Тезисы выступления
на IV Городских педагогических чтениях – 2024 им. В. И. Армянинова
«300 лет системе образования города Каменска – Уральского»
Формирование коммуникативной компетентности как одной из составляющих функциональной грамотности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством применения в образовательной деятельности логопедических луп
Подготовил:
О. И. Ли, воспитатель
первой квалификационной категории
Детского сада № 10
Одна из важнейших задач современного образования – это формирование функциональной грамотности у дошкольников.
Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность – способность ребенка эффективно и адекватно решать проблемные ситуации, возникающие в разных видах социального взаимодействия (в общении, совместной деятельности и др.) в соответствии с усвоенными им нравственно-этическими нормами. Овладение данной компетентностью происходит в процессе формирования речевой активности, умения правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас.
Формирование коммуникативной компетенции (как вербальной, так и невербальной), у детей с тяжелыми нарушениями речи затруднено. У детей с тяжелыми нарушениями речи словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем, нарушена звуковая сторона речи и грамматический строй. Поэтому дети часто не понимают друг друга, не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путем, не стремятся к сотрудничеству. Также используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью. На фоне всех этих недостатков отмечается и недостаточность общей культуры поведения детей. Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи является актуальной проблемой.
Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи осуществляется педагогами и специалистами в процессе создания социальной ситуации развития ребенка и организации совместной деятельности. Эти условия реализуются посредством игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста.
Не секрет, что на современном этапе развития педагоги и специалисты дошкольного образования находятся в постоянном поиске новых эффективных средств обучения детей, которые позволяли бы решить поставленные задачи и достичь планируемых результатов, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В процессе поиска обратили свое внимание на логопедические (можно встретить грамматические, зашумленные) лупы.
Логопедические лупы выполнены из дерева. Вместо увеличительного стекла – выполнен рисунок или используется символ (например, вопрос, ладошка, смайлик или крестик). С помощью логопедической лупы любое изображение превращается в зашумленную картинку. Зашумленные картинки являются одним из средств развития зрительного восприятия – необходимого качества для успешной учебной деятельности. Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше и быстрее он овладеет письмом и чтением.
Зашумленные картинки также помогают ребенку уменьшить тревогу, снизить уровень стресса и улучшить концентрацию. Когда ребенок смотрит на такую картинку, его мозг занят попыткой разгадать узоры, детали и структуру изображения, что ведет к уменьшению внутреннего шума и внимания к окружающим раздражителям. Это может помочь детям расслабиться и сосредоточиться на текущем моменте; способствует развитию внимательности, наблюдательности и умения фокусироваться на деталях. Кроме того, зашумленные картинки могут помочь детям улучшить свои навыки поиска и сравнения, что может быть полезно в школе и в повседневной жизни.
Применение логопедических луп в практической деятельности педагога позволяет в игровой форме способствовать решению следующих задач.
1. Постановка звуков, их автоматизация и дифференциация. Для решения данной задачи педагог может использовать в образовательной деятельности с детьми логопедические лупы с рисунками и предметные картинки со звуками, необходимыми для автоматизации и дифференциации у детей.
2. Для образования падежных форм педагог может использовать следующий набор логопедических луп: лупа – вопрос (есть кто? что?), лупа – глаз (вижу кого? что?), лупа – крестик (нет кого? чего?), лупа ‒ улыбающийся смайлик (доволен кем? чем?), лупа – человек с облачком (думаю, о ком? о чем?), лупа – ладонь с указательным пальцем (это кому? чему?). Для организации деятельности с детьми педагогу понадобятся набор логопедических луп и предметные картинки.
3. Образование слов в уменьшительно ласкательной форме. С целью решения задачи педагог может использовать в работе лупу с сердечком: образовательная задача для ребенка – назови ласково.
4. Согласование числительных с существительными, образование форм множественного числа существительных осуществляется посредством применения в работе педагога луп с цифрами и шарами. Задание для ребенка при использовании педагогом лупы с изображением цифр может звучать следующим образом. Если один, то это …. (например, котенок), если трое, то это ….. (например, трое котят) и т. д. Аналогично формулируются задания с применением лупы с шарами: если один, то это … (например, стул), если много, то это …. (например, стулья) и т. д.
5. Согласование местоимений с существительными. Для решения поставленной задачи педагог может использовать лупу с изображением улыбающегося смайлика с ладошками. Образовательная задача для детей формулируется педагогом следующим образом – ответь на вопрос «Чей предмет?».
6. Развитие целостного восприятия, внимания, образного мышления, мелкой моторики рук, активизация функций, обеспечивающих зрительно-пространственное различение предметов. С целью решения этой задачи, во-первых, можно предложить ребенку выбор луп с рисунком. Во-вторых, иллюстрации могут быть подобраны педагогом с учетом обобщающих слов, группировки предметов по заданному признаку (например, форма, цвет, материал из которого сделаны предметы). Например, педагог предлагает ребенку выбрать лупу (ы) с рисунком для работы. Далее предлагает ему назвать предметы, которые пряталась за рисунком, обращая внимание на правильное произношение трудных для ребенка звуков. При этом изображения подобраны таким образом, что ребенок может выделить одинаковый признак (например, предметы круглой формы). Затем педагог предлагает ребенку ответить на вопрос – что общего между предметами?
Перечисленные дидактические игры и упражнения могут быть применены на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, а также в индивидуальной работе с детьми по закреплению полученных навыков. Использование перечисленных пособий вовремя специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
Кроме того, применение логопедических луп в организации совместной образовательной деятельности с детьми помогает педагогу создавать условия для проявления детского творчества и инициативы, становления ребенка субъектом образовательной деятельности. При организации совместной образовательной деятельности дети могут самостоятельно создавать зашумленные картинки, используя логопедические лупы с рисунком в качестве трафаретов, а созданные детьми изображения педагог может применять в дальнейшей работе.
Следует отметить, что при подборе иллюстративного материала педагогу необходимо учитывать особенности возраста детей. Так в работе с детьми младшего возраста педагог может использовать полноценные цветные изображения, а с детьми старшего возраста педагогом могут быть использованы картинки-очертания, контуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.