Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка младшего дошкольного возраста
Оценка 4.7

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка младшего дошкольного возраста

Оценка 4.7
docx
22.03.2022
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка младшего дошкольного возраста
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка.docx

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка

младшего дошкольного возраста

Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра - вечный спутник детства. Игра –явление сложное, многогранное. Не надо каких – то особенных данных, чтобы играть с детьми. Надо просто жить с ними в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями.

О значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует и тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка, а ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое.

Сюжетно- ролевые игры формируют у дошкольников умение обобщать, планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. ФГТ вновь выдвигают игру, как основу организации всех видов деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника.

Игра, как часть образовательной области «Социализация», интегрируется со всеми остальными образовательными областями, поскольку является основной формой осуществления разных видов детской деятельности. Все это ставит игру в число значимых форм организации детей и практически обеспечивает такое положение, когда значительное время в детском саду они проводят в играх. Игра может начаться с просмотра фрагмента хорошо известного детям мультипликационного фильма, с прочтения какого-либо детского художественного произведения, а закончиться продуктивной деятельностью, к примеру, изготовлением атрибутов. Окончание одной сюжетно-ролевой игры может неожиданно стать началом следующей.

Целью моей работы - создание условий для эффективного руководства сюжетно-ролевой игрой в работе с детьми дошкольного возраста.

Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. Для большинства детей группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Наша задача научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой я поставила следующие задачи:

• научить ребёнка играть,

• содействовать объединению детей в игре;

• тактично руководить выбором игры,

• приучать детей соблюдать во время игры правила,

• воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

• Создание необходимой игровой среды

• Непосредственное руководство играми детей.

Проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в истории педагогики, основные игровые теории современной педагогики, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников пришла к следующим выводам.

Во-первых, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

И, в-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

Тщательное изучение особенностей развития сюжетно-ролевой игры помогло мне определить некоторые правила:

В сюжетно – ролевой игре воссоздаются социальные отношения между людьми. Дети берут на себя те или иные функции взрослых и в воображаемых условиях воспроизводят или моделируют деятельность взрослых и отношения между ними.

Роль – это частный случай мнимой ситуации (мнимого «Я»). Создание мнимой ситуации предполагает осознанный выход за пределы реального воспринимаемого пространства.

Путь развития игры – это совместная игра воспитателя с ребенком, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии дошкольников с игрушками, предметами-заместителями, взаимодействии со сверстниками, и воспитание доброго отношения детей друг к другу.

Каждый вариант сюжетной игры должен соответствовать ее общим характеристикам: Быть свободной, самостоятельной, эмоционально насыщенной и спонтанной деятельностью детей. Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта. Взрослый может вдохновлять детей на самостоятельную игру, создавать условия для нее, участвовать в ней на равных правах, но не руководить ею и не контролировать действия детей.

Предметная среда должна развивать детскую игровую деятельность, отвечать ее задачам. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей, а также следующим требованиям: Проблемность, состоящая в том, что ребенок действуя в такой среде, обнаруживает и практически решает комплекс задач, возникающих у него часто по ходу деятельности; Обобщенность, т.е. нейтральность по отношению к смысловому полю игры, функциональная универсальность. Сомасштабность элементов игровой среды, позволяющая сочетать ее элементы в любых комбинациях.

Взрослый – учитель или партнер часто, оказавшись случайными свидетелями детской игры, мы вдруг обнаруживаем, какая же каша в голове у ребенка, и нашим естественным порывом бывает все объяснить, растолковать… Все это можно сделать по разному, как убив игру на корню, так и дав ей новые перспективы развития. Существует безусловное правило: если дети играют увлечено – никакое вмешательство не допустимо, все воспитательные воздействия оставляются на потом. Ребенку нужно дать прожить свою жизнь, а не ту, которую взрослый считает «правильной».

Игра – это мир ребенка и он готов принять в свой мир партнера, соучастника, но не критика. Иначе в следующий раз это окошко будет закрытым.

Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет трудно учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками. Взрослые должны осознавать, что игра не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития различных компетенций ( как того требуют ФГОС), что позволяет Субъекту достичь желаемого результата.

Если вы читали книгу Е. Кравцовой «Разбуди в ребенке волшебника», то наверняка вас затронула мысль о том, что «…в одном взрослом сидят по крайней мере два субъекта. Один – «взрослый как взрослый». Он много знает, с ним интересно, ему можно задать вопросы. Другой – «взрослый как ребенок». Он – идеальный партнер по играм и шалостям, он – прекрасный актер, он взрослый – как равный».


 

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка младшего дошкольного возраста

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка младшего дошкольного возраста

С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них

С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них

Взрослый может вдохновлять детей на самостоятельную игру, создавать условия для нее, участвовать в ней на равных правах, но не руководить ею и не контролировать действия…

Взрослый может вдохновлять детей на самостоятельную игру, создавать условия для нее, участвовать в ней на равных правах, но не руководить ею и не контролировать действия…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2022