ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Оценка 4.7
docx
17.09.2020
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
коммуникат навыки на логоп занятиях.docx

СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

 

 

 

 

Учитель – логопед: Ковалева М.А.

 

 

 

 

 

 

 

В рамках реализации ФГОС, одной из основных задач школьного обучения на современном этапе  декларируется формирование у детей таких способностей и умений, которые бы позволили ему легко адаптироваться в обществе. Среди этих компетенций принято выделять социальную, коммуникативную, информативную, когнитивную, общекультурную и специальную.  Коммуникативная компетенция является ключевой, так как призвана решать проблему активной социализации личности.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребёнка (А. В. Запорожец, М. И. Лисина). О важности речевого развития ребёнка, о речи как способе общения, о развитии её коммуникативной функции говорилось во многих работах различных авторов (А. А. Бодалев, А. А. Буева, Л. С. Выготский и др).Особое внимание уделяется развитию и коррекции речи как основного средства общения (А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова и др.)

Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» -  как  «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».

Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта.

Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении.Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей (речь у ребенка с нарушением интеллекта появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней).Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь школьника с интеллектуальным недоразвитием не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженнаядефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у школьников с нарушением интеллекта речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

 Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции учеников начальных классов с нарушением интеллекта отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ученика бедны, их проявления носят негативный характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны в ситуациях, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.

По наблюдениям И.Л. Баскаковой (1982) в общении школьников с нарушением интеллекта, независимо от того, воспитывается ребенок в интернате или в семье, прослеживаются тенденции к внешнеобвиняющим реакциям, агрессивности в решении тех или иных конфликтных ситуаций. Уровень самостоятельности при взаимодействии, как со взрослыми, так и со сверстниками, проявляется на неудовлетворительном уровне. По данным автора, ситуация с возрастом изменяется в лучшую сторону, но показатели общения у детей с психическим недоразвитием остаются низкими в сравнении с показателями детей с задержанным развитием.

Очевидна необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков.

 

Мы разработали систему  игр и упражнений для формирования коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях.

Цель этих игр:

·        выработка произносительных умений и навыков;

·        коррекция нарушений устной и письменной речи

младших школьников;

·        развитие коммуникативных умений и навыков.

С целью создания полноценной речевой среды и развития коммуникативной компетенции младших школьников логопедическая работа строится по следующим направлениям на основе данных диагностики речевых нарушений:

·        развитие понимания речи (детей учат вслушиваться вобращённую речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (ломает рвёт, мажет клеит, прыгает скачет). В это время их учат понимать текст с усложнённой, конфликтной ситуацией) ;

·        развитие артикуляционной и мелкой моторики и дыхания;

·        выработка новых произносительных умений и навыков;

·        расширение и уточнение словаря;

·        развитие грамматических навыков;

·        развитие языковых средств;

·        развитие диалогической речи (учить детей отвечать точно и понятно на поставленные вопросы, учить правильно формулировать вопрос, воспитать способность свободно раскрепощенно вести диалог, используя индивидуально-психологический подход к каждому учащемуся);

·        развитие монологической речи (научить в логической последовательности выражать собственную мысль, рассказывая о себе, своих близких и о событиях окружающего мира);

·        выработка коммуникативных умений и навыков в условиях речевой ситуации, организованной в форме ролевой игры;

·        профилактика вторичных нарушений.

Основными методами служат беседы, коммуникативные ситуации и игры (дидактические, сюжетно- ролевые, игры - драматизации), игровые приемы, работа с текстами устного народного творчества, литературных произведений. Коммуникативная ситуация является ядром процесса обучения навыкам диалогической речи, так как при её создании устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается; мотивируется общение; презентуется (преподносится) речевой материал; приобретаются речевые навыки; развивается активность и самостоятельность общения; закрепляются коммуникативные навыки учащихся.

