Томилова Елена Павловна учитель географии
МАОУ «Баженовская средняя общеобразовательная школа № 96»
«Формирование и развитие исследовательской компетенции учителя географии».
Актуальность темы предопределена тем, что ученые и практики пришли к осознанию необходимости организации проектно – исследовательской деятельности и формированию исследовательских компетенций. Как показывает практика, овладение учителем опыта творческой деятельности может осуществляться при условии его включения в исследовательскую деятельность, которая является, способом освоения действительности и, средством организации учебного процесса. Формирование и развитие исследовательской компетенции учителя географии, дает толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Формирование исследовательских компетенций учителя географии, возможно через изучения и внедрения активных форм обучения. Для достижения намеченной цели учителю необходимо решить ряд задач:
- создать условия для осуществления исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности;
- формировать проектно-исследовательские умения на базе общеучебных умений;
- развить специальные навыки по предмету и надпредметные способы деятельности;
Ожидаемый результат. Сформированность исследовательских компетенций.
Критерии оценки. Уровень сформированности исследовательской компетенции учителя. Овладения методикой подготовки работ научного общества учащихся. В практике работы учителя необходимо использовать технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, уделять внимание рефлексивной деятельности, что поможет органично включить исследовательскую деятельности в общую систему работы. Данные технологии связывают общие идеи, они дополняют друг друга. Именно сочетание и использование этих технологий позволяют подготовить учителя к исследовательской деятельности. В педагогической деятельности выстраивается система, которая позволяет реализовать поставленные задачи, комплексно используя возможности технологий и методов. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учителя. В практике работы складывается представление об этапах формирования исследовательских компетенций.
1-й этап. Диагностический. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учителя. Отслеживается развитие общих учебных умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаются умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих с помощью таблицы самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делается вывод о готовности учителя организовывать исследовательскую деятельность.
2-йэтап. Практический. Непосредственный выход учителя на исследовательский уровень. Его первая задача познакомиться с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению исследовательской работы. Итог-создание инструктивной карты для организации работы. Вторая задача этого этапа – организация и проведение упражнений и тренировки, небольшие исследования. Учитель овладевает методикой организации исследования на трех уровнях самостоятельности.
1-й уровень.
Выполняют исследования в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном материале. Исследование реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований. Скорее информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о путешественниках, об открытиях, интересных фактах.
Критерии оценки 1 уровня. Учитель умеет владеть информацией, аргументацией, делать вывод.
2-й уровень.
Учитель самостоятельно изучает математический материал. Результат может быть представлен в виде обобщения и систематизации знаний. Создается компьютерная версия презентации. Параллельно отрабатываются новые необходимые умения. Для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе, использование Word , составление презентаций в Microsoft Power Point.
Критерии оценки 2 уровня. Самостоятельный план исследования. Предложение способа и методов исследования. Обоснование источников информации.
3-й уровень.
Методика выполнения исследовательской работы : постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учитель, способен организовать самостоятельную индивидуальную исследовательскую работу. Данные проекты представляются на конференции, фестивале или итоговом занятии курса по выбору с использованием компьютерной версии презентации.
Критерии оценки 3 уровня.
Предложения способа разрешения противоречия. Указание последствия существования проблемы. Анализ результатов исследования с точки зрения жизненных планов.
3-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляет, анализирует исследовательскую деятельность. Структура формирования исследовательской компетенции учителя географии включает в себя урок, внеклассную работу и дополнительное образование [таблица].
Формирование исследовательской компетенции.
класс |
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Дополнительное образование |
6 |
Самостоятельная работа, сообщения. Тематика «Календарь погоды», «Описание реки» и т.д. |
Всероссийская акции «Операция- Елочка», «Покормите птиц», «Первоцвет», Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» |
Пробные исследования«Мой путь домой и в школу»,«План местности» |
7-9 |
Урок – исследование, обобщающий урок. «Как люди открывали Землю», «Изучение снежного покрова ст. Баженово «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России», «Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Урала». |
Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа». Этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии. |
Исследования, элективные курсы «Географическая грамотность моих родителей», «Сфера обслуживания в Баженово, |
10-11 |
Урок исследование, лекция, консультация, обобщающий урок. «Как создать новые рабочие места в Баженово»,«Село вымирает! Как спасти село?», «Перспективы развития сферы обслуживания ст. Баженово». |
Этапы Всероссийской олимпиады школьников по географии. Всероссийские дистанционные олимпиады. Дистанционная олимпиада по географии «Земля – наш общий дом». Всероссийская акция «Я - гражданин России» |
Проекты исследования «Энергосбережение в школе и дома», «Рекреационные возможности Белоярского района Зеленый дом», «Энергосбережение -как метод снижения индивидуального экологического следа» |
Исследовательская деятельность, с точки зрения учителя, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.
В результате формирования и развития исследовательской компетенции это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности учителя, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.