Формирование интеллектуальных способностей младших школьников через проблемное обучение (из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе)
Оценка 5

Формирование интеллектуальных способностей младших школьников через проблемное обучение (из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе)

Оценка 5
docx
10.08.2023
Формирование интеллектуальных способностей младших школьников через проблемное обучение  (из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе)
Формирование интеллектуальных способностей младших школьников .docx

Формирование интеллектуальных способностей младших школьников через проблемное обучение
(из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе)

Подготовила; Пронина Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 16 г. Балаково

 

Свое выступление я начну со стихотворения

Кулаковой Натальи Вячеславовны - учителя г. Орска

 

Дети удивления любопытства

 Сказал про знания Де Бройль,

 А что имел ввиду философ

 Понять коллега сам изволь.

 

Давайте же подробно с вами

 Рассмотрим все и разберем,

Был прав он или нет, посмотрим,

К какому выводу придем.

 

Когда рождается ребенок,

Он удивляется всему.

И любопытству нет предела,

И главный QUESTION «ПОЧЕМУ?»

 

Он узнает о том, об этом,

Читает, мыслит и творит,

 Пытается найти ответы

И за компьютером сидит.

 

Что могут сделать педагоги

 Когда вперед шагнул прогресс,   

 Чтоб дети к обученью в школе

Не потеряли интерес?

Этот вопрос волнует, и всегда будет волновать настоящего учителя.

У детского мозга огромный запас возможностей для познания. Наша главная задача - развитие познавательного интереса, мышления ребёнка в младшем школьном возрасте.

Как можно повлиять на успех?

1.     Стимулировать познавательную активность.

2.     Для развития мозга очень важна активность самого ребёнка.

3.     Возможность выбора стимулирует развитие познавательной активности.

4.     Для развития мозга важна сенсомоторная интеграция.

5.     Эмоции очень важны для обучения.

6.     Избегать скучных и однообразных уроков.

Как быть, если в классе есть необычный ребенок, вундеркинд?

В 2010 году у меня в классе появился такой ученик

(Особенности     развития познавательной и социальной сферы у одарённых детей.)

1.     С ярко выраженным стремлением к познанию

2.     Высокой концентрацией внимания.

3.     Отличной памятью.

4.     Широтой интересов.

5.     Склонностью к соревновательности.

6.     Сверхчувствительностью к проблемам.

7.     Лидерством.

8.     Уязвимостью

Проблемы одаренных детей связаны, в первую очередь, с их психологическими особенностями.

Как избежать проблем?

         Развитие индивидуального познавательного опыта ребёнка.

         Всестороннее развитие личности.

Какие методы работы с одаренными детьми использует учитель, чтобы помочь им развить свою уникальную способность?

u задания более сложные по способу действия, требующие не простого применения образца, а анализа, размышления, рассуждения, поиска обоснований и доказательств решения;

u на уроке устанавливается более высокий уровень усвоения обязательного учебного материала или выходящих за рамки программы знаний и умений, направленных прежде всего на развитие обобщенных способов действий, формирование положительных качеств субъекта учебной деятельности, его самоконтроля и самоанализа;

u индивидуальные задания, работа со слабо успевающими учащимися, ассистенты, помощники в учебных кабинетах.

u Учителя помогают им пользоваться специальной литературой, рекомендуют факультативные курсы, направляют в школьные кружки.

Присутствие такого ученика в классе, поднимается уровень интеллектуального развития у учеников всего класса. Исследовательские проекты, дискуссии на уроках, рассказ о необычных явлениях в природе, жизни, интерес к истории нашего государства, нашего города, интерес к химии. Все это присутствовало в нашей школьной жизни, начиная с первого класса. Я поняла, что обучая одного ребенка, могу научить весь класс.

Для работы с классом я выбрала технологию проблемного обучения.

Данная технология стимулирует интеллектуальное развитие учеников; активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, и, что особенно хочется подчеркнуть, речь; воспитывает активную личность. учит детей «не сидеть сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. У учащихся развиваются очень важные качества — умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.

Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

В работе использую диалог двух типов.

  • Подводящий диалог представляет собой логическую цепочку посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или открытия нового знания.
  • Побуждающий диалог более сложен. Но и более эффективен, так как обеспечивает по-настоящему творческую деятельность, формирует и речь учащихся, и логическое мышление.

Побуждающий диалог при постановке учебной проблемы требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1.     создания проблемной ситуации (столкновение мнений, выдвижение противоречивых фактов);

2.     побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации (Что удивило? Почему не смогли выполнить задание?);

3.     побуждения к формулированию учебной проблемы (Какой возникает вопрос?)

4.     принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы (Над чем будем работать? Какой будет тема урока?)

Следующий этап – это поиск решения учебной проблемы Суть его в том, что учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существует две возможности обеспечить такое открытие:

  • побуждающий к гипотезам диалог;
  • подводящий к знанию диалог.

