Формирование информационной культуры обучающихся в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта
Оценка 4.9

Формирование информационной культуры обучающихся в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта

Оценка 4.9
docx
09.12.2024
Формирование информационной культуры обучающихся в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта
Информационная культура обучающихся в контексте требований ФГОС.docx

Формирование информационной культуры обучающихся в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта

 

Как уже говорилось выше, понятие информационной культуры включает в себя знание и умение целенаправленно осуществлять поиск и обработку информации, извлекая, структурируя, анализируя и создавая новые данные на основе полученных данных и их применение.

Анализ федерального государственного стандарта основного общего образования свидетельствует о том, что в числе требований, которые предъявляются к итогам освоения базовой программы основного образования, были представлены требования, непосредственно относящиеся к содержанию информационной культуры обучающегося.

Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: «… использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета».

Планируемые результаты освоения обучающимся основных образовательных программ основного общеобразовательного образования, которые представлены в примерном основном общеобразовательном программном обеспечении основного образования, отражают также требования, непосредственно относящиеся к формированию информационной культуры обучающегося.

В разделе 2.1.1. «Чтение. «Результаты работы с текстами метапредметных результатов» - примерная ООП НОО зафиксирована, что «В результате обучения всех, без исключения, предметов на средней общеобразовательной ступени выпускники получат навыки для работы с содержащимися текстами в процессе прочтения соответствующих литературно-образовательных, учебно-научных текстов и инструкций, которые соответствуют возрасту. Выпускники получат элементарные навыки чтения информации в наглядном и символическом виде, получат опыт работы в текстах с рисунками, таблицами, диаграммами, схемами.

Выпускники будут развивать такие читательские действия, как поиск информации и выделение необходимой для выполнения практических или учебных задач информации, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющиеся в текстах идеи и информацию, интерпретировать и преобразовывать эти идеи и информацию. Учащиеся могут использовать информацию, полученную из различных текстов, для того, чтобы установить несложные причинные и следственные связи и связи, объяснить, обосновать утверждения и принять решения в простой учебной и практичной ситуации. Выпускники смогут научиться организовывать поиск информации. Они получат первоначальный опыт критической связи с полученной информацией, сравнения ее с другими источниками информации и имеющихся жизненных опытов».

Согласно разделу 2.1.2. «Формирование ИТ-компетентности учащихся метапредметных результатов» примерной образовательной программы основного образования: «Обучающиеся получат опыт работы в гипермедийных информационных объектах, где объединяются тексты, наглядные и графические изображения, данные цифровых, неподвижных и подвижных изображений, звуковые, ссылочные и базовые данных, которые можно передавать и размещать в интернете.

Обучающиеся узнают о различных средствах ИКТ, овладеют общими безопасными и функциональными принципами их работы; понимают возможности использования различных ИКТ в учебном процессе, развитии собственных познавательных и общекультурных процессов.

Они получат первичные знания по обработке и поиску информации с помощью средств ИКТ, научатся вводить в компьютер различные типы информации: текста, звука, изображения, цифровых данных, создания, редактирования, сохранения и передачи гипермедиа.

Выпускники научатся оценивать необходимость дополнительной информации, чтобы решать учебные задачи и самостоятельную познавательную деятельность; определять возможности ее получения; критично ориентироваться на информацию и выбор источников информации. Они научатся планировать, конструировать и моделировать процессы в простой учебной и практичной ситуации…».

Высокая информатизация общества привела к выделению программы формирования ИТ-компетентности к отдельной подпрограмме формирования универсального учебного процесса.

Ориентация обучающихся на информационные и коммуникативные технологии ИКТ, формирование умения грамотно использовать ИКТ, являются одним из важнейших элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на основной общеобразовательной ступени.

«В компетентности ИКТ выделяется компетентность ИКТ как способность решения учебных задач с помощью общедоступных для средней школы ИКТ-инструментов и информационных источников в зависимости от возрастных потребностей и возможностей обучающегося».

Программа подготовки информационных технологий определяет, что решение задачи подготовки информационных технологий должны проводиться не только в рамках отдельных учебных предметов, где формируются предметные ИКТ компетентности, но также в рамках программы надпредметного образования по подготовке универсальных учебных действий.

При овладении личностными действиями формируется критическое отношение к информации, избирательности в ее восприятии, уважения к информации о личной жизни и информацией о результатах деятельности других лиц; основ правового воспитания в области обращения с информацией.

В процессе формирования регулятивных универсальных учебных действий происходит: оценка условия, алгоритмы и результаты действий, осуществляемых в информационной среде; применение результатов деятельности, размещаемых в информационной среде, на оценку и коррекцию выполненных действий.

В процессе освоения познавательных универсальных учебных действий информационно-коммуникационных технологий сыграли ключевую позицию в таких общих универсальных действиях, как поиск информации, фиксация записи информации различными техническими средствами.

