Формирование креативного мышления на уроках физики
Оценка 4.6

Формирование креативного мышления на уроках физики

Оценка 4.6
Научные работы
docx
физика
7 кл—11 кл
13.07.2022
Формирование креативного мышления на уроках физики
Формирование креативного мышления на уроках физики
Креативное мышление на уроках физики.docx

 

Формирование креативного мышления на уроках физики

 

                 Креативность- это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать, нырять в глубину,

проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее.

(Поль Торранс)

 

В настоящее время, когда темпы обновления научной информации сильно возросли, когда приходится совершенствовать свои знания, очевидно, что школа должна снабжать учащихся не только базовыми знаниями, но и привить умение самостоятельно их приобретать, ставить перед собой проблемную задачу, находить пути и методы её решения. С этим и связана актуальность вопроса развития креативных способностей школьников.

Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Ещё Н. В. Гоголь писал в своё время: «Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить».

А Альберт Эйнштейн сказал, что секрет креативности в умении прятать свои источники. И с ними трудно не согласиться и сегодня.

КРЕАТИВНОСТЬ - творческие способности от индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора. Можно выделить шесть основных составляющих креативности:

1.        Беглость мысли.

2.        Гибкость мысли.

3.        Оригинальность.

4.        Любознательность.

5.        Способность к разработке гипотезы.

6.        Удовлетворённость.

Как развить креативное мышление у подростка?

Ребёнок, обучаясь должен иметь возможность творить и фантазировать. Это станет залогом развития креативных способностей учащихся.

Слово «креативность» происходит от английских слов create - создавать или creative - созидающий, творческий. По определению креативность — это творческие способности индивида, которые характеризуются готовностью создавать принципиально новые идеи, отличающиеся от традиционных, а также способность решать проблемы или задачи оригинальным своим способом.

И сегодня многие психологи, и педагоги утверждают, что креативность свойственна каждому, но её нужно умело развивать, т.е. создавать условия для её проявления. Ведь каждый ребёнок своеобразен и иной раз высказывает очень оригинальную точку зрения на то или иное явление, событие или понятие. Наша задача сегодня выделить те методы и приёмы, которые помогают ученику развивать креативное мышление, креативно раскрыть себя.

Исследуя природу творчества, можно выделяет такие показатели креативности:

  беглость — это количество идей, возникающих в единицу времени;

  оригинальность — способность производить необычные, нестандартные идеи;

  гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблемы;

  разработанность — способность детально разрабатывать возникшие проблемы;

  удовлетворённость - итог проявления креативности.

Итак, если объединить ресурсы, т.е. широкие знания, опыт и доступ к необходимой информации, навыки творческого мышления, т.е. способность нестандартно мыслить и сочетать старые идеи в новых комбинациях и внутреннюю мотивацию, т.е. желание быть креативным, то получим креативность как способность составить уникальную с комбинацию из отдельных идей.

Креативное мышление это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним за* и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. Другими словами, это независимое мышление.

Впечатление и опыт - топливо для креативности;

независимое мышление — очистная установка;

подсознание - двигатель.

Развитие креативного мышления происходит по трём направлениям:

1.    - получение новой информации;

2.    - преобразование или трансформация её;

3.    - применение информации к решению задач с последующим контролем и оценкой.

Сегодня они очень актуальны для современных школьников.

Я на уроках чувствую себя птицей с подрезанными крыльями. Приходится изощряться, чтобы в скудные узкие временные рамки втиснуть богатое и широкое содержание курса физики. Но просто необходимо каждому ученику дать это «ядро» знаний, а затем на базе него, применяя ряд методов и приёмов развивать креативность их суждений и мыслей.

К этим методам я отношу:

  Метод поиска альтернатив и аналогий.

  Метод угадывание.

  Метод мозгового штурма.

  Метод ментальных карт.

  Очень интересен мне самой и детям метод аналогий.

Аналогии - это как духовная азбука, которую нужно усвоить обязательно вовремя. С помощью аналогий ученики убеждаются в том, что законы физики могут объяснить не только мир вокруг нас, но и мир внутри каждого из нас. В этом методе соединение разума с сердцем, явное отражение теории в жизни физической и духовной.