Побуждающий к гипотезам диалог требует обязательного осуществления четырех педагогических действий:

1.     побуждение к выдвижению гипотез;

2.     принятие выдвигаемых учениками гипотез;

3.     побуждение к проверке гипотез;

4.     принятие гипотез, предлагаемых учениками.

На практике я применяю два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая – и так до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающие) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка.

Технология проблемного обучения применима на уроке любого предметного содержания.

Модель технологии проблемного диалога рассмотрим на примере темы : «Приставка» во 2 классе.

Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.

Задачи урока организовать наблюдение за этой частью слова; научить выделять приставку из состава слова.

Тип урока: урок-исследование

Мы рассмотрим, как с помощью побуждающего и подводящего диалога можно открыть новое знание

Этап формулировки цели и разработка темы урока

Цель: помочь детям сделать самостоятельное открытие в познании новой части слова - приставки.

Учитель: На доске записаны пары слов. Прочитайте внимательно. Выделите корень и суффикс во всех словах :

 море – приморский

 дорога - придорожный

школа - пришкольный

берег - прибрежный

город - пригородный

Учитель: А что такое корень слова?

Ученик: Корень - это общая часть родственных слов, главная часть слова. В корне содержится смысл слова.

Учитель: У кого другое мнение? А какие ещё части слова вы знаете?

Ученик: Суффикс и окончание.

Учитель: А что такое суффикс?

Ученик: Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

Учитель: Как вы думаете, может ли слово быть без суффикса? Объясните свой ответ. А без корня? Докажите.                                                    .

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием. А что у вас вызвало затруднение?

Ученики: Часть слова перед корнем. Мы не проходили.

 Учитель: Что нам нужно на уроке исследовать?

Ученики: Новую часть слова ПРИ

Учитель: Что нужно знать о новой части слова?

Ученики: Как называется? Как обозначается? Где стоит? Как она пишется?

Учитель: Вот сколько вопросов и нам нужно найти на них ответ.

Поиск решения проблемы

Учитель: Посовещайтесь в своих лабораториях: Отличаются ли слова в парах? Чем? Объясните свой ответ.

Ученики: Разный состав слова, части речи, значение

Учитель: Какое значение имеют слова правого столбика?

 Ученики: Находиться рядом, около.

Учитель: Придумайте слова., отвечающие на такой же вопрос и с таким же значением.

Ученики: Привокзальный, пристроенный.

Учитель: А как вы думаете, какая часть слова образовала такое значение? Назовите её.

Ученики: ПРИ-

Учитель: Кто-нибудь знает, как называется эта часть? Где расположена приставка в слове?

Ученики: Перед корнем.

Учитель: У кого другое мнение? Посмотрите, как обозначается приставка.

Вывод по исследованию № 1.

Учитель: Так что же такое приставка? Где она находится?

- Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем.

Далее переходим к наблюдению за значением разных приставок.

Учитель: Исследовать значение разных приставок нам поможет упражнение 1 на стр. 128 учебника.( работа в парах).

Обратите внимание на стрелочку - подсказку.

Проверка выполнения.

Учитель: Прочитайте все полученные словосочетания. (Читает пара, первая выполнившая задание.)

Учитель: У кого получилось иначе?

-Прочитайте только слова, в которые вы вставили недостающую часть слова. -Что общего в этих словах и чем они различаются? Объясните.

Ученики: Общее - слова-действия, корень - беж. Отличие -приставки.

Учитель: Можно ли сказать, что все эти слова - форма одного слова?

Ученики: Нет, у этих слов разное значение.

Учитель: А какая часть слова придаёт им разное значение?

Ученики: Приставка.

 (Каждая пара записывает одно понравившееся словосочетание)

Учитель: Какой же вывод мы сделали по 2 исследованию

Вывод по исследованию № 2

Вывод: -Приставка придает словам разное значение

Учитель: А теперь обратимся к рубрике «Тайны языка». Проверим, разгадали ли мы тайну приставки? В учебнике на стр. 128 прочитайте каждый про себя правило. Вслух прочитает   . (Хорошо читающий ученик)

Этап усвоение новых знаний

Цель: выработать умение применять новые знания по образцу в сходных ситуациях.

Учитель: Обратите внимание на упражнение 3 в учебнике на стр. 128. Оно поможет нам потренироваться в подборе приставок для образования слов с заданным значением.

Раротать будете в ЛАБОРАТОРИИ (группой). Задание сложное. Будьте внимательны. Помощь можно найти на доске. (Таблички с приставками.) Озвучьте, что у вас получилось. Что называют слова, которые у вас получились?

 Ученики: Действия.

Учитель: Запишите 8 слов в строчку через запятую: заговорил, запел, побежал, поплыл, отцвёл, отгремел, прочитал, зашил. Отметьте приставки.

Взаимопроверка в парах.

Учитель: Как «работает» приставка? Для чего служит?

Сравните свой вывод с выводам учебника, на стр.129. Вслух прочитает Вывод по исследованию № 3.

Ученики: Приставка образует новые слова.

