Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка
Овладение исследовательской деятельностью учащихся начальной школы на уроках русского языка логично рассматривать как важнейший потенциал, который благотворно повлияет на совершенствование профессионала в высшем учебном заведении.
Исследовательская работа на уроках в школе может способствовать одарённости учащихся. Дети учатся аргументировать и опровергать собственную точку зрения, необычности и оригинальности мышления.
«Русский язык»- это предмет, который сыграл значимую миссию в приоритетных установках начального общего образования: выстраивании духовности; умении обучаться и предрасположенности к организации исследовательской деятельности; воспитании и нравственном совершенствовании учеников.
В программах русский язык в начальной школе первое место отдается изучению двух частей речи– существительного и прилагательного. Особое место в освоении русского языка занимает раздел «Части речи».
Задачи морфологии не довольствуются изучением только одних конфигураций слов и характеризуемых ими грамматических понятий. Когда учащиеся знакомятся на уроках русского языка с частями речи, можно использовать исследовательские умения младших школьников через задания, которые нацелены на познавательную деятельность с применением таких операций как анализ и синтез.
Сначала необходимо рекомендовать учащимся, на мой взгляд, общие упражнения, дающие возможность к оценочным действиям. Это выполнение мини-исследований по изученным частям речи: в чём различие и сходство частей речи, какие грамматические признаки имею эти части речи ,попробовать обнаружить роль данной части речи в текстах и др. Исследовательские задания младшие школьники могут делать в парах и группах, распределяя внутригрупповые обязанности и каждый самостоятельно.
В УМК «Школа России» по предмету русский язык во 2-4 классе есть самые разнообразные упражнения на формирование исследовательских умений, например: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение...». Анализируя показатель, школьник исследует причину: либо он не может вспомнить правило, либо не растолковал значение слова, либо не может отыскать проверочное слово и т.д.
В учебниках по этой системе можно найти задание - «Проведи опыт». Младшие школьники проводят исследование и узнают, как правильно нужно находить словосочетания в тексте, что слов без корня быть не может. Учащиеся включены в поиск ответа, выдвигая умозаключения, обговаривая их, отыскивая с помощью учебника целесообразную информацию, делая выводы, и, таким образом, овладевая новыми знаниями.
Учебники УМК «Школа России» предполагают организацию проектной деятельности, способствующей включению учащихся в познавательный процесс. Работа над общеобразовательными проектами закрепляет накопленные знания через поиск, анализ и классификацию информации.
Также есть множество заданий, которые можно отнести к интеллектуальным умениям : схемы и анализы таблиц, анализ суждений ученых, соотнесение слов, названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи, классификация слов по частям речи на основе исследованных признаков и т.д. Умения и навыки работы с книгой включают работу со словарями, Интернетом, с дополнительными книгами, журналами и другими источниками информации, например, в учебнике по русскому языку УМК «Школа России» 3 класса есть задания: «Почему отдельные слова имеют различные лексические значения?» или «Почему некоторые слова мы уже не задействуем в речи?»
Таким образом, часть учебного материала может быть освоена в исследовательском контексте, для чего нужно дать учащимся способность обнаружить проблему, содержащуюся в учебном материале, выдвинуть гипотезу, провести поисковую деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.