Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся 4 класса в рамках предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.9

Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся 4 класса в рамках предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.9
docx
19.03.2023
Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся 4  класса   в рамках предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС
методическая разработка.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся 4  класса  

в рамках предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС

Методическая разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табаковой Марины Александровны,

учителя начальных классов

МОУ Болтинской средней

общеобразовательной школы

Рыбинского района

 

 

 

 

 

 

 

 2023

 

 

Введение

 

В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.  Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире. Но, к сожалению, не смотря на возрастные особенности количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало.

Из сложившихся противоречий исходит проблема нашего исследования: какова серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.  Объектом исследования будет служить  процесс формирования исследовательских умений и навыков. Предмет исследования – это серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в 4 классе в рамках предмета «Окружающий мир». Следовательно, целью исследования будет являться разработка серии упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в 4 классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.

Для того чтобы реализовать цель, мы рассмотрим некоторые аспекты выбранной нами темы, которые и являются задачами нашего исследования:

-  проанализировать теоретические основы исследовательских методов;

- проанализировать возможности и условия развития исследовательских умений и навыков  у младших школьников в условиях ФГОС;

-  разработать инструкцию для работы над проектом.

Методологической базой исследования являются работы А.В. Леонтовича,              М.И. Махмутова, Ф.А. Мошера,  А.С. Обухова, А.И. Савенкова.

При осуществлении исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, синтез,  наблюдение, качественный и количественный анализ результатов и систематизация.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, определена проблема, цель, задачи, выявлены методы исследования, описана методологическая база.

В первой главе мы даем обзор теоретических основ формирования исследовательских умений и навыков: раскрываются психологические особенности младших школьников и сущность исследовательской деятельности  на начальном этапе обучения.

Во второй главе прописываются условия формирования исследовательских умений и навыков в рамках ФГОС ННО – 2, дается анализ УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова, проведенный в рамках темы данной работы и, на основе всего вышеизложенного,  прописывается серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в  4 классе в рамках предмета «Окружающий мир» с сопутствующими методическими рекомендациями по её применению.

В заключении представлены выводы по исследуемой теме. В работе имеется библиографическое описание в количестве 27 источников и приложения, включающие серию занятий по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «»Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников

1.1 Исследовательское обучение младших школьников: сущность и формы

Современный мир постоянно меняется, заставляя динамично совершенствоваться все сферы нашей жизни, в том числе и образование. Доказательством этого явился Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), начавший своё действие первого сентября 2011 года. В соответствии с ним выпускник начальной школы должен обладать такими характеристиками, как:

§ любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

§ владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

§ доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. [5]

И исследовательская деятельность в данном аспекте как нельзя лучше помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения,  переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.

Но что же в себя включают понятия «исследование» и  «исследовательская деятельность»? А. И. Савенков в своей книге «Методика исследовательского обучения младших школьников» даёт следующее определение: «Исследование – это творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности». В свою очередь, исследовательскую деятельность можно определить, как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в целом.

В основе исследовательской деятельности лежат:

§ развитие познавательных умений и навыков учащихся;

§ умение ориентироваться в информационном пространстве;

§ умение самостоятельно конструировать свои знания;

§ умение интегрировать знания из различных областей наук;

§ умение критически мыслить.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:

§ Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

§ Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

§ Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

В свою очередь, вся исследовательская деятельность делится на несколько этапов, которые способствую реализации данных задач:

 

1этап - Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2 этап - Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3 этап - Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

4 этап - Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5 этап - Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6 этап - Определение последовательности проведения исследования.

7 этап - Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8 этап - Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9 этап - Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10 этап - Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11 этап - Обсуждение итогов завершенной работы.

 Не менее важным в исследовательской деятельности является создание благоприятных условий формирования исследовательских умений младших школьников среди которых выделяются: мотивированность, помогающая учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможность самореализации и самосовершенствования, целенаправленность и систематичность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога и  учет возрастных особенностей, т.к. обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Таким образом, обобщив все изложенное выше,  мы пришли к выводу, что, самостоятельная деятельность учащегося, должна быть, направлена на развитие:

§  мыслительных процессов и исследовательской активности;

§  умения видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении;

§  умения ставить перед собой задачу;

§  умения строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира;

§  умения выдвигать гипотезы и обосновывать их;

§  умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний.

