Формирование каллиграфических умений и навыков младших школьников
Оценка 4.6

Формирование каллиграфических умений и навыков младших школьников

Оценка 4.6
docx
31.07.2020
Формирование каллиграфических умений и навыков младших школьников
Цель статьи – раскрыть актуальность проблемы обучения младших школьников каллиграфически правильного письма. Почерк – это душа человека, его лицо. В связи с чем необходимо развивать у учащихся умение быть опрятными, трудолюбивыми, усердными и ответственными, формировать навыки красивого, правильного каллиграфического письма.
Формирование каллиграфических умений и навыков младших школьников.docx

Формирование каллиграфических умений и навыков младших школьников

Аннотация. Данная статья содержит актуальность и раскрытие проблемы формирования каллиграфических умений младших школьников, как средство развития культуры устной и письменной речи. Овладение навыками каллиграфического письма способствует развитию пространственных представлений младших школьников, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, мышления и внимания. В статье использовании некоторые языковые игры, которые способствуют развитию кругозора учащихся, языковой догадки и памяти.

Цель статьи – раскрыть актуальность проблемы обучения младших школьников каллиграфически правильного письма. Почерк – это душа человека, его лицо. В связи с чем необходимо развивать у учащихся умение быть опрятными, трудолюбивыми, усердными и ответственными, формировать навыки красивого, правильного каллиграфического письма.

В жизни каждого человека письмо играет очень важную роль. Письмо – величайшее достояние человечества, огромный багаж каждого народа, каждого человека, овладеет письменностью. Оно используется в разнообразных областях деятельности человека: на производстве, в культуре, в науке, в средствах массовой информации и связи, в международных политических отношениях. Историки указывают на то. Что писание – непреходящая память поколений, которая сохраняет сообщения о событиях и делах минувших веков и тысячелетий.

С детства все помнят о «минутки чистописания» в начальной школе. Каллиграфия – это искусство писать красивым почерком. Но, несмотря ученические тетради, можно увидеть, что большинство учеников имеют не каллиграфический почерк. Почему так много допускают ошибок? Почему обучение письму вызывает трудности? Эти вопросы задают себе не только учителя, но и родители. Количество детей с трудностями обучения письму достигает 25 – 30 %. Исследования ученых свидетельствуют, что эти трудности не завершаются в начальной школе, а лишь модифицируют и хранятся до окончания школы.

Проблема обучения письму остается актуальной и до сегодняшнего дня. Ее пытаются решить педагоги и физиологи, учителя и воспитатели. И поэтому, следует понять, как помочь ребенку преодолеть трудности обучения письму, какое влияние имеет формирование навыка письма на развитие школьника, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения и другие факторы.

Современная каллиграфия довольно разнообразна-от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм. На образцы каллиграфии можно встретить и религиозном искусстве, графическом дизайне, в надписях, высеченных на камнях и в исторических документах. Современные варианты каллиграфии случаются на граффити, в виде шрифтов и рукописных логотипов и другие.

Роль и значение каллиграфических минуток на уроках языка в начальных классах.

Умение, мастерство писать четким, ровным, хорошим почерком называют каллиграфией. Это греческое слово означает в нашем языке чистописание. Чистописание, красное Писание. Умение писать красивым почерком, то есть графические навыки каждого из нас формируются в процессе обучения и становятся незаметными, механическими. Разве мы думаем, как переставлять ноги, когда идем? А когда пишем, разве думаем над тем, что буквы состоят из отдельных элементов, а сочетание является нижним, верхним и средним?

Систематическая работа по формированию каллиграфического почерка ученика – одна из главных задач школы. Ученые утверждают, что обучать ребенка каллиграфического письма можно начинать с пяти лет. Работа по чистописанию начинается с первых дней обучения ребенка. Каллиграфически правильное письмо способствует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию опрятности, сосредоточенного прилежного отношения к выполнению любой работы. Целью минуток каллиграфии и обучения письму в начальной школе характеризуется проработкой формирования графических, каллиграфических и орфографических навыков письма.

На минутках каллиграфии необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно за короткое время. Для этого нужно несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

Процесс письма связан с деятельностью всех участков головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова, то есть гармония почерка – это гармония состояния полушарий головного мозга человека. На момент начала систематического школьного обучения еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры. Это затрудняет процесс обучения письму. Именно поэтому следует уделять большое внимание минуткам каллиграфии на каждом уроке для совершенствования технических и графических навыков письма младших школьников.