Разве может сочинить стих о том или ином физическом понятии ученик с неразвитым креативным мышлением? Предлагая ученикам сочинять в свободное от уроков время стихи, мы воспитываем в них людей творческих, т.е. креативных.

Чтобы развить креативное мышление у подростков я на уроках физики применяю различные игровые приёмы:

1.  МЕТОД поиска альтернатив и аналогий.

(Характеризуется спонтанным мышлением со множеством различных задач и решений. Он не требует конкретной работы над каждым вариантом, родившемся в голове. Таким образом, он позволяет найти решение, используя весь накопленный за жизнь опыт).

Например: Провести аналогию между пружинным маятником и колебательном контуром.

МЕТОД угадывание.

(Иногда бывают ситуации, в которых невозможно продумать ход своих действий. Именно в этом случае для решения неопределенности лучше всего довериться своему мозгу).

Например: - Броуновское движение.

Объяснение: Движение цветочной пыльцы, которое наблюдал английский ботаник в микроскоп, названо в его честь.

-  характеристика устройства, показывает, какая работа совершается в единицу времени.

-  Итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе, создатель первого гальванического элемента, положившего начало учению об электрическом токе.

3. МЕТОД Мозгового штурма.

(Главный плюс данного метода -это нестандартное мышления, который приобретает каждый участник. Группе учащимся нужно высказать свои идеи относительно заданной темы. Разрешаются любые фантазии: от шутливых до фантазийных и ошибочных. Одно условие- критиковать их идеи нельзя и все идеи всегда приветствуются. В определённый момент начинается ажиотаж, при котором идеи формируются у участников непроизвольно и мозг начинает выдвигать самые невероятные гипотезы. Окончание мозгового штурма подразумевает детальный разбор и оценку предложенных участниками вариантов.).

Например, Решить задачу - надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение. Уточняем, что есть в условии задачи? Наверное- стакан, кипяток, кухня, мы на кухне. Это ресурс для решения задачи. Используем приёмы- посредник + физический эффект   (переход тепла от горячего к холодному телу).

Возможные ответы учащихся:

1.Добавить       холодную воду, заварку, молоко.

2.Налить в тарелку горячую воду. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

3.В стакан положить лёд.

4.Поставить     в холодильник.

5.МЕТОД ментальных карт. (Прекрасная методика креативного мышления, которую можно использовать для принятия решений, записи новой информации или упорядочивания мыслей в голове).

Как работать с картами?

1.Нужен лист бумаги.

2.В центре нужно нарисовать образ создавшейся проблемы или ситуации.

3.От центра рисуются ветви с подписями (основные, ключевые слова проблемы) от которых исходят более мелкие «веточки».

4. Можно использовать различные цветные маркеры.

Такая методика помогает нарисовать диаграмму связей, вспомнить важные моменты проблемы и восстановить зрительный образ той задачи, которую нужно решить.

ПРИМЕР ментальной карты:

Силы:

Сила тяжести

Сила трения

Главное - научиться не обращать внимания на шаблонность мыслей, быть уверенней и верить в силу собственной мысли! Технологии развития креативного мышления:

-  Развивающее обучение.

-  Технологи ТРИЗ.

-  Технология игрового моделирования^

-  Метод проектов.

-Разноуровневое обучение.

-Информационно - коммуникативные технологии.

-  проблемное обучение.

-Диалоговые технологии.

Я считаю, что для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий:

1.    избегать       в стиле преподавания традиционности, будничества, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка.

2.    Не     допускать переутомления и учебных перегрузок.

3.    Стимулировать познавательные интересы многообразием ИКТ.

4.    Специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Креативная деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ученик отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.

Хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского:

«ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В МИРЕ КРАСОТЫ, ИГРЫ,

СКАЗКИ, МУЗЫКИ, РИСУНКА, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСТВА.»


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование креативного мышления на уроках физики

Формирование креативного мышления на уроках физики

Креативное мышление — это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним за* и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей

Креативное мышление — это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним за* и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей

В стакан положить лёд. 4.Поставить в холодильник

В стакан положить лёд. 4.Поставить в холодильник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2022