Система мероприятий по формированию ЗОЖ
в начальной школе
Сообщение на педагогическом совете
воспитатель Козина Е.Н.
Важнейшее направление учебно-воспитательной работы в школе – формирование у школьников здорового образа жизни.
На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью оставалось здоровье.
На организм ребенка воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное воздействие. К ним, прежде всего, стоит отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.
Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50% зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию, наследственность, медицину. В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти. Однако в определении стратегии и тактики решения задач оздоровительно направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду с правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья. А именно правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Для этого он должен: хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система здоровьесберегающей технологии.
В нашей школе – интернате воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологий. Она включает целый комплекс оздоровительных мероприятий, занятий, выполнение которых ведёт к ощутимому снижению заболеваемости, развитию знаний о человеке, умению устанавливать связь между органами тела человека и их назначению, расширению активного и пассивного словаря, активизации фразовой речи, пробуждению познавательной активности и любознательности.
Основные компоненты ЗОЖ
1 . Санитарно-гигиенические навыки
Формирование культуры здорового образа жизни у учащихся осуществляется как в урочное, так и внеурочное время.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, видео - и аудио методы.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Приемы работы: пальчиковая гимнастика, физминутки, дыхательная и звуковая гимнастика, утренняя гимнастика, беседы, ежедневные прогулки, информационная агитация: стенные газеты, рисунки детей; ролевые игры, экскурсии.
Для родителей проводятся беседы, консультации о значимости режима дня, закаливании, о методах проведения оздоровительных мероприятий. Вместе с родителями и медиками школы-интерната подбираются методы оздоровления каждого ученика с учетом особенностей его здоровья, возможностями, умений.
Основные направления по формированию культуры ЗОЖ:
В настоящее время одной из актуальных проблем в сфере педагогики является поиск оптимальных и эффективных условий повышения уровня знаний и умений школьников в области заботы о здоровье, что обусловлено постоянно ухудшающимся состоянием здоровья подрастающего поколения.
Особого внимания решение данной проблемы требует в области коррекционной педагогики в связи с неумением детей с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно познавать составляющие окружающего мира, накапливая при этом опыт, в том числе знания и умения из области заботы о здоровье, которые являются необходимым условием успешного включения ребенка в самостоятельную жизнь. Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед специальной (коррекционной) школой VIII вида, является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Учащиеся младших классов запоминают и воспроизводят лишь то, что связано с их интересами, поэтому занятия должны быть конкретными, краткими и понятными.
Укрепление здоровья детей во время учебного процесса.
Проветривание помещения.
Создание благоприятных условий в классе (доска зеленого цвета, дополнительное освещение над доской, озеленение).
Соблюдение правильной осанки.
Смена видов деятельности.
Использование элементов самомассажа.
В состав упражнений для физкультминуток включать:
упражнения для формирования осанки, укрепления зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, рук, релаксационные упражнения для мимики лица.
Примерная схема взаимодействия участников процесса: формирование здорового образа жизни (родителей, детей, уителей).
Здоровье школьника – проблема, касающаяся всех. Нынешние ученики – завтрашнее будущее нашей страны. Нужно сделать все, чтобы оно было здоровым, успешным и благополучным!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.