Сначала необходимо ознакомить учащихся с правилами посадки ребенка во время письма и положением ручки (карандаша) в руке во время письма, положение тетради на парте при письме, ориентироваться в тетради, первоначальное ознакомление с написанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на минутках каллиграфии.

Программа не предусматривает обязательного обучения первоклассников безотрывного письма – за исключением тех случаев, где неотрывное сочетание букв является естественным и не требуют повторного проведения по одной и той же линии или движения руки в обратном направлении по этой же линии.

На разных этапах содержание обучения письму будет разным, однако надо всегда быть последовательным в его изучении и идти по дороге от простого к сложному. Именно поэтому на начальном этапе обучения в школе формирование письменной речи рассматривается как цель обучения. Но путь к письменной речи довольно долгое и далеко не простое. Успех во многом зависит от того насколько хорошо сформированы базовые навыки письма. Поэтому обучение письму в начальной школе имеет большое значение для учащихся.

Культура письменной речи предполагает грамотное, правильное выражение мысли с помощью графических знаков – букв (на письме), опрятное, чистое, согласно языковым нормам, каллиграфических и эстетических правил, письмо.

Для формирования у учащихся навыков письменной речи учитель должен:

- формировать навыки каллиграфического письма;

- следить за опрятностью записей учеников;

- давать образцы правильного письма на доске, в тетрадях, дневниках и т. п;

- исправлять правописные, грамматические и речевые ошибки;

- требовать от учащихся внимательно относиться к оформлению письменных работ, соблюдать правила ведения ученических тетрадей по всем предметам.

Проверка ведения тетрадей является средством формирования у учащихся навыков четкого, опрятного, каллиграфического и грамотного письма.

Графически неправильно написанную букву или цифру учитель подчеркивает и на полях или в отдельной строке (для практического вправления) пишет образец правильного ее написания. Плохая каллиграфия свидетельствует о неосознании учеником алгоритма действия во время написания букв (откуда начинать, куда вести, где закончить), поэтому во время работы над графическими ошибками следует предлагать ученикам аналитические упражнения для по элементному анализу и синтетические – на конструирование разных букв из одинаковых элементов и тому подобное. Таким вправлением необходимо уделять больше внимания на начальном этапе обучения письму, так как исправить приобретенный школьниками неправильную графическую навык практически невозможно.

Минутки каллиграфии имеют свою цель овладением написания букв с высокой степенью автоматизма. Оно включает усвоение букв, характерных для отобранного письменного текста, и создание соответствующих моторно – двигательных автоматизмов.

Упражнения и речевые игры для закрепления навыков каллиграфического письма.

Для формирования технических навыков письма предусматривается целый комплекс упражнений. Целью этих упражнений является научить учеников писать буквы алфавита, на усложненное списывание, выписывание букв, буквосочетаний и слов (с элементами комбинирования, группировки и т. п.). Такие упражнения надо проводить в виде соревнования на личное или командное первенство, делает их мотивированными и оправдывает их использование в современном учебном процессе, который характеризуется коммуникативной направленностью и мотивированностью действий учащихся.

Важным показателем готовности ребенка к школе является развитие мелкой моторики пальцев. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Поэтому к моменту поступления ребенка в школу и в процессе обучения его письму учитель должен создавать условия для развития мелких мышц руки.

В методике обучения детей письму существует много игр и упражнений по развитию моторики, остановимся на некоторых из них:

- лепка из глины и пластилина;

- рисование, раскраска картинок;

- изготовление изделий из бумаги, природного материала;

- конструирование;

- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;

- завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

Перечисленные упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во – вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в – третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Для качественного формирования каллиграфической компетенции следует использовать имитативно-игровые упражнения, целью которых является обучение букв. Игровые моменты на уроках обеспечивают создание благоприятных условий для эффективного формирования каллиграфической компетенции учащихся начальной школы.

Упражнения для усвоения букв могут проводиться такие:

учитель показывает букву и пишет ее часть. Ученики выходят к доске и заканчивают ее написания;

учитель раздает ученикам карточки с буквами и "вызывает" буквы к доске в произвольном порядке. Ученики, называя буквы, говорят, в каком порядке они должны выстроиться по алфавиту. Потом эту часть букв записать в тетради;

учитель загадывает букву, а ученикам называет несколько элементов. Дети отгадывают, по очереди пишут их на доске. Они внимательно следят, чтобы буквы не повторялись.