1.2 Учет психологических особенностей младшего школьного возраста в процессе формирования исследовательских умений и навыков

В настоящее время  обучение вызывает большой интерес в обществе. В основе же успешного усвоения учебного материала лежит познавательный интерес. Он постоянно сопутствует учебной деятельности, если создаются условия для проведения учащимися наблюдений, постановки экспериментов, на основе которых младшие школьники могут сделать собственные выводы и умозаключения. Широкими возможностями для формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников обладает учебный процесс. По словам В. С. Мухиной, развитие исследовательских умений и навыков у учащихся предполагает реализацию в учебно-воспитательном процессе следующих педагогических принципов:

1. Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании.

2. Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.

3. Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.

4. Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.

5. Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.

6.Принцип формирования представлений о динамичности знания, т.к. содержание исследовательского обучения должно строится таким образом, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм [15].

 Исходя из вышеизложенного,  цель учителя начальных классов в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников с учетом психологических особенностей, которые мы далее и раскроем.

  Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. У ребёнка в это время отлично развиты такие качества, как любознательность, воображение и память. Это, несомненно, важнейшие качества для каких-то собственных открытий, практических и исследовательских работ, с которыми он встретиться в школе. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием и, наконец, в своих исследованиях. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита - легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой различные задачи, которые необходимо выполнить. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Это же поможет ему и в практических работах, то есть пока ребёнок окончательно не убедится в достижении своей цели, он не отступится. А ведь именно так совершаются открытия. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она, в известной степени, грамматически правильна, выразительна. То есть ребёнок уже может обобщать, сравнивать и делать какие-то выводы, доказывать свою точку зрения [12]. Отсюда видно, что возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления. Дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца); делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности [14]. Все вышеизложенное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует выделить и другую сторону - субъективную психологическую готовность. Желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия. С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Особенно трудоёмки практические задания, где ребёнок непосредственно является «подвижником» исследовательского процесса. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. В этом же коллективе ему придётся работать, то есть в какой-то степени подстраиваться под него, или же наоборот руководить им. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню [11].Многолетние исследования психологов показали, что старые программы и учебники явно недооценивали познавательные возможности младших школьников, что нерационально растягивать и без того скудный учебный материал на четыре года. Замедленный темп продвижения, бесконечное, однообразное повторение вели не только к неоправданной потере времени, но весьма отрицательно сказывались на умственном развитии школьников. Новые программы и учебники, гораздо более содержательные и глубокие, предъявляют значительно большие требования к психическому развитию младшего школьника и активно стимулируют это развитие. И соответственно новые программы стали больше внимания уделять развитию исследовательских навыков у младших школьников, так как они готовы к этому психологически [14]. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации [12]. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Поэтому важнейшей задачей учителя является сделать исследовательскую деятельность учеников как можно более интересной и привлекательной, так как это принесёт больше пользы. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Следовательно, на первых ступенях обучения не стоит вовлекать детей в длительные практические работы, их внимание, а, следовательно, и интерес к работе пропадёт и всё будет бессмысленно [11]. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться понятия, которые мы называем научными (в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения). Это необходимо использовать при обучении младших школьников [12]. В рамках этих фактов особую важность приобретает вопрос индивидуальных различий в исследовательском поведении и уровнях развития исследовательских способностей. Маленькие дети, как следует из изложенного выше, рождаются исследователями, но стоит им немного подрасти, как по этому параметру их несложно дифференцировать, на тех, кто наиболее склонен и способен к активному исследовательскому поиску, и тех, кого это меньше привлекает и у кого это хуже получается. Поэтому требуется рассмотреть вопрос и о том, в какой степени исследовательские способности детерминированы генотипом, а в какой мере это свойство приобретается со временем под влиянием условий внешней среды. Мы частично уже ответили на этот важный, особенно с педагогической точки зрения, вопрос [14]. Природа экспериментирует постоянно, и каждый живой организм склонен к этому, что совершенно естественно. Именно поэтому исследовательский рефлекс — один из базовых, безусловных рефлексов. Очень важна биологическая роль потребности в исследовательском поведении. Эта потребность является пружиной, движущей силой развития и саморазвития. Благодаря её биологический организм становится активным соучастником прогресса своей популяции и всего живого. Уровень развития потребности в исследовательском поведении, как мы уже отмечали, находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Получается интересная закономерность: чем совершеннее нервная система, тем интенсивнее она себя совершенствует ( Ротенберг В. С., Бондаренко С. М.). Поисковая, исследовательская активность и является одним из основных механизмов, обеспечивающих это ускорение [14]. Разный уровень склонностей и способностей к исследовательскому поведению у разных индивидов объясняется точно так же, как в общей психологии трактуется дифференциация в развитии любых других способностей. Результат развития исследовательских способностей, достигаемый на каждой его ступени, изначально не содержится в генотипе и фатально им не определяется, при этом он не может быть произвольным, свободным от генотипических влияний. Уровень развития исследовательских способностей естественно детерминирован и генотипом, и средой, но самое важное то, что этот уровень определяют не доминирующие генотипические или доминирующие средовые факторы, а их индивидуальное комбинирование в результате случайных и потому трудно прогнозируемых обстоятельств жизни индивида. Определяющим на каждом этапе является то, что достигнуто на предыдущих уровнях, это — фундамент будущих достижений. Естественно, то, что упущено на одном этапе развития, может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо восполнено, но с существенными потерями [12].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что младший школьный возраст прекрасно походит для развития исследовательских умений и навыков. Учащиеся лучше усваивают новые знания, если они получили их сами, увидев, услышав или потрогав. Но также необходимо учитывать, что в данном возрасте у детей наиболее развито непроизвольное внимание, поэтому предлагаемые им  исследования должны быть яркими и запоминающимися. Таким образом, задача учителя, использующего на уроках элементы исследовательской деятельности, направить заложенный природой исследовательский потенциал младшего школьника в правильное русло.