Весь подобранный материал игры, тексты, песни способствует формированию элементарных правил ведения диалога, правил и норм поведения в игровой коммуникативной ситуации. Совместные игры с ровесниками, диалоги с взрослыми и другими детьми позитивно влияют на формирование взаимодействия и взаимоотношения, что и отражается на коммуникативных навыках. Совместный анализ текстов позволяет создать развивающую и воспитывающую атмосферу на каждом занятии с воспитателем или логопедом. Работа с текстом постепенно превращается в полилог, в ходе которого каждый ребенок становится активным его участником. Для совершенствования коммуникативных навыков важен отбор текстов, так как восприятие содержания текста и его анализ должны соответствовать потребностям, интересам и возрастным нормам. С этой целью отбираются тексты с речевыми конструкциями, необходимыми для общения. Кроме этого, используются различные модели речевого общения - от упрощённых до самых сложных .

Коррекция осуществляется на каждом занятии, которое включает:

  • ритуал приветствия;
  • пятиминутки общения;
  • речевые игры;
  • ритуал завершения занятия.

Много места отводится активной речевой практике, протекающей  в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с бытом и жизнью детей. Играя, соревнуясь, выполняя задания, дети:

·        преодолевают речевую замкнутость

·        обогащают речевой опыт

·        исправляют речевые ошибки

·        учатся выражать свои мысли

·        используют речь как средство коммуникации и общения

Учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям:

·        воспроизводит условия естественной жизненной ситуации,

·        соответствует реальным коммуникативным потребностям детей,

·        информационно насыщена,

·        определены вид речевой деятельности (говорение, аудирование) и

форма общения (устная или письменная),

·        стимулирует участников общения к оценке фактов, событий,

действий,

·        содержит коммуникативную проблему, которую нужно решить детям,

·         соотносится с речевой  и языковой компетенцией детей

Система специальных упражнений включает упражнения в монологе и диалоге в стандартных и нестандартных ситуациях: диалог на улице, на остановке, в кино, в театре, в поликлинике, на почте и т.д.

Если темы речевых упражнений близки и понятны детям, они вызывают потребность в коммуникации.

 

Эмоциональные стимулы являются очень значимыми. На уроках и занятиях широко используется:

·        похвала,

·        вознаграждение.

·        эмоциональное поглаживание,

·        др. средства эмоционального стимулирования.

 

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков.

1.     Упражнения для совершенствования невербальных способов общения

Упражнение 1.

Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).

«Спасибо, хорошо».

«Неважно».

«Не могу даже ответить».

«Очень хорошо живу».

«Больше хорошо, чем плохо».

Упражнение 2. «Неожиданный гость». Покажите свое отношение к появлению неожиданного гостя.

Упражнение 5. «Вылепить скульптуру». Изобразите перед зеркалом следующие позы: мыслителя, скрипача, спящего кучера, боксера, пациента зубного врача, водителя, стрелка, землекопа, штангиста, лыжника, пассажира, стоящего в транспорте.

Упражнение 7. Пройдите строевым, прогулочным шагом, семенящей, грациозной, бодрой походкой, пританцовывая, вприпрыжку, понурив голову, стремительно, озираясь по сторонам, осторожно переступая.

Изобразите походку мечтателя, заносчивого человека, кокетки, моряка, стиляги, хромого, старца.

Упражнение 8. «Я – не я!». Превратитесь в какое-нибудь животное, птицу, насекомое (медведя, кенгуру, лису, слона, черепаху, дятла, бегемота, цаплю, муху, гуся и др.). Обыграйте в позах и движениях повадки животного.

Упражнение 9. Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи, глажение, пение, рисование, осмотр выставки, художественная вышивка, танец и др.).

Упражнение 10. «Расскажи стихи без слов».

"Изобрази пословицу"; стихи по тематике .

 

2.     Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником.

Упражнение .

Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций.

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами.

Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

2)«Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза

соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово.

3)Упражнение «Остановите музыку»

Звучит музыка. Участники свободно передвигаются по классу. Как только ведущий останавливает музыку, каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплимент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада, что сегодня вновь мы здесь!», «Наша группа – класс!» и пр.