Учитывая данные психологии о целесообразности использования игровых заданий в обучение младших школьников, считается, что именно языковые игры наиболее способствуют развитию кругозора учащихся, языковой догадки и памяти, дают возможность экспериментировать.

Успех использования игры зависит прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радости – очень облегчают обучение. Игра всегда конкретна и соответствует уровню развития ученика. Возбуждение, вызванное игрой, создает будто зону торможения для всего того, что находится вне ее, т. е. ребенок максимально и вполне естественно, без усилий, концентрируется на предмете игры.

Приведем примеры игровых упражнений для формирования графических навыков.

Игра «12 баллов».

Учащихся объединяют в 2 – 3 команды. Учитель диктует слова. Представитель каждой команды по очереди записывают их на доске. Команда, участник которой правильно напишет слово, получает балл. Если слово написано неправильно, то его может записать участник другой команды. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Игра " Помоги Незнайке»

Незнайка писал диктант. И поскольку на уроках он не всегда был внимателен, он наделал ошибок, исправь его. Слова записать правильно в тетрадь.

Игра «Отгадай предмет».

Учитель читает предложение, в котором не хватает слова, именно его и нужно записать ученикам.

Зашумело пшеничное ... (поле).

На деревьях покраснели ...

В тихом море темнеет глубокая ...

Игра «Найди букву».

Помогите большим и маленьким буквам найти друг друга. Запишите пары букв. Например: Аа. Кто сделает это первым?

А, П, Р, О, Л, Д, Ж, Е, а, е, п, ж, р, д, о, л.

Игра «Сложи букву и запиши ее».

Во время изучения каллиграфического написания букв нужно обратить внимание на то, что написание каждой буквы состоит из последовательного воспроизведения ее элементов, то есть каждую букву можно сложить из ее составных частей.

Смысл игры состоит в том, что ребенок должен из предложенных ей элементов можно быстрее «сдать» заданное количество написанных букв и написать их.

Игра «Допиши букву»

В этой игре победителем становится тот, кто быстрее допишет букву, от которой ему предложен только какой-то один элемент. Если же этот элемент используется в написании нескольких букв, то награду получает и ребенок, которая быстрее напишет все возможные буквы с этим элементом.

Игра «Найти спрятанные буквы и напиши с них слово».

Используя написаны буквы, нарисовать несложный орнамент, в котором они будут спрятаны. Ребенку нужно найти все написаны буквы и составить из них и записать слово.

Игра «Буквы потерялись».

Допишите большие или малые буквы, которые потерялись.

А _, _ в, _ р, Д _, _ о, _ л, Х _.

Игра «Аукцион».

Выставить рисунки с изображением игрушек. Выберите одну из нарисованных игрушек и запиши это слово по буквам. Затем записать соединение букв и само слово.

Игра «Буква – шутница».

Изменить букву в слове и записать его в тетради.

Паучок не спал всю ночку, сплел мостик через печку. (реку)

Дождь внезапно начался, песик в буке спрятался. (будку)

Я конфету неделю ел, дуб у меня заболел. (зуб)

Киса будку не доела, не захотела, не захотела. (булку)

Кит на печи умывается, мышку поймать пытается. (кот)

Беспокоится о красоте киса маленькая, тяпкой умывает ушки чистенько. (лапкой)

Обучение каллиграфии происходит в период обучения грамоте, процесс же совершенствования навыков каллиграфического письма – в течение всего периода обучения. Поэтому упражнения и игры нужны для заинтересованности учащихся. Современные методики рекомендуют учителям начинать уроки языка с каллиграфических минуток. Эти минутки будут содержательными и интересными, если наполнить их необходимой лексической, орфографической и речевой деятельностью. Известно, что на каллиграфических минутках ученики должны выяснить основные элементы и сочетание буквы, ввести ее в слово, слово в предложение.

Надо стараться букву вводить не в любое слово, а в том, что содержит орфограмму, которая изучалась на предыдущем уроке или уроках. Таким образом, каллиграфическая минутка может стать и этапом актуализации знаний учащихся. Если умело и целенаправленно подойти к этому этапу урока, то он будет способствовать и развитию мышления детей, развитию памяти, умению анализировать, сопоставлять, систематизировать, наблюдать, размышлять, познавать.