Самостоятельная работа

Цель: отработать умение выбрать нужную приставку в соответствии со смыслом словосочетания, наблюдение за различием в значении однокоренных слов с разными приставками.

Учитель: Уважаемые научные сотрудники всех лабораторий, сейчас вы будете выполнять важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу учебную задачу . Выполнять работу будет каждый самостоятельно, а консультанты потом проверят карточки. Если что-то будет непонятно, можно просить помощи у консультантов или у меня.

Вставьте приставки: про-, пере-, при-, от-, до-, на-, в-, с-, за- , вз-. (Упражнение 5 стр.130)

...летел два метра, ...летел через океан, ...летел на два дня, ...летел от стены, ...летел до игрока, ...летел на столб, ...летел в

комнату, ...летел с крыши, ...летел за ограду, ...летел в небо

Учитель: Здорово, что и последнее исследование прошло для многих успешно, т.к. вы самостоятельно выбирали подходящую приставку, и у вас это получилось.

-Что мы узнали о новой части слова?

- Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем.

-Приставка придает словам разное значение

-Приставка образует новые слова.

Домашнее задание

Цель: предотвратить ошибки.

Разберём домашнее задание.

Домашним заданием будет упр.4 на стр.130. Прочитайте задание.

Кому не понятно задание?

Кто может объяснить, как он будет делать это задание.

Подведение итогов урока

Цель: обобщить проделанную работу.

Учитель:  Где нам могут пригодятся полученные знания?

(Я могу научить кого-нибудь или дать совет тому, кто затрудняется в разборе слов по составу)

-О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?

-Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Как этот урок был сделан?

 Сначала была поставлена общая проблема.

Была создана проблемная ситуация с затруднением - проблемный диалог.

В чём затруднение?

Дети сформулировали вопрос

- Что это за новая часть слова?

Потом были поставлены частные проблемы

Дети в диалоге сформулировали все пункты плана

Как называется? Как обозначается?

Где стоит? Для чего служит?

Далее по каждому пункту плана был организован поиск решения.

Первые два пункта плана открыть нельзя

- Как называется? Как обозначается? - даются в готовом виде.

 Где стоит? Для чего служит? - это знания, которые открыть можно.

Открытие происходило с помощью подводящего диалога.

- Как создать проблемную ситуацию и подвести детей к открытию нового знания, мне помогает материал учебника и таблица «Побуждающий от проблемной ситуации диалог». Автор Елена Леонидовна Мельникова [1]

А теперь давайте вернемся к стихотворению.

- Что же нам необходимо сделать, чтобы ребёнок не потерял интерес к учению?

 

 Мы можем помогать ребенку,

Чтоб на уроках не скучать

Давать задания, проекты,

 Проблемы разные решать.

 

Ведь наша главная задача

Увлечь детей и развивать

Такие главные уменья

Как сравнивать и рассуждать.

 

Чтоб в споре находить умели

 Решение и компромисс

Ведь только поиски решений

 И интерес рождают мысль.

 

Планируя урок, коллега,

Ты не ленись, рискуй, твори

 И будь уверен, что напрасно

 Не пропадут труды твои.

 

Ведь жизнь вокруг разнообразна

 И удивленью нет конца,

Был прав Де БрОйль сказав однажды

 Про знанья «нужные слова».

 

 

 

Приложение 1

 

 

 


 

Формирование интеллектуальных способностей младших школьников через проблемное обучение (из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе)

Формирование интеллектуальных способностей младших школьников через проблемное обучение (из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе)

Что могут сделать педагоги

Что могут сделать педагоги

Проблемы одаренных детей связаны, в первую очередь, с их психологическими особенностями

Проблемы одаренных детей связаны, в первую очередь, с их психологическими особенностями

У учащихся развиваются очень важные качества — умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к…

У учащихся развиваются очень важные качества — умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к…

Побуждающий к гипотезам диалог требует обязательного осуществления четырех педагогических действий: 1

Побуждающий к гипотезам диалог требует обязательного осуществления четырех педагогических действий: 1

Цель: помочь детям сделать самостоятельное открытие в познании новой части слова - приставки

Цель: помочь детям сделать самостоятельное открытие в познании новой части слова - приставки

Ученики: Разный состав слова, части речи, значение

Ученики: Разный состав слова, части речи, значение

Прочитайте только слова, в которые вы вставили недостающую часть слова

Прочитайте только слова, в которые вы вставили недостающую часть слова

Учитель: Как «работает» приставка?

Учитель: Как «работает» приставка?

Цель: предотвратить ошибки.

Цель: предотвратить ошибки.

Где стоит? Для чего служит? - это знания, которые открыть можно

Где стоит? Для чего служит? - это знания, которые открыть можно

Ведь жизнь вокруг разнообразна

Ведь жизнь вокруг разнообразна

Формирование интеллектуальных способностей младших школьников через проблемное обучение (из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе)

Формирование интеллектуальных способностей младших школьников через проблемное обучение  (из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2023