Формирование креативного мышления на уроках физики
Креативность- это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать будущее.
(Поль Торранс)
В настоящее время, когда темпы обновления научной информации сильно возросли, когда приходится совершенствовать свои знания, очевидно, что школа должна снабжать учащихся не только базовыми знаниями, но и привить умение самостоятельно их приобретать, ставить перед собой проблемную задачу, находить пути и методы её решения. С этим и связана актуальность вопроса развития креативных способностей школьников.
Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Ещё Н. В. Гоголь писал в своё время: «Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить».
А Альберт Эйнштейн сказал, что секрет креативности в умении прятать свои источники. И с ними трудно не согласиться и сегодня.
КРЕАТИВНОСТЬ - творческие способности от индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора. Можно выделить шесть основных составляющих креативности:
1. Беглость мысли.
2. Гибкость мысли.
3. Оригинальность.
4. Любознательность.
5. Способность к разработке гипотезы.
6. Удовлетворённость.
Как развить креативное мышление у подростка?
Ребёнок, обучаясь должен иметь возможность творить и фантазировать. Это станет залогом развития креативных способностей учащихся.
Слово «креативность» происходит от английских слов create - создавать или creative - созидающий, творческий. По определению креативность — это творческие способности индивида, которые характеризуются готовностью создавать принципиально новые идеи, отличающиеся от традиционных, а также способность решать проблемы или задачи оригинальным своим способом.
И сегодня многие психологи, и педагоги утверждают, что креативность свойственна каждому, но её нужно умело развивать, т.е. создавать условия для её проявления. Ведь каждый ребёнок своеобразен и иной раз высказывает очень оригинальную точку зрения на то или иное явление, событие или понятие. Наша задача сегодня выделить те методы и приёмы, которые помогают ученику развивать креативное мышление, креативно раскрыть себя.
Исследуя природу творчества, можно выделяет такие показатели креативности:
• беглость — это количество идей, возникающих в единицу времени;
• оригинальность — способность производить необычные, нестандартные идеи;
• гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблемы;
• разработанность — способность детально разрабатывать возникшие проблемы;
• удовлетворённость - итог проявления креативности.
Итак, если объединить ресурсы, т.е. широкие знания, опыт и доступ к необходимой информации, навыки творческого мышления, т.е. способность нестандартно мыслить и сочетать старые идеи в новых комбинациях и внутреннюю мотивацию, т.е. желание быть креативным, то получим креативность как способность составить уникальную с комбинацию из отдельных идей.
Креативное мышление — это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним за* и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. Другими словами, это независимое мышление.
Впечатление и опыт - топливо для креативности;
независимое мышление — очистная установка;
подсознание - двигатель.
Развитие креативного мышления происходит по трём направлениям:
1. - получение новой информации;
2. - преобразование или трансформация её;
3. - применение информации к решению задач с последующим контролем и оценкой.
Сегодня они очень актуальны для современных школьников.
Я на уроках чувствую себя птицей с подрезанными крыльями. Приходится изощряться, чтобы в скудные узкие временные рамки втиснуть богатое и широкое содержание курса физики. Но просто необходимо каждому ученику дать это «ядро» знаний, а затем на базе него, применяя ряд методов и приёмов развивать креативность их суждений и мыслей.
К этим методам я отношу:
• Метод поиска альтернатив и аналогий.
• Метод угадывание.
• Метод мозгового штурма.
• Метод ментальных карт.
• Очень интересен мне самой и детям метод аналогий.
Аналогии - это как духовная азбука, которую нужно усвоить обязательно вовремя. С помощью аналогий ученики убеждаются в том, что законы физики могут объяснить не только мир вокруг нас, но и мир внутри каждого из нас. В этом методе соединение разума с сердцем, явное отражение теории в жизни физической и духовной.
Разве может сочинить стих о том или ином физическом понятии ученик с неразвитым креативным мышлением? Предлагая ученикам сочинять в свободное от уроков время стихи, мы воспитываем в них людей творческих, т.е. креативных.
Чтобы развить креативное мышление у подростков я на уроках физики применяю различные игровые приёмы:
1. МЕТОД поиска альтернатив и аналогий.
(Характеризуется спонтанным мышлением со множеством различных задач и решений. Он не требует конкретной работы над каждым вариантом, родившемся в голове. Таким образом, он позволяет найти решение, используя весь накопленный за жизнь опыт).
Например: Провести аналогию между пружинным маятником и колебательном контуром.
МЕТОД угадывание.
(Иногда бывают ситуации, в которых невозможно продумать ход своих действий. Именно в этом случае для решения неопределенности лучше всего довериться своему мозгу).
Например: - Броуновское движение.
Объяснение: Движение цветочной пыльцы, которое наблюдал английский ботаник в микроскоп, названо в его честь.
- характеристика устройства, показывает, какая работа совершается в единицу времени.
- Итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе, создатель первого гальванического элемента, положившего начало учению об электрическом токе.
3. МЕТОД Мозгового штурма.
(Главный плюс данного метода -это нестандартное мышления, который приобретает каждый участник. Группе учащимся нужно высказать свои идеи относительно заданной темы. Разрешаются любые фантазии: от шутливых до фантазийных и ошибочных. Одно условие- критиковать их идеи нельзя и все идеи всегда приветствуются. В определённый момент начинается ажиотаж, при котором идеи формируются у участников непроизвольно и мозг начинает выдвигать самые невероятные гипотезы. Окончание мозгового штурма подразумевает детальный разбор и оценку предложенных участниками вариантов.).
Например, Решить задачу - надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение. Уточняем, что есть в условии задачи? Наверное- стакан, кипяток, кухня, мы на кухне. Это ресурс для решения задачи. Используем приёмы- посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).
Возможные ответы учащихся:
1.Добавить холодную воду, заварку, молоко.
2.Налить в тарелку горячую воду. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
3.В стакан положить лёд.
4.Поставить в холодильник.
5.МЕТОД ментальных карт. (Прекрасная методика креативного мышления, которую можно использовать для принятия решений, записи новой информации или упорядочивания мыслей в голове).
Как работать с картами?
1.Нужен лист бумаги.
2.В центре нужно нарисовать образ создавшейся проблемы или ситуации.
3.От центра рисуются ветви с подписями (основные, ключевые слова проблемы) от которых исходят более мелкие «веточки».
4. Можно использовать различные цветные маркеры.
Такая методика помогает нарисовать диаграмму связей, вспомнить важные моменты проблемы и восстановить зрительный образ той задачи, которую нужно решить.
ПРИМЕР ментальной карты:
Силы:
Сила тяжести
Сила трения
Главное - научиться не обращать внимания на шаблонность мыслей, быть уверенней и верить в силу собственной мысли! Технологии развития креативного мышления:
- Развивающее обучение.
- Технологи ТРИЗ.
- Технология игрового моделирования^
- Метод проектов.
-Разноуровневое обучение.
-Информационно - коммуникативные технологии.
- проблемное обучение.
-Диалоговые технологии.
Я считаю, что для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий:
1. избегать в стиле преподавания традиционности, будничества, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка.
2. Не допускать переутомления и учебных перегрузок.
3. Стимулировать познавательные интересы многообразием ИКТ.
4. Специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Креативная деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ученик отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.
Хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского:
«ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В МИРЕ КРАСОТЫ, ИГРЫ,
СКАЗКИ, МУЗЫКИ, РИСУНКА, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСТВА.»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.