Формирование компетентности обучающихся путём вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность
(Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере).
В условиях введения ФГОС для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) акцент делается на развитие личности ученика, на формирование у детей умение работать в команде, самостоятельно, доказывать свою точку зрения. Это укрепляет отношения, как между одноклассниками, так и со взрослыми, соединяет учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. А через проектно-исследовательскую работу в ходе урочной и внеурочной деятельности достигаются не только предметные результаты, но и личностные.
Проектно-исследовательская деятельность также является одним из средств предпрофильной подготовки учащихся, позволяет, во-первых, связать теорию с практикой и уровнем подготовки учащихся; во-вторых, объединить интересы школьников; в-третьих, усвоить учебный материал. В ходе работы у обучающихся вырабатываются общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования
В основе организации проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит метод учебного, социального, творческого, исследовательского проекта – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся.
В нашей практике проектно-исследовательскую работу выполняем дифференцированно по уровням сложности. Работа педагога в этом направлении носит системный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Роль педагога - организовать, стимулировать и корректировать.
Схема проектно-исследовательской работы: Изучать - Искать – Думать - Сотрудничать - Приниматься за дело - Адаптироваться
Учитель |
Учащиеся |
1-й этап – погружение в проект |
|
Формулирует |
осуществляет |
цель и задачи |
принятие, уточнение цели и задач |
2-й этап – организация деятельности |
|
Организует деятельность – предлагает: |
Осуществляют: |
организовать группы |
распределение ролей в группе |
спланировать деятельность по решению задач проекта |
планирование работы |
3-й этап – осуществление деятельности |
|
Не участвует, но: |
Работают активно и самостоятельно: |
консультирует учащихся по необходимости, ненавязчиво контролирует |
Консультируются по необходимости, подготавливают презентацию результатов |
4-й этап - презентация |
|
Принимает отчет: |
Демонстрируют: |
обобщает полученные результаты |
умение планировать и осуществлять работу |
оценивает умения |
рефлексию деятельности |
Блоки проектной и исследовательской деятельности:
Учебный («Игровая грамматика», «Словарные слова в картинках», «Словарные слова в пословицах и поговорках», «Деловая бумага в школе», «Старинные меры измерения», «А.П.Чехов и герои его произведений», «Учим играя», «Правила в картинках», «Творчество детских поэтов и писателей в рисунках детей», «Игровой словарик», «Памятники литературным героям», «Мой читательский дневник», «Удивительный алфавит», «Сундучок сказок», «Лесные этажи», «Математическое лото», «Математика в жизни человека», «Поляна игр»). В ходе учебных проектов дети учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её. Проекты разрабатываются с применением элементов игрового занимательного материала. Дети чувствуют ответственность за свою деятельность, при этом у них формируются ценностно-смысловые ориентации, знания, умения, навыки, способности, развитие умения применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности, что и отвечает требованиям ФГОС.
Исследовательский («Выращивание семенников столовой свёклы «Бордо», «Прививка растения огурца на растение тыквы», «Вегетативное размножение яблони прививкой», «Выращивание картофеля из семян сорта «Колобок», «Влияние тепловой обработки семян на всхожесть и урожайность лука сорта «Русский размер», «Выращивание томатов на двух корнях, на двух ярусах», «Влияние тепловой обработки семян на всхожесть и урожайность столовой свёклы», «Влияние посадки лука сорта «Штутгартер Ризен китайским способом на урожайность », «Малая Тимирязевка»).
Учащиеся с начальных классов закладывают опыты на учебно-опытном участке (у них имеется специально отведённое место), исследуют, пробуют, творят, защищают свою работу. Исследовательские проекты наиболее эффективные в работе, так как вовлекаем обучающихся в практическую деятельность, что помогает избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей. Они размышляют, анализируют, сравнивают, применяют полученные знания в дальнейшей своей практике: экспериментируют дома, учат своих родителей, родственников. Вспомним слова выдающегося психолога Л.С. Выготского “То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – завтра он способен выполнить, самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”.