 

Глава 2. Практический опыт формирование исследовательских умений и навыков   учащихся начальных классов в рамках предмета «Окружающий мир»

2.1. Исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Что такое начальная школа? Прежде всего, это фундамент для всего последующего обучения, которому следует уделять особое внимание. В связи с этим был создан и предварен в жизнь Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижения следующих целей:

§  развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса

к учению, формирование желания и умения учиться;

§  духовно-нравственное и эстетическое воспитание;

§  освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления  разнообразных видов деятельности;

§  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

§  сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.

   Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.[20, с.85].

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. К примеру, если на уроке русского языка отрабатывается такая форма устного высказывания, как интервью, то потом эта форма активно используется на уроках окружающего мира.

Универсальные учебные действия нового стандарта должны способствовать не накоплению знаний, умений, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это – умение  учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека [20, с 25].

Рассмотрим развитие данных характеристик младшего школьника в рамках предмета «Окружающий мир». Стандарт предъявляет к данному учебному курсу следующие требования:

§ освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

§ развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. [20]

Большое значение исследовательской деятельности для развития творческого потенциала  и исследовательских умений стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательный  процесс различных форм исследовательской деятельности. И здесь очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе её познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом аспекте значение предмета «Окружающий мир»  трудно переоценить. В то же время сам предмет, какими бы содержательными возможностями он не обладал, не может обеспечить развитие тех или иных познавательных интересов, исследовательского отношения к миру или исследовательских умений учащихся. Большое значение в данном случае принадлежит методу преподавания [18].

