Формирование культуры безопасного поведения у учащихся
Проблема культуры безопасного поведения человека признается во всем мире. В Республике Беларусь от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают люди, становятся инвалидами, теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.
Формирование культуры безопасного поведения тесно связано с культурой нашего поведения, умения вести себя в обществе, правильно общаться с другими людьми, незнакомцами. От этих умений и навыков может зависеть не только наша безопасность и благополучие, но и наша жизнь. Казалось бы, этикет не имеет прямого отношения к безопасности, но это отнюдь не так. Есть общепринятые правила, выполнение которых позволяет сделать наше общение эффективным и безопасным. Совокупность правил и норм поведения называется этикетом.
Известно, что сердцевиной воспитания ребенка является формирование в нем нравственности, ведь развивать ум ребенка, не привив ему нравственных ценностей, — значит воспитать угрозу для общества. Вырастить человека в соответствии с общечеловеческими нормами нравственности, добродетели — это сложная актуальная задача, которую может решать школа в тесном союзе с семьей. Для этого необходимо дать не абстрактные знания, а те, которые необходимы сейчас, в период воспитания ребёнка, начиная с начальной школы. Формирование гуманистической направленности личности, основанной на нравственных идеалах общества, становится одной из приоритетных задач современного образования.
Термин «культура безопасности» был введен в 1986 году экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ в итоговом документе по рассмотрению причин последствий аварии в Чернобыле. В дальнейшем его стали распространять на любые сферы человеческой деятельности и применять к каждому человеку в отдельности.
Культура безопасного поведения - это составляющая общей культуры человека и понимается учеными как интегральное понятие, которое подразумевает: обладание физическими силами; интеллектом; высокими нравственно-этическими нормами поведения; художественно-эстетическими идеалами; положительным эмоциональным восприятием на соблюдение правил и отрицательным - на их несоблюдение; знаниями, умениями и навыками, позволяющими распознавать, предвидеть опасные ситуации и избегать их, видеть пути их устранения (С.Н. Пидручная)
В государственном учреждении образования «Средняя школа № 99 г. Минска» созданы условия для формирования опыта нравственного поведения учащихся 1 ступени общего среднего образования в современной школе путем изучения правил и законов морали, практического применения знаний в типичных ситуациях повседневной жизни на факультативных занятиях «Нравственные основы этикета».
Образовательный процесс построен так, чтобы учащиеся не только систематически получали нравственные знания, умения и навыки, но и испытывали эмоциональные переживания, способствующие усвоению этих знаний, умений, навыков. Содержание и методика факультативных занятий позволят на уровне возрастных возможностей учащихся систематизировать знания, которые уже имеются у ребят и которые они получают в ходе образовательного процесса, и применить их на практике в отношениях с окружающими. Факультативный курс предполагает проведение практикумов, которое нацелено на развитие умений и навыков нравственного поведения и закрепление их в нравственных привычках
Факультативные занятия «Нравственные основы этикета» рассчитаны на 4 года, по одному часу в неделю. Они направлены на изучение правил поведения в школе, в семье, среди друзей, за столом, на природе и в различных общественных местах. Правила поведения, которые изучаются на занятиях по нравственным основам этикета, основаны на:
· человечности (гуманизме) — добром, гуманном отношении к людям;
· традициях и обычаях, которые передаются из поколения в поколение;
· красоте, которая включает внешнюю, внутреннюю, красоту манер и поведения;
· разумности и целесообразности использования этих правил в жизни, а также азбуке гигиены.
Занятия организованы через такие формы и методы работы, как:
· дидактические игры;
· интерактивные игры;
· развивающие игры;
· игры пролонгированного характера;
· игры с использованием куклы Недотёпы;
· творческие игры;
· ролевые игры;
· решение этических задач;
· обсуждение ситуаций с нравственным содержанием;
· проведение коллективных мероприятий;
· практикумы, упражнения;
· сказки;
· инсценировки;
· этические беседы;
· частично-поисковые методы, где дети демонстрируют, как они обычно
себя ведут, а затем методом анализа исправляют ошибки.
По итогам каждой четверти организовываются родительские собрания с целью повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей и совершенствования их взаимоотношений с учащимися, укрепления морально-психологического климата в семье. Без участия семьи достичь желаемых результатов невозможно. Большие семьи отличаются тем, что в них меньше возможностей для развития стяжательства, потребительства, вещизма, иждивенчества. Здесь обычно устанавливается хорошее равновесие между материальным достатком и умением пользоваться вещами, как и вообще между материальными и духовными благами.
В малочисленных семьях часто создается иная нравственная обстановка, иная и направленность интересов. Чадолюбивые родители стараются выполнить все запросы своего единственного ребенка. Со временем диапазон запросов расширяется. Человека затягивает эта лихорадка вещизма. И все дается легко, без труда.
В государственном учреждении образования «Средняя школа № 99 г. Минска» многое делается для того, чтобы соединить нравственное поведение с практическими делами учащихся, с успешным освоением учебных программ, с полезными делами в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время, с культурой безопасного поведения в транспорте, в общественных местах и дома. Многие учащиеся принимают участие в организации внутришкольных мероприятий, поисковой деятельности, оказывают помощь младшим, создают собственные исследовательские проекты.
Нормы и правила поведения складывались на протяжении длительного времени в процессе совместной жизни и деятельности многих поколений. Их основу составляет многовековая мудрость, которая передавалась от старшего поколения младшему. В первую очередь, знания этих норм и их применение смогут сберечь и сохранить жизнь и здоровье человека.
Список источников
1. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / под ред. профессора К.В.Гавриловец. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
2. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 288 с.: ил. – (Грандиозный мир).
3. Кузнецов, В.Н. Культура безопасности. Социологическое исследование / В.Н. Кузнецов. - М.: Наука, 2001. - 380 с.
4. Попков, А.В. Формирование безопасного поведения школьников во внеурочной деятельности / А.В. Попков. - Ижевск, 2007. - 270 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.