Творческий («Марийский современный костюм», «Русский народный костюм», «Открытка ветерану», «Игрушки своими руками», «Сад в одном горшке», «Чудеса из ниток», «Птичья столовая», «Бусинка к бусинке», «Отходы в доходы» , «Комнатные растения – наши друзья», «Уютный домик для скворцов»). Все проекты строятся на основе самостоятельной деятельности, что формирует компетентность учащихся.
Социальный («Дом, в котором мы живем» - создание фильмов о школе; «Время, школа, память» - создание электронной книги; «От школы знаний к школе деятельности» - создание условий для получения учащимися информации об электронных образовательных ресурсах, электронных книгах и их создания; «Оазис» - проект по учебно-опытному участку, который является базой социализации и интеграции обучающихся с интеллектуальными нарушениями в общество; «Школьный двор» - по благоустройству школьной территории и общежития; «Вьюговей» - создание зимних клумб, сюжетных зимних скульптур; «Уютная комната» - по благоустройству комнат в общежитии; «Детский спортивный городок» - благоустройство спортивной и детской площадок; «Облицовка печи мозаикой из керамических плиток» - облагораживание печи в общежитии; «Зеленый десант» - по озеленению школьной территории, эколого-дизайнерский проект «Зона отдыха и здоровья» - восстановление парка отдыха села Казанское. В ходе работы над проектом «Школа – наш дом» учащиеся познакомились с историей школы, посредством сбора информации, и в сравнении с настоящим периодом развития деятельности школы. к 70-летию Великой Победы всей школой создали проект «Гордиться, помнить, хранить…», результатом стал электронный альбом. Дети изучали материал в сельской библиотеке, в сельской администрации, летописи школы-интерната об участниках, тыловиках, вдовах Великой Отечественной войны, работавших в Казанской школе-интернате. Встречались с ветеранами, родственниками погибших, беседовали о тех трудных и горьких днях войны. Осуществление проекта проводилось с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения , что опять же формирует компетентность обучающихся.
Результаты проектов применяем на уроках, внеклассной работе.
Продукты проектно-исследовательской работы:
Иллюстрированные альбомы, буклеты, брошюры, фотоотчёт, путеводитель, книжка-малышка, сборник сочинений, модели, макеты, картины, скульптуры, фильмы, слайд-шоу, видеофильм, проект-иллюстрация учебной темы, компьютерные презентации, поход, экскурсия, спектакль, соревнование, школьный праздник, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт, статья, обзор, сценарий мероприятия, план изменения территории или элемента среды, дневник дел, интервью, инструкция, рекомендации.
Используя проектно-исследовательский метод в учебном процессе, выросло и качество ЗУН, учащиеся стали коммуникабельнее, расширилась познавательная сфера.
Педагоги совместно с детьми защищают проекты в сети ИНТЕРНЕТ, на научно-практических конференциях (школьного, районного, республиканского, межрегионального масштаба), на республиканском слете «Юннат», республиканской ярмарке товаров и изделий в номинациях «10 лучших товаров», «Город мастеров», на районном конкурсе «Вавиловские чтения», отмечены грамотами и дипломами:
- Международный конкурс творческих работ «Грани таланта», Дипломы I степени-3
- Всероссийский конкурс творческих работ «Ай да скульптор», Диплом I степени – 2, Диплом II степени – 2, Диплом III степени – 6, Диплом участника – 14.
- Всероссийский конкурс творческих работ «Творите что хотите», Диплом 1 место – 5.
- Всероссийский и республиканский смотр-конкурс экологической работы в образовательных учреждениях – Дипломы победителей.
- Республиканская ярмарка товаров и изделий, изготовленных учащимися, обучающимися и работниками образовательных учреждений, участие в номинации «Десять лучших товаров», «Город мастеров» - Дипломы победителей.
- Районный конкурс электронных презентаций «Профессия моих родителей», «О, человек – венец природы» - Дипломы лауреатов.
- Районный смотр – конкурс снежных фигур «Вьюговей», Диплом победителя.
В школе работает Программа проектно-исследовательской деятельности «Учусь, пробую, творю», которая принимала участие во II всероссийском фестивале инновационных продуктов в конкурсе «Новаторство в образовании» и отмечена Дипломом победителя
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в образовательной организации создает поле для развития инновационного потенциала участников учебно-воспитательного процесса с способствует формированию ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.