4)Утреннее приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте»

Проводится со всей группой одновременно, можно в парах. Педагог просит ребят выполнять то, о чём он будет говорить.

Скажем «Здравствуйте» руками (детям нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).

Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем-нибудь).

Скажем «Здравствуйте» кивком.

Станет радостней кругом.

Все произносят хором «Здравствуйте»

 

3.     Игры на развитие умения вступать в диалог.

1)    «Интервью» (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговордолжен быть «взрослым».

2)    «Мы с тобой похожи тем, что...» 

Участники выстраиваются в 2 круга – внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...».

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...». Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

3)    «Догадайся, что хочу»

Проводится по типу сюжетной игры в «Магазин». Ребёнок, изображает продавца и задаёт вопросы «покупателю» о товаре, который тот намеривается купить. Это могут быть предметы быта, овощи-фрукты, игрушки, одежда, школьные принадлежности и др. Например «Это овощ?», «Он зелёный?», «Овальный или круглый?». Получив максимальное количество ответов от ребёнка – «покупателя», продавец должен догадаться, какой овощ необходимо подать. В свою очередь, ребёнок, изображающий покупателя тоже может задавать вопросы о покупке у продавца, например, «Вы его сами пробовали?», «Он свежий, вкусный?» и т.п.

 

4.     Игры на развитие взаимодействия друг с другом, регулирования поведения. (можно использовать как физминутки)

 

1)    «Принц на цыпочках»

Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся «принц», должен также бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения. В этот момент принц оборачивается к своей свите иговорит«Благодарю вас, господа!» Дети рассаживаются по местам.

2)    «Сороконожка» 

Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держа за талию впереди стоящего. По команде педагога«Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку"

3)    Упражнение «Ботинки» 

Цель: Развитие навыков группового взаимодействия, умения договориться. Все дети садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы помещения. Встают, берутся за руки и пытаются обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

4)    Упражнение «Кого не хватает?» 

Цель: Развитие наблюдательности, навыков групповой работы. Педагог просит детей, сидящих в кругу закрыть глаза и, пока никто не видит, тихо прикасается к плечу одного из детей. Этот ребенок тихо выходит на середину, садится на пол и укрывается покрывалом. Дети открывают глаза и отгадывают, кого не хватает.

5)    Упражнение «Мозаика» 

Цель: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри группы, умение согласовывать свои действия с другими, достигать результата. Группа  детей делится произвольно на команды по 2-3 человека и каждому члену команды выдается по пазлу. Следует собрать картинку, как можно быстрее. Можно раздавать пазлы индивидуально каждому ребенку, и он участвует в общем сборе картинки.

6)    Игра «Только вместе» 

Цель: Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми. Дети делятся на пары и встают спина к спине. Медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. Потом также подняться.

7) «Слепой  и поводырь»

Цель: развитие доверия друг другу.

Дети становятся в пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У«слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

14) Живая картина (авторы — Ю. Шевченко, М. Шевченко)

Цель: развитие выразительности движений, произ­вольности, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней де­лается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмеша­тельство требуется только в случае ссоры детей.

5.     Игры на развитие эмпатии.

1)    «Радио»  

Цель: Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам. Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

2)    «Комплименты».

Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий, кивает головой и говорит«Спасибо, мне очень приятно».

3)    Игра «Подарки»

 Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются в противоположных направлениях. По сигналу взрослого, останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и «дарят» ему воображаемый подарок.

6.     Игры на снятие негатива.

1)    «Тух – тиби – дух»

Цель: формирование адекватных форм поведения. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая хаотично двигаются по комнате, и останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух – тиби – дух». После этого продолжать движение по комнате, время, от времени останавливаясь и сердитым голосом проговаривая волшебное слово «Тух – тиби – дух». Важно говорить его не в пустоту, а человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не могут не смеяться.

 

7.     Игры – ситуации (использовались на заключительном занятии по лексической теме)

·        Игра «Грибники».