Как уже было сказано, важной и очень сложной задачей в исследовательском обучении выступает задача формирования высокой мотивации исследовательской деятельности. В особенности важна работа по активизации мышления учащегося по выявлению проблем. Именно от уровня исследуемой проблемы, от ее масштаба в основном зависит дидактическая ценность детских исследований. В формировании у учащихся устойчивых интересов к сложным, комплексным, многоуровневым проблемам, дающим старт исследовательской практике, активную роль могут играть специальные игровые методики, построенные на самых разных игровых сюжетах. Важно и то, что исследовательская деятельность изначально должна быть свободной и в какой-то мере нерегламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации [18].

Нужно отметить вариативность форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Так же можно сочетать обе формы работы. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал [18].

Б.В.Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного здания знаний и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс - как процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, - окрашен положительными эмоциями [13].

Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности, их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план [18].

 Таким образом, мы можем сделать вывод, что «исследовательское обучение» и «исследовательские методы обучения» в наше время понимаются как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Интерес к исследованиям может пропасть из-за постоянных трудностей, которые дети не в состоянии  преодолеть самостоятельно. Тут им на помощь должен придти учитель. Задача учителя не рассказать ребёнку, что и как нужно делать, а сделать так, что бы ребёнок почувствовал, что это он сам смог решить проблему. Это не только сохранит его мотивацию, но и более того, повысит её [12].

Не последнюю роль в организации исследовательской деятельности  играют и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Их использование на уроках окружающего мира обусловлено не только интересами учителя, но и требованиями современных учебных программ и образовательного стандарта. ИКТ позволяют привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках. Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими. Таким образом, можно сделать вывод, что  с возрастающей ролью ИКТ в современном образовании данные технологии необходимо использовать на уроках с включениями элементов исследования, как наиболее  удобные и мотивационные средства обучения.

2.2 Анализ УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить. Поэтому актуально требование личностно-ориентированного обучения. Педагогическая система Л.В. Занкова отвечает этим задачам, т.к. на первый план выдвигается развитие школьников. Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» представляет ученикам широкую целостную картину мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания - о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Более того, данный УМК системно учитывает современные особенности  учебно – воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе, а инструментальность, лежащая в основе учебника «Мы и окружающий мир», помогает организовать специальную  работу  обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами. Также она предусматривает перенос формируемых  у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию. Таким образом, данный учебный курс призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и изменчивости окружающего мира, его противоречивости;

- развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;

-формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и во времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

-воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, география, астрономия, биология, литературное чтение и построено в соответствии с требованиями ФГОС НОО - 2. В целом курс рассчитан на 68 часов и при изучении курса используется авторская программа Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, состоящий из учебника, рабочей тетради и  книги для учителя.

Мы проанализировали данный УМК с учетом возрастных особенностей учащихся данного возраста(4-й класс-10-11 лет) и в рамках темы нашей работы. Для более полного и точного анализа УМК нужно сделать акцент на том, что начальный этап обучения характеризуется такими качествами, как любознательность, воображение и памяти, которые непосредственно ведут к собственным открытиям, практическим и исследовательским работам, с которыми он встретиться в школе.

Таким образом, опираясь на вышеупомянутые особенности учащихся младшего школьного возраста, мы проанализировали УМК «Мы и окружающий мир» для четвертого класса. Обращая внимание на тему данной работы, основной акцент ставится на формирование исследовательских умений и навыков через материал и сопутствующие упражнения данного учебника. В курсе раскрываются объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии. Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникла жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о неживой и живой природе, то есть о природных особенностях окружающей человека среды, позволяют осознать закономерности развития истории человечества.

Учебник состоит из 4 основных разделов («Общий взгляд на Землю», «Как изучают окружающий мир», «Космос и Земля», «Взаимодействие сил природы»). Каждая тема содержит разное количество уроков и соответствуют четырем учебным четвертям. Формулировка тем соответствует задачам данного УМК. В рамках данного учебника у учащихся формируются  умения и навыки  устного и письменного общения;  поиска   информации внутри одного источника  знаний; поиска  информации в разных источниках; практическое применение  знаний и умений в жизненных ситуациях. Для создания условий выживания в мире информации  в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

В связи с тематикой нашей работы основной акцент мы делаем на заданиях, способствующих формированию исследовательских умений и навыков. В данном учебнике предлагается два вида упражнений данного типа: наблюдение и опытная работа. Они встречаются в каждом разделе, но их количество не достаточно для успешного формирования исследовательских умений и навыков и, более того, реализует только два этапа данного вида деятельности.

