Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка
Оценка 4.7

Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка

Оценка 4.7
Документация
pdf
русский язык
26.10.2023
Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка
Статья раскрывает и описывает вопросы формирования исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка в начальной школе. Приведены примеры упражнений из сборника
Статья Формирование исследовательских умений младших школьников.pdf

Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка

 

Овладение исследовательской деятельностью учащихся начальной школы на уроках русского языка логично рассматривать как важнейший потенциал, который благотворно повлияет на совершенствование профессионала в высшем учебном заведении. 

Исследовательская работа на уроках в школе может способствовать одарённости учащихся. Дети учатся аргументировать и опровергать собственную точку зрения, необычности и оригинальности мышления.

 «Русский язык»- это предмет, который сыграл значимую миссию в приоритетных установках начального общего образования: выстраивании духовности; умении обучаться и предрасположенности к организации исследовательской деятельности; воспитании и нравственном совершенствовании учеников.

В программах русский язык в начальной школе первое место отдается изучению двух частей речи– существительного и прилагательного. Особое место в освоении русского языка занимает раздел «Части речи». 

Задачи морфологии не довольствуются изучением только одних конфигураций слов и характеризуемых ими грамматических понятий. Когда учащиеся знакомятся на уроках русского языка с частями речи, можно использовать исследовательские умения младших школьников через задания, которые нацелены на познавательную деятельность с применением таких операций как анализ и синтез.

Сначала необходимо рекомендовать учащимся, на мой взгляд, общие упражнения, дающие возможность к оценочным действиям. Это выполнение мини-исследований по изученным частям речи: в чём различие и сходство частей речи, какие грамматические признаки имею эти части речи ,попробовать обнаружить роль данной части речи в текстах и др. Исследовательские задания младшие школьники могут делать в парах и группах,     распределяя         внутригрупповые         обязанности        и        каждый самостоятельно. 

  В УМК «Школа России» по предмету русский язык во 2-4 классе есть самые разнообразные упражнения на формирование исследовательских умений, например: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение...». Анализируя показатель, школьник исследует причину: либо он не может вспомнить правило, либо не растолковал значение слова, либо не может отыскать проверочное слово и т.д.

В учебниках по этой системе можно найти задание - «Проведи опыт». Младшие школьники проводят исследование и узнают, как правильно нужно находить словосочетания в тексте, что слов без корня быть не может. Учащиеся включены в поиск ответа, выдвигая умозаключения, обговаривая их, отыскивая с помощью учебника целесообразную информацию, делая выводы, и, таким образом, овладевая новыми знаниями.

Учебники УМК «Школа России» предполагают организацию проектной деятельности, способствующей включению учащихся в познавательный процесс. Работа над общеобразовательными проектами закрепляет накопленные знания через поиск, анализ и классификацию информации.

Также есть множество заданий, которые можно отнести к интеллектуальным умениям : схемы и анализы таблиц, анализ суждений ученых, соотнесение слов, названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи, классификация слов по частям речи на основе исследованных признаков и т.д. Умения и навыки работы с книгой включают работу со словарями, Интернетом, с дополнительными книгами, журналами и другими источниками информации, например, в учебнике по русскому языку УМК «Школа России» 3 класса есть задания: «Почему отдельные слова имеют различные лексические значения?» или «Почему некоторые слова мы уже не задействуем в речи?»

Таким образом, часть учебного материала может быть освоена в исследовательском контексте, для чего нужно дать учащимся способность обнаружить проблему, содержащуюся в учебном материале, выдвинуть гипотезу, провести поисковую деятельность. 

 

Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка

Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка

Исследовательские задания младшие школьники могут делать в парах и группах, распределяя внутригрупповые обязанности и каждый самостоятельно

Исследовательские задания младшие школьники могут делать в парах и группах, распределяя внутригрупповые обязанности и каждый самостоятельно

УМК «Школа России» 3 класса есть задания: «Почему отдельные слова имеют различные лексические значения?» или «Почему некоторые слова мы уже не задействуем в речи?»

УМК «Школа России» 3 класса есть задания: «Почему отдельные слова имеют различные лексические значения?» или «Почему некоторые слова мы уже не задействуем в речи?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2023