РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: ФИЗИКЕ
класс: 7
Составитель программы: учитель физики Арефина Елена Петровна
Квалификационная категория: первая
2019 – 2020 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе:
· Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС). Утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрированом Минюстом России №19644 01 февраля 2011 г.
· Примерной программы учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования. –2-е издание - М.: Просвещение, 2015 г. (стандарты второго поколения).
· Приказа Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г.«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
· Рабочей программы «Физика». 7-9 классы /сост. Е.Н.Тихонова.- 5-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2015
· Примерной основной образовательной программой основного общего образования по физике 5 -9 класс и рабочей программы к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2017. — 76, [2] с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения:
· Физика. Учебник. А. В. Перышкин. Физика. 7 класс.- 4-е изд.стереотип.- М.: Дрофа. 2017г.
· Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов).
· Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).
· Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
· Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
· Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
· Электронное приложение к учебнику. Учебно-методические пособия по физике 7 класс
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Физика» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Данная Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю, что соответствует Учебному плану образовательной организации (на изучение курса в 7 классе отведено 70 часов) и Годовому учебному графику школы (35учебных недель).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствие собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно - ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.
3.Содержание учебного предмета «Физика» в 7 классе
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
— умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
— понимание роли ученых нашей страны в развитии со
временной физики и влиянии на технический и социальный
прогресс.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2. Определение размеров малых тел.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
— владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
— понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
— умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
— умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
— владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);
— понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;— владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
— умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести
и весом тела;
— умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
— понимание принципов действия динамометра, весов,
встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли; способы уменьшения и увеличения давления;
— умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
— владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
— понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
— владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
— понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
— умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
— владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
— понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;
— понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
— владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и по
тенциальной энергии;
— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Итоговая контрольная работа (1 ч)
Резервное время (2 ч)
Учебно - тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
В том числе на: |
|
лабораторные работы |
проверочные (контрольные)работы |
|||
1 |
Физика и физические методы изучения природы. |
4 |
1 |
- |
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества. |
6 |
1 |
зачёт |
3 |
Взаимодействие тел |
23 |
5 |
1 |
4 |
Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления |
21 |
2 |
1 |
5 |
Работа и мощность. Энергия тел. |
13 |
2 |
1 |
6 |
Итоговое повторение |
3 |
- |
1 |
|
Итого |
70 |
11 |
4 |
Тематическое планирование
№ урока |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата фактическая |
I |
Физика и физические методы изучения природы |
4 |
|
|
1 |
ТБ в кабинете. Что изучает физика. |
1 |
|
|
2 |
Физические величины. Измерение физических величин. |
1 |
|
|
3 |
Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» |
1 |
|
|
4 |
Физика и техника |
1 |
|
|
II |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
|
|
5 |
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. |
1 |
|
|
6 |
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» |
1 |
|
|
7 |
Движение молекул. |
1 |
|
|
8 |
Взаимодействие молекул. |
1 |
|
|
9 |
Агрегатные состояния вещества Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов |
1
|
|
|
10 |
Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» |
1 |
|
|
III |
Взаимодействие тел |
23 |
|
|
11 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение |
1 |
|
|
12 |
Скорость тела. Единицы скорости. |
1 |
|
|
13 |
Расчет скорости, пути и времени движения |
1 |
|
|
14 |
Расчет скорости, пути и времени движения. Решение задач. |
1 |
|
|
15 |
Инерция |
1 |
|
|
16 |
Взаимодействие тел |
1 |
|
|
17 |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. |
1 |
|
|
18 |
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» |
1 |
|
|
19 |
Плотность вещества |
1 |
|
|
20
|
Лабораторные работы № 4 «Измерение объема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» |
1 |
|
|
21 |
Расчет массы и объема тела по его плотности |
1 |
|
|
22 |
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
1 |
|
|
23
|
Контрольная работа №1 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
1 |
|
|
24 |
Сила. |
1 |
|
|
25 |
Явление тяготения. Сила тяжести |
1 |
|
|
26 |
Сила упругости. Закон Гука. |
1 |
|
|
27 |
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой и массой тела |
1 |
|
|
28 |
Сила тяжести на других планетах. |
1 |
|
|
29 |
Лабораторная работа № 6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
1 |
|
|
30 |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. |
1 |
|
|
31 |
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике |
1 |
|
|
32 |
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра» |
1 |
|
|
33 |
Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел» |
1 |
|
|
IV |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов |
21 |
|
|
34 |
Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления |
1 |
|
|
35 |
Способы уменьшения и увеличения давления |
1 |
|
|
36 |
Давление газа |
1 |
|
|
37 |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля |
1 |
|
|
38 |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. |
1 |
|
|
39 |
Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» |
1 |
|
|
40 |
Сообщающиеся сосуд |
1 |
|
|
41 |
Вес воздуха. Атмосферное давление. |
1 |
|
|
42 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли |
1 |
|
|
43 |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах |
1 |
|
|
44 |
Манометры. Гидравлический пресс |
1 |
|
|
45 |
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс |
|
|
|
46 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело |
1 |
|
|
47 |
Архимедова сила |
1 |
|
|
48 |
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
1 |
|
|
49 |
Плавание тел |
1 |
|
|
50 |
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» |
1 |
|
|
51 |
Лабораторная работа №9 «Выяснение условия плавания тела в жидкости» |
1 |
|
|
52 |
Плавание судов. Воздухоплавание |
1 |
|
|
53 |
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание» |
1 |
|
|
54 |
Контрольная работа № 3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» |
1 |
|
|
V |
Работа и мощность. Энергия тел |
13 |
|
|
55 |
Механическая работа. Единицы работы |
1 |
|
|
56 |
Мощность. Единицы мощности. |
1 |
|
|
57 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге . |
1 |
|
|
58 |
Момент силы |
1 |
|
|
59 |
Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» |
1 |
|
|
60 |
Блоки. Золотое правило механики |
1 |
|
|
61 |
Решение задач по теме «Условия равновесия тел» |
1 |
|
|
62 |
Центр тяжести тела. |
1 |
|
|
63 |
Условия равновесия тел |
1 |
|
|
64 |
Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» |
1 |
|
|
65 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия |
1 |
|
|
66 |
Превращение одного вида механической энергии в другой |
1 |
|
|
67 |
Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия» |
1 |
|
|
VI |
Итоговое повторение |
3 |
|
|
68 |
Комплексное повторение по изученному курсу физики. |
1 |
|
|
69 |
Итоговая работа на промежуточной аттестации (тестирование) |
1 |
|
|
70 |
Итоговый урок по изученному курсу |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.