«Формирование и развитие исследовательской компетенции учителя географии».

  • Лекции
  • doc
  • 19.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность темы предопределена тем, что ученые и практики пришли к осознанию необходимости организации проектно – исследовательской деятельности и формированию исследовательских компетенций. Как показывает практика, овладение учителем опыта творческой деятельности может осуществляться при условии его включения в исследовательскую деятельность, которая является, способом освоения действительности и, средством организации учебного процесса. Формирование и развитие исследовательской компетенции учителя географии, дает толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Формирование исследовательских компетенций учителя географии, возможно через изучения и внедрения активных форм обучения.
Иконка файла материала ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.doc

                                       Томилова Елена Павловна учитель географии

МАОУ «Баженовская средняя общеобразовательная школа № 96»  

«Формирование и развитие исследовательской компетенции   учителя географии».

Актуальность темы предопределена тем, что ученые и практики пришли к осознанию необходимости организации проектно – исследовательской деятельности и формированию исследовательских компетенций. Как показывает практика,  овладение учителем опыта творческой деятельности может осуществляться при условии его включения в исследовательскую деятельность, которая является, способом освоения действительности и, средством организации учебного процесса. Формирование и развитие исследовательской компетенции учителя  географии,  дает толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Формирование исследовательских компетенций учителя географии, возможно через  изучения и внедрения активных форм обучения. Для достижения намеченной цели учителю необходимо решить ряд задач:

-        создать условия для осуществления исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности;

-        формировать проектно-исследовательские умения  на базе общеучебных умений;

-        развить специальные навыки по предмету и надпредметные способы деятельности;

        Ожидаемый результат. Сформированность исследовательских компетенций.             

             Критерии оценки. Уровень сформированности исследовательской компетенции учителя. Овладения методикой подготовки работ научного общества учащихся.           В практике  работы учителя необходимо использовать технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, уделять внимание рефлексивной деятельности, что поможет органично включить  исследовательскую деятельности в общую систему работы. Данные технологии связывают общие идеи, они дополняют друг друга. Именно сочетание и использование этих технологий позволяют  подготовить учителя к исследовательской  деятельности. В  педагогической деятельности выстраивается система, которая позволяет реализовать поставленные задачи, комплексно используя возможности технологий и методов. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учителя. В практике работы складывается представление об этапах формирования исследовательских компетенций.

         1-й этап. Диагностический. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учителя. Отслеживается развитие общих учебных умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаются умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих  с помощью таблицы самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делается вывод о готовности учителя организовывать  исследовательскую деятельность.

        2-йэтап. Практический. Непосредственный выход учителя на исследовательский уровень. Его первая задача познакомиться с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению исследовательской работы. Итог-создание инструктивной карты для организации  работы. Вторая задача этого этапа – организация и проведение упражнений и тренировки, небольшие исследования. Учитель овладевает методикой организации  исследования  на трех уровнях самостоятельности.

     

 1-й уровень.

 

Выполняют исследования в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном материале. Исследование реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований. Скорее информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о путешественниках, об открытиях, интересных фактах.

Критерии оценки 1 уровня. Учитель  умеет владеть информацией, аргументацией, делать вывод.

2-й уровень.

Учитель самостоятельно изучает математический материал. Результат может быть представлен в виде обобщения и систематизации знаний. Создается компьютерная версия презентации. Параллельно отрабатываются новые необходимые умения. Для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе,  использование Word , составление презентаций в Microsoft Power Point.

Критерии оценки 2 уровня. Самостоятельный план исследования. Предложение способа и методов исследования. Обоснование источников информации.

3-й уровень.

Методика выполнения  исследовательской работы : постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учитель, способен организовать самостоятельную индивидуальную исследовательскую работу. Данные проекты представляются на конференции, фестивале или итоговом занятии курса по выбору с использованием компьютерной версии презентации.

Критерии оценки 3 уровня.

 Предложения способа разрешения противоречия. Указание последствия существования проблемы. Анализ результатов исследования с точки зрения жизненных планов.

3-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляет, анализирует исследовательскую деятельность. Структура формирования исследовательской компетенции учителя географии  включает в себя урок, внеклассную работу и дополнительное образование [таблица].            

                                  Формирование исследовательской компетенции.

класс

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование

6

Самостоятельная работа, сообщения. Тематика «Календарь погоды», «Описание реки» и т.д.

Всероссийская акции «Операция- Елочка», «Покормите птиц», «Первоцвет», Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

Пробные исследования«Мой путь домой и в школу»,«План местности»

7-9

Урок – исследование, обобщающий урок. «Как люди открывали Землю», «Изучение снежного покрова ст. Баженово «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России», «Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Урала».

  Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа». Этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Исследования, элективные курсы «Географическая грамотность моих родителей», «Сфера обслуживания в Баженово,

10-11

Урок исследование, лекция, консультация, обобщающий урок. «Как создать новые рабочие места в Баженово»,«Село вымирает! Как спасти  село?», «Перспективы развития сферы обслуживания ст. Баженово».

Этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии. Всероссийские дистанционные олимпиады.  Дистанционная олимпиада по географии «Земля – наш общий дом». Всероссийская акция «Я - гражданин России»

Проекты исследования «Энергосбережение в школе и дома», «Рекреационные возможности Белоярского района Зеленый дом», «Энергосбережение -как метод снижения  индивидуального экологического следа»

 Исследовательская деятельность, с точки зрения учителя, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.

  •  Развитие исследовательской компетенции. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.
  •  Навыки работы в текстовом редакторе Word .
  •  Представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению исследовательской работы, оформление  исследования в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.
  • Результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, тематический справочник, электронная презентация.
  • Повышение уровня проектных и исследовательских работ, расширение  тематического диапазона. Учитель, овладевший исследовательской компетенцией с успехом может реализовать свой опыт в другой предметной области.

В результате формирования и развития исследовательской компетенции это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности учителя, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.

 

 

 

 


Посмотрите также