Выводы. В данное время наиболее актуальной является проблема обучения младших школьников каллиграфически правильного письма. Актуальность данной проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что в последние десятилетия большинство младших школьников проводит время за компьютерами. А не по книгам и тетрадям. Ученики не разрабатывают моторику руки, не умеют координировать свои движения при письме. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешности обучения во многом зависит от его готовности к новым для него учебным нагрузкам. Поэтому при обучении детей письму должны учитывать индивидуально – психологические особенности каждого ученика.

Формирования навыков красивого, правильного каллиграфического письма – это одна из основных проблем начальной школы, потому что почерк – это душа человека, его лицо. Сделаем так, чтобы и душа, и помыслы, и почерк были красивыми, а это будет наслаждение для других – читателей, потому что еще, не сожалению, часто встречаются в школьной практике ученики с плохими почерками и это прежде всего вина учителя начальных классов, который не сумел привить любовь к письму. Ведь написано с любовью и читается с любовью.

Необходимо стремиться, чтобы письмо младших школьников было аккуратным, разборчивым. Правильное, грамотное и аккуратное выполнение письменных заданий приучает ученика к систематическому труду, формирует уважение к ней, привычку к чистоте, опрятности и порядке. Приучая учеников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает в них опрятность, трудолюбие, усердие и ответственность.

 

Список литературы

 

1. Агаркова, И. Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / И.Г. Агаркова // Начальная школа – 1995. – № 12. – 12-14 с.

2. Белевцева, В. В. Как «пальчики» помогают обучать письму / В. В. Белевцева // Начальная школа, 2011. – № 1. – 56 с.

3.Гурова, Е. М. Подготовка руки ребенка к письму / Е. М. Гурова // Начальная школа, 2013. – №5. – 61-62 с.

4. Загорулько Т. Каллиграфические навыки первоклассника: мастер-класс / Т. Загорулько // Начальное образование (Школьный мир), 2015. – №28. – Вып. 7. – 22 – 24 с.

5. Залозная, И. Этимология и каллиграфия: лексическая работа во время минуток каллиграфии для 3 – 4 классов / И. Залозная // Начальное образование (Школьный мир), 2014. – № 33-34. – Наша вкладка. Готовимся к уроку. – 1 -11 с.

6. Илюхина, В. А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо с «секретом» / В. А. Илюхина // Начальная школа, 1999. – № 10. – 37-52 с.

7. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа, 1999. – № 8. – 16 -17 с.

8. Мовчун, А. И. Языковые сокровища: изучаем пословицы, поговорки и фразеологизмы с мол. школьниками: учеб.-метод. Пос. для учеников и учителей н. кл. / А. И. Молчун. – К.: Наше время, 2019. – 142 с.

9. Никулочкина, О. «Каллиграфия» с элементами развития связной речи: планирование учебного материала курса по выбору / О. Никулочкина // Начальное образование (школьный курс), 2012. – № 45. – 2-5 с.

10. Руссу, Н. Минутки каллиграфии в 4 классе: (материалы для преодоления пороков письма и речи у детей) / Н. Руссу // Начальная школа, 2011. – № 9. – 19-20с.


 


 

Формирование каллиграфических умений и навыков младших школьников

Формирование каллиграфических умений и навыков младших школьников

Целью минуток каллиграфии и обучения письму в начальной школе характеризуется проработкой формирования графических, каллиграфических и орфографических навыков письма

Целью минуток каллиграфии и обучения письму в начальной школе характеризуется проработкой формирования графических, каллиграфических и орфографических навыков письма

Минутки каллиграфии имеют свою цель овладением написания букв с высокой степенью автоматизма

Минутки каллиграфии имеют свою цель овладением написания букв с высокой степенью автоматизма

Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радости – очень облегчают обучение

Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радости – очень облегчают обучение

Беспокоится о красоте киса маленькая, тяпкой умывает ушки чистенько

Беспокоится о красоте киса маленькая, тяпкой умывает ушки чистенько

Илюхина, В. А. Новые подходы к формированию графических навыков

Илюхина, В. А. Новые подходы к формированию графических навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2020