ИКТ – важный инструмент формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Это используется для обмена гипермедийными сообщениями, выступлений с аудиовизуальными поддержками; фиксации хода коллективных или личных взаимодействий; общения в цифровых средах (электронной почты, чатов, видеоконференций, форумов, блогов).

В подпрограмму формирования ИКТ-компетентности входят следующие подразделения: знакомство со средствами ИКТ; запись, хранение информации; составление текстов с помощью компьютера; составление графических текстов; редактирование текстов; составление новых текстов путем имеющихся комбинаций; составление структурированных текстов; представление данных; коммуникации, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности.

«Основные составляющие подпрограммы «Формирование ИКТ-компетентности учащихся» реализуются средствами различного учебного предмета. Необходимо отметить как важность формирования какого-либо элемента, так и компонента ИКТ-компетентности, непосредственно связанного с его использованием».

Подпрограмма содержит примерные результаты вклада каждого направления в развитие ИКТ-компетентности обучающихся:

«Русский язык». Существуют различные способы передавать информацию (буквы, пиктограммы, иероглифы, рисунки). Источники информации и методы  ее поиска: словарь, энциклопедия, библиотека, а также компьютер. Ознакомление с основными правилами оформления текстов на компьютере, основных инструментах создания текстов и простые виды редактирования текстов.

«Литературное чтение». Работа с мультимедиа сообщениями, в том числе текстом, иллюстрациями, аудио-и видеофрагментами, ссылками. Анализ содержание, языковые особенности и структуру мультимедийных сообщений; определение ролей и мест иллюстраций в текстах. Конструировать небольшие сообщения, включая добавление изображений, видео и аудио фрагментов. Создание информационного объекта как иллюстрации прочитанных художественных текстов. Презентация на письменном и устном уровне с тезисами и рядом иллюстраций на персональном компьютере. Поиск информации для проектной деятельности среди литературы, включая интернет.

«Иностранный язык». Подготовка планов и тем сообщения; презентаций к сообщениям. Создание маленького текста на компьютере. Умение фиксировать собственную устную речь на иностранных языках в цифровом виде для самостоятельной коррекции, устное выступление в сопровождении аудио- и видео поддержки. Понимание информации, полученной в устной и письменной форме.

«Математика и информатика». Внедрение математических представлений и методик в реализацию учебных задач, первый опыт использования математических представлений и информатических подходов в повседневной ситуации. Представлять, анализировать и интерпретировать данные в процессе работы с текстом, таблицей, диаграммой, несложным графом: извлекать необходимые данные, заполнять готовые формы на бумаге и компьютере, объяснять, сравнивать и обобщать информацию. Выбор оснований для формирования и выделения совокупностей. Работа с простой геометрией в интерактивных средах компьютера: строить, изменять, измерять, сравнивать геометрические объекты.

«Технология». Первоначальное ознакомление с компьютером, всеми ИКТ-инструментами: правила безопасности работы, назначение. Первый опыт использования простых информационных объектов: текста, рисунка, аудио-, видеофрагментов; сохранения результатов работы. Овладение методами поиска, использования информации и работы с доступными электронными ресурсами.

«Изобразительное искусство». Ознакомиться с простыми графическими и растровыми редакторами изображений, освоить простые формы редактирования изображения: повороты, вырезки, изменения контраста, резкости, вырезки и добавления фрагментов, изменения последовательности экрана в слайд шоу. Создавать творческие графические работы, несложные видеосюжеты, мультипликация и компьютерная анимация с собственной озвучкой, музыкальные произведения, собранные из готового фрагмента и музыкальных «петель» с помощью инструментов ИКТ».


 

Формирование информационной культуры обучающихся в контексте требований

Формирование информационной культуры обучающихся в контексте требований

Планируемые результаты освоения обучающимся основных образовательных программ основного общеобразовательного образования, которые представлены в примерном основном общеобразовательном программном обеспечении основного образования, отражают также требования, непосредственно относящиеся…

Планируемые результаты освоения обучающимся основных образовательных программ основного общеобразовательного образования, которые представлены в примерном основном общеобразовательном программном обеспечении основного образования, отражают также требования, непосредственно относящиеся…

Согласно разделу 2.1.2. «Формирование

Согласно разделу 2.1.2. «Формирование

ИКТ-инструментов и информационных источников в зависимости от возрастных потребностей и возможностей обучающегося »

ИКТ-инструментов и информационных источников в зависимости от возрастных потребностей и возможностей обучающегося »

В подпрограмму формирования ИКТ-компетентности входят следующие подразделения: знакомство со средствами

В подпрограмму формирования ИКТ-компетентности входят следующие подразделения: знакомство со средствами

Иностранный язык». Подготовка планов и тем сообщения; презентаций к сообщениям

Иностранный язык». Подготовка планов и тем сообщения; презентаций к сообщениям

готового фрагмента и музыкальных «петель» с помощью инструментов ИКТ» .

готового фрагмента и музыкальных «петель» с помощью инструментов ИКТ» .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2024