрывом, сверху вниз и т.д.);
Приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
Письмо букв между линиями строки и на линии;
Начало письма, запоминания строки;
Приемы правильного наклоны письма.
Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок:
Зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Несформированность данного навыка может оказать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.
Письмо как высшая форма абстрактного мышления, сложной речемыслительной деятельности
Не стоит путать рисование с графомоторикой эти понятие не тесно взаимосвязаны между собой. Рисование предполагает полет мыслей, ребенок на листе бумаги может изображать, то что ему хочется.
С графомоторикой дела обстоят иначе. Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания.
Работа над овладением навыком каллиграфии и коррекции почерка происходит в несколько этапов
Подготовительный – овладение написанием элементов и букв, из них состоящих, в увеличенном масштабе.
Основной - овладение написанием элементов и букв, из них состоящих, в стандартной тетради.
Письмо слогов и слов под диктовку алгоритмов (алгоритм «надиктовывается» чтобы ребенок не догадался о том, какое слово должно получится и сосредоточится на технической стороне письма.
Контрольный – проверочное списывание, проверочный слуховой диктант.
Такие задания позволяют предотвратить письмо по «догадки», а значит, увеличение темпа работы, сбой с ритма и, как следствие появления каллиграфических ошибок.
Логопедическое обследование учащихся 1-х классов
№ п/п | Класс | Ошибки | |||||||||
Пропис | Лишние буквы | ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА | Пропуск букв | Не дописыв. | Замена на фонет. | Слитное | Зеркаль | Замена букв (логонарушение) | Слуховая память | ||
1. | 1а | 43% | 13% | 30% | 69% | 7% | 17% | 26% | 13% | 88% | |
2. | 1б | 81% | 0% | 59% | 70% | 4% | 18% | 30% | 0% | 8% | 80% |
3. | 1в | 70% | 43% | 52% | 17% | 43% | 9% | 17% | 76% | ||
4. | 1г | 44% | 25% | 44% | 0% | 29% | 8% | 25% | 80% | ||
5. | 1д | 73% | 19% | 61% | 35% | 27% | 0% | 19% | 86% | ||
6. | 1е | 48% | 14% | 24% | 43% | 38% | 33% | 38% | 5% | 93% | |
7. | 1ж | 70% | 15% | 30% | 52% | 48% | 22% | 4% | 26% | 84% | |
8. | 1з | 76% | 4% | 60% | 72% | 12% | 32% | 8% | 12% | 76% | |
9. | 1и | 56% | 60% | 16% | 24% | 4% | 16% | 48% | |||
10. | 1к | 71% | 19% | 48% | 71% | 48% | 52% | 28% | 14% | 28% | 66% |
1 классы | 65% | 9% | 39% | 59% | 21% | 28% | 27% | 7% | 17% | 78% |
Логопедическое обследование учащихся 1-х классов 2019-2020 учебный год
№ п/п | Класс | Ошибки | |||||||||
Прописная буква | Лишние | ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА | Про | Не | Замена | Слитное | Зеркальное отражение | Замена букв (логонару | Слуховая память | ||
1. | 1-ый | 65% | 9% | 39% | 59% | 21% | 28% | 27% | 7% | 17% | 78% |
Логопедическое обследование учащихся 1-х классов
2020-2021 учебный год
№ п/п | Класс | Ошибки | |||||||||
Прописная буква | Лишние буквы | ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА | Пропуск букв | Не дописыв. | Замена | Слитное | Зеркальное отражение | Замена букв | Слуховая память | ||
1. | 1-ый | 26% | 77% | 12% | 23% | 26% | 14% | 12% | 2% | 6% | 24% |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.