Формирование коммуникативной культуры школьника на уроках иностранного языка
Язык – одно из величайших творений человечества. Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. В нашей повседневной жизни язык всего лишь средство для достижения какой-нибудь цели, привычная система речевых навыков. Поэтому мы обычно его не замечаем. Однако вместе с тем трудно даже представить, что стало бы, если язык по каким-то причинам перестал существовать. Общение между людьми, выражение человеческих мыслей и чувств, наконец, само существование литературы, да и самого общества едва ли было бы возможным. Как известно речь – основная составляющая мышления. На основе этого можно сделать вывод, что чтение, а вернее правильное чтение невозможно без овладения аудированием, так как во время чтения, как вслух, так и «про себя» человек пользуется речью, при чем в последнем случае внутренней речью, она позволяет ему контролировать себя и правильность своих высказываний.
Актуальность развития навыков аудирования состоит в следующем: аудирование как один из видов речевой деятельности был выбран для контроля на ЕГЭ. Результаты ЕГЭ предыдущих лет показывают, что задания по аудированию в силу своей специфичности являются одними из самых сложных для экзаменуемых.
Цель обучения иностранным языкам формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение иностранным практическому овладению языком (говорение, аудирование).
задачи:
- развитие умений преодолевать фонетические, лексические и грамматические трудности восприятия иноязычной речи;
-развитие умений воспринимать речевой поток;
-развитие навыков антиципации;
-развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления у учащихся;
-развитие навыков монологической и диалогической речи на основе аудитивного материала.
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке.
Аудирование — составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. Говорение и аудирование—две взаимосвязанные стороны устной речи.
Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой.
Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное.
В современной лингвистике аудирование рассматривается как процесс восприятия, распознавания и понимания слышимых речевых сигналов. Аудирование рассматривается не только как цель, но и средство формирования коммуникативной компетенции. С помощью информации, полученной при прослушивании текста (учебного, аутентичного), учащийся должен решить определённую коммуникативную задачу: написать сочинение по проблеме, составить диалог или монолог по предложенной теме и т.д.
Современные педагогические технологии преподавания языка направлены на формирование у школьников коммуникативной компетенции, что предвидит развитие умений и навыков разных видов языковой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма.
Аудиативные умения, навыки говорения и чтения формируются в школе постоянно, на всех уроках. Но постановка новых задач в обучении русского языка требует рассмотрения отдельно каждого вида речевой деятельности, его составляющих для того, чтобы уделить особенное внимание развитию специфичных коммуникативных навыков.
Учитель обязан организовать учебный процесс так, чтобы учащийся понимал, что звучащий текст – это средство преодоления трудностей при решении поставленной задачей.
В зависимости от коммуникативной цели слушателя в методике выделяют такие виды аудирования :
- глобальное (восприятие текста в целом)
- детальное ( понимание всех деталей текста)
- выборочное или селективное ( выделение конкретных фактов текста )
- критическое (критическое осмысление воспринятого на слух текста).
У обучающихся имеются и общие трудности аудирования на иностранном языке. Например:
1) выбор языковых средств выражения мысли определяется не тем лексическим и грамматическим материалом, которым владеет слушающий, а содержанием высказывания говорящего и целью, с которой он осуществляет своё высказывание.
2) индивидуальные особенности речи говорящего могут не соответствовать тому стандарту, которым владеет слушающий.
3) темп речи говорящего может казаться для слушающего непривычно быстрым.
Организовывая работу по развитию умений и навыков аудирования, необходимо учитывать при выборе упражнений следующие факторы:
– время, которое отводится для работы в этом направлении на каждом уроке;
– возможности учеников;
– цель данного этапа обучения;
– доступность материала;
– характер и содержание текста;
– интересы школьников.
Аудирование базируется на распознании речевых единиц, их содержательной переработке и понимании языка. Необходимо учитывать такие психические механизмы как: кратковременная слуховая память, направленное внимание, вероятное прогнозирование, механизм содержательной ориентации, процесс тождественных изменений, длительная память.
Рациональное обучение аудированию предусматривает учёт психологических трудностей овладения этим видом умения. Практика показывает, что эффективными есть следующие группы упражнений, которые направлены на преодоление этих трудностей : упражнения на прогнозирование, на развитие умений смысловой переработки, на развитие слуховой памяти.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.