 Цель: развитие навыков работы в паре, умения вести диалог.

·        Игра «Угощайся» (Оля, угощайся сливами, съешь  грушу,  …)

 Цель: развитие умения вступать в диалог.

·        Ситуация «В  магазине (в обувной мастерской, в парикмахерской, в больнице)».

Цель: развитие умения вступать в диалог, объяснять, чего хочется купить (использование речевых шаблонов: сколько стоит, взвесте мне , пожалуйста, запишите меня к врачу, на какое время вы меня записали и т.п.)

·        Ситуация « Встреча с белкой (зайцем) в лесу».

 Цель: развитие умения работать в паре, договариваться, о том, как расскажут друзьям о встрече.

·        Ситуация « Я увидел птичку с больной лапкой».

Цель: развивать чувство сопереживания, умения принимать решение, умения рассказать о случившемся.

·        Ситуация « Наряжаем елку».

Цель: развитие умения договариваться, вступать в диалог, видеть настроение товарища.

И другие подобные ситуации.

·        Пресс- конференция.

«Жизнь животных» 

Цель: развитие речевой активности детей.

Ведущий: «У нас в гостях медведь (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределены по группам).

Каждая группа совещается и задаёт гостю вопросы».

Вопросы журналистов:

- Как тебя зовут?

- Где ты живешь?

- Чем ты питаешься? и т.д.

 При этом очень важно, чтобы на занятиях  каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

 

8.     Игры- драматизации(при отработке проблемных звуков в связных текстах, самостоятельной речи )

Цель: развитие речевых и коммуникативных навыков.

 

Подобранные   игрыможно проводить на  любом уроке, они способствуют развитию координации движений, зрительного контакта, речевых и коммуникативных навыков.

 

Литература

1.Бессарабова Т. 25 игр для развития коммуникативных способностей детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maam.ru/(дата обращения 9.10.16)

2. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. ... канд. пед. наук: Л. Р. Мунирова. - М.,1992.- 19с. http://search.rsl.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

В рамках реализации ФГОС, одной из основных задач школьного обучения на современном этапе декларируется формирование у детей таких способностей и умений, которые бы позволили ему…

В рамках реализации ФГОС, одной из основных задач школьного обучения на современном этапе декларируется формирование у детей таких способностей и умений, которые бы позволили ему…

По наблюдениям И.Л. Баскаковой (1982) в общении школьников с нарушением интеллекта, независимо от того, воспитывается ребенок в интернате или в семье, прослеживаются тенденции к внешнеобвиняющим…

По наблюдениям И.Л. Баскаковой (1982) в общении школьников с нарушением интеллекта, независимо от того, воспитывается ребенок в интернате или в семье, прослеживаются тенденции к внешнеобвиняющим…

Основными методами служат беседы, коммуникативные ситуации и игры (дидактические, сюжетно- ролевые, игры - драматизации), игровые приемы, работа с текстами устного народного творчества, литературных произведений

Основными методами служат беседы, коммуникативные ситуации и игры (дидактические, сюжетно- ролевые, игры - драматизации), игровые приемы, работа с текстами устного народного творчества, литературных произведений

Система специальных упражнений включает упражнения в монологе и диалоге в стандартных и нестандартных ситуациях: диалог на улице, на остановке, в кино, в театре, в поликлинике,…

Система специальных упражнений включает упражнения в монологе и диалоге в стандартных и нестандартных ситуациях: диалог на улице, на остановке, в кино, в театре, в поликлинике,…

Упражнение 9. Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи, глажение, пение, рисование, осмотр выставки, художественная вышивка, танец и др

Упражнение 9. Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи, глажение, пение, рисование, осмотр выставки, художественная вышивка, танец и др

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов

Упражнение «Ботинки» Цель :

Упражнение «Ботинки» Цель :

Радио» Цель : Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам

Радио» Цель : Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам

Ситуация « Я увидел птичку с больной лапкой»

Ситуация « Я увидел птичку с больной лапкой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2020