«Формирование и развитие исследовательской компетенции учителя географии».
Оценка 4.7

«Формирование и развитие исследовательской компетенции учителя географии».

Оценка 4.7
Лекции
doc
география
5 кл—9 кл
19.03.2020
«Формирование и развитие исследовательской компетенции   учителя географии».
Актуальность темы предопределена тем, что ученые и практики пришли к осознанию необходимости организации проектно – исследовательской деятельности и формированию исследовательских компетенций. Как показывает практика, овладение учителем опыта творческой деятельности может осуществляться при условии его включения в исследовательскую деятельность, которая является, способом освоения действительности и, средством организации учебного процесса. Формирование и развитие исследовательской компетенции учителя географии, дает толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Формирование исследовательских компетенций учителя географии, возможно через изучения и внедрения активных форм обучения.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.doc

                                       Томилова Елена Павловна учитель географии

МАОУ «Баженовская средняя общеобразовательная школа № 96»  

«Формирование и развитие исследовательской компетенции   учителя географии».

Актуальность темы предопределена тем, что ученые и практики пришли к осознанию необходимости организации проектно – исследовательской деятельности и формированию исследовательских компетенций. Как показывает практика,  овладение учителем опыта творческой деятельности может осуществляться при условии его включения в исследовательскую деятельность, которая является, способом освоения действительности и, средством организации учебного процесса. Формирование и развитие исследовательской компетенции учителя  географии,  дает толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Формирование исследовательских компетенций учителя географии, возможно через  изучения и внедрения активных форм обучения. Для достижения намеченной цели учителю необходимо решить ряд задач:

-        создать условия для осуществления исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности;

-        формировать проектно-исследовательские умения  на базе общеучебных умений;

-        развить специальные навыки по предмету и надпредметные способы деятельности;

        Ожидаемый результат. Сформированность исследовательских компетенций.             

             Критерии оценки. Уровень сформированности исследовательской компетенции учителя. Овладения методикой подготовки работ научного общества учащихся.           В практике  работы учителя необходимо использовать технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, уделять внимание рефлексивной деятельности, что поможет органично включить  исследовательскую деятельности в общую систему работы. Данные технологии связывают общие идеи, они дополняют друг друга. Именно сочетание и использование этих технологий позволяют  подготовить учителя к исследовательской  деятельности. В  педагогической деятельности выстраивается система, которая позволяет реализовать поставленные задачи, комплексно используя возможности технологий и методов. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учителя. В практике работы складывается представление об этапах формирования исследовательских компетенций.

         1-й этап. Диагностический. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учителя. Отслеживается развитие общих учебных умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаются умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих  с помощью таблицы самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делается вывод о готовности учителя организовывать  исследовательскую деятельность.

        2-йэтап. Практический. Непосредственный выход учителя на исследовательский уровень. Его первая задача познакомиться с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению исследовательской работы. Итог-создание инструктивной карты для организации  работы. Вторая задача этого этапа – организация и проведение упражнений и тренировки, небольшие исследования. Учитель овладевает методикой организации  исследования  на трех уровнях самостоятельности.

     

 1-й уровень.

 

Выполняют исследования в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном материале. Исследование реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований. Скорее информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о путешественниках, об открытиях, интересных фактах.

Критерии оценки 1 уровня. Учитель  умеет владеть информацией, аргументацией, делать вывод.

2-й уровень.

Учитель самостоятельно изучает математический материал. Результат может быть представлен в виде обобщения и систематизации знаний. Создается компьютерная версия презентации. Параллельно отрабатываются новые необходимые умения. Для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе,  использование Word , составление презентаций в Microsoft Power Point.

Критерии оценки 2 уровня. Самостоятельный план исследования. Предложение способа и методов исследования. Обоснование источников информации.

3-й уровень.

Методика выполнения  исследовательской работы : постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учитель, способен организовать самостоятельную индивидуальную исследовательскую работу. Данные проекты представляются на конференции, фестивале или итоговом занятии курса по выбору с использованием компьютерной версии презентации.

Критерии оценки 3 уровня.

 Предложения способа разрешения противоречия. Указание последствия существования проблемы. Анализ результатов исследования с точки зрения жизненных планов.

3-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляет, анализирует исследовательскую деятельность. Структура формирования исследовательской компетенции учителя географии  включает в себя урок, внеклассную работу и дополнительное образование [таблица].            

                                  Формирование исследовательской компетенции.

класс

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование

6

Самостоятельная работа, сообщения. Тематика «Календарь погоды», «Описание реки» и т.д.

Всероссийская акции «Операция- Елочка», «Покормите птиц», «Первоцвет», Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

Пробные исследования«Мой путь домой и в школу»,«План местности»

7-9

Урок – исследование, обобщающий урок. «Как люди открывали Землю», «Изучение снежного покрова ст. Баженово «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России», «Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Урала».

  Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа». Этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Исследования, элективные курсы «Географическая грамотность моих родителей», «Сфера обслуживания в Баженово,

10-11

Урок исследование, лекция, консультация, обобщающий урок. «Как создать новые рабочие места в Баженово»,«Село вымирает! Как спасти  село?», «Перспективы развития сферы обслуживания ст. Баженово».

Этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии. Всероссийские дистанционные олимпиады.  Дистанционная олимпиада по географии «Земля – наш общий дом». Всероссийская акция «Я - гражданин России»

Проекты исследования «Энергосбережение в школе и дома», «Рекреационные возможности Белоярского района Зеленый дом», «Энергосбережение -как метод снижения  индивидуального экологического следа»

 Исследовательская деятельность, с точки зрения учителя, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.

  •  Развитие исследовательской компетенции. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.
  •  Навыки работы в текстовом редакторе Word .
  •  Представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению исследовательской работы, оформление  исследования в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.
  • Результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, тематический справочник, электронная презентация.
  • Повышение уровня проектных и исследовательских работ, расширение  тематического диапазона. Учитель, овладевший исследовательской компетенцией с успехом может реализовать свой опыт в другой предметной области.

В результате формирования и развития исследовательской компетенции это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности учителя, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.

 

 

 

 


Томилова Елена Павловна учитель географии

Томилова Елена Павловна учитель географии

Учитель овладевает методикой организации исследования на трех уровнях самостоятельности

Учитель овладевает методикой организации исследования на трех уровнях самостоятельности

Самостоятельная работа, сообщения

Самостоятельная работа, сообщения

«Формирование и развитие исследовательской компетенции учителя географии».

«Формирование и развитие исследовательской компетенции   учителя географии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2020