Также, многие задания в данном учебники содержат элементы исследовательской деятельности (Посмотри вокруг себя и на рисунки. Какими сегодня стали предметы, пришедшие к нам из древности? Рассмотри рисунок. Используя свои знания, расскажите об устройстве термометра. Какими термометрами пользуются в быту? и т.д.).

Если же говорить о темах данного УМК, то ведётся учет индивидуальных особенностей младшего школьного возраста и  на первый план выдвигается проблема соотношения обучения и развития.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод,  что формы обучения предложенные в данном УМК позволяют  школьникам самостоятельно делать выбор, принимать решения, объяснять и доказывать собственное мнение, излагать свои мысли. Созданные ситуации успеха и подобранные интересные творческие задания помогают учителю заинтересовывать детей и мотивировать их к дальнейшему изучению предмета. Таким образом, созданная нами серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков во втором классе будет дополнять данный УМК и способствовать развитию исследовательских умений и навыков.

2.3 Серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в четвертом классе в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова

 

Учитывая особенности УМК «Мы и окружающий мир» , мы подобрали серию упражнений, которые можно использовать на уроках  окружающий мир в 4 классе. В календарно-тематическое планирование мы внесли коррективы, с учетом использования данной серии упражнений по формированию исследовательских умений и навыков.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» (УМК «Мы и окружающий мир (4 класс)» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова)

Общее количество: 68 часов.

 

К данному календарно-тематическому планированию мы составили следующие методические рекомендации:

·        важно самого ученика сделать активным участником образовательного процесса;

·        учитель работает рядом и вместе с детьми, осуществляя поддержку, консультирует по возникающим вопросам;

·        в процессе исследования ключевую роль играет вопрос, т.к. он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы;

·        содержание исследования должно соответствовать возрасту и возможностям, а также реальному уровню знаний учащихся;

·        тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка и с её выбором не стоит затягивать;

·        исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе;

·        на всех этапах работы  основной ожидаемый результат – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков;

·        защита исследования - один из главных этапов обучения начинающего исследователя;

·        целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с привлечением родителей и педагогов).

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся 4 класса в рамках предмета «Окружающий мир» в условиях реализации

Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся 4 класса в рамках предмета «Окружающий мир» в условиях реализации

Введение В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся

Введение В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся

В заключении представлены выводы по исследуемой теме

В заключении представлены выводы по исследуемой теме

Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников 1

Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников 1

Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования

Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования

Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося

Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося

Все вышеизложенное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению

Все вышеизложенное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению

Следовательно, на первых ступенях обучения не стоит вовлекать детей в длительные практические работы, их внимание, а, следовательно, и интерес к работе пропадёт и всё будет…

Следовательно, на первых ступенях обучения не стоит вовлекать детей в длительные практические работы, их внимание, а, следовательно, и интерес к работе пропадёт и всё будет…

Определяющим на каждом этапе является то, что достигнуто на предыдущих уровнях, это — фундамент будущих достижений

Определяющим на каждом этапе является то, что достигнуто на предыдущих уровнях, это — фундамент будущих достижений

Универсальные учебные действия нового стандарта должны способствовать не накоплению знаний, умений, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности)

Универсальные учебные действия нового стандарта должны способствовать не накоплению знаний, умений, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности)

Так же можно сочетать обе формы работы

Так же можно сочетать обе формы работы

Мы и окружающий мир», помогает организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами

Мы и окружающий мир», помогает организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами

Для создания условий выживания в мире информации в

Для создания условий выживания в мире информации в

· в процессе исследования ключевую роль играет вопрос, т.к. он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы; · содержание исследования должно соответствовать возрасту и возможностям,…

· в процессе исследования ключевую роль играет вопрос, т.к. он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы; · содержание исследования должно соответствовать возрасту и возможностям,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2023