Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в начальной школе
Оценка 4.8

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в начальной школе

Оценка 4.8
docx
23.09.2020
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в начальной школе
конференция доклад.docx

государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение   средняя общеобразовательная школа № 30 имени кавалера ордена Красной Звезды Ю.В. Гаврилова городского округа Сызрань Самарской  области

446026, Самарская область, г. Сызрань, ул. Челюскинцев, 25, тел. 8 (8464) 37 21 24

 

 

 

 

 

 

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

обучающихся в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила Чувакова л.г.

                                                                  учитель начальных классов

                                                                       ГБОУ СОШ № 30 г. о. Сызрань

 

 

 

 

Сызрань, 2020 г.

 Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте.

Слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности  нередко являются причиной несчастных случаев и гибели детей.

    Наиболее благоприятным для формирования культуры безопасности жизнедеятельности  является младший школьный возраст. Это один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности ребенка. У младших школьников закладывается ценностное отношение к своей жизни, формируется умение понимать и принимать ответственные решения. Начальная школа играет первостепенную роль в формировании культуры безопасного образа жизни обучающихся, сохранении и укреплении их здоровья.

     Под термином « культура безопасности жизнедеятельности» мы понимаем способ организации деятельности человека,  представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

    Культура безопасности жизнедеятельности начинает формироваться у младших школьников при изучении курса « Окружающий  мир», других базовых предметов начальной школы, а также во внеурочное время.

В результате освоения  материала выпускники начальной школы должны знать:

·       ПДД  (Правила перехода дороги, перекрестка и т. д.).

·       Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиа - транспортом, обязанности пассажира.

·       Особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации.

·       Правила безопасного поведения в лесу, у водоёма.

·       Меры пожарной безопасности.

·       Правила личной безопасности в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью,  которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте.

Дети должны помнить:

·   Основные правила безопасности при использовании электроприборов, бытового газа и препаратов химии.

·   Рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов.

·   Порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны.

Обладать навыками:

·       Действовать в неблагоприятных погодных условиях .

·       Действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживаний.

·       Оказание первой медицинской помощи.

·       Ориентироваться на местности.

·       Организация безопасной переправы через водные преграды.

·       Правильное поведение и соблюдение правил дорожного движения.

У обучающихся должны быть сформированы индивидуальные навыки безопасного поведения.

         Умения, относящиеся к культуре безопасности жизнедеятельности, ученики осваивают  на занятиях по курсу «Окружающий мир», изучая темы: «Наша школа», «Дорога от дома до школы», «Что окружает нас дома?», «Что вокруг нас может быть опасным?», «Когда изобрели велосипед?», «Зачем нужны автомобили?», «Какой бывает транспорт», «Берегись автомобиля!», «Берегись автомобиля!», «Домашние опасности», «Пожар», «На воде и в лесу», «Опасные незнакомцы», «Мы - зрители и пассажиры», «Огонь,  вода и газ», «Чтобы путь был счастливым», «Дорожные знаки», «Опасные места», «Природа и наша безопасность».

  А так же  на  уроках литературного чтения, физической культуры, технологии (прежде всего на уроках, имеющих  практическую направленность) при выполнении отдельных видов заданий.

К подобным заданиям относятся:

·       Задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях.

·       Задания, при выполнении которых в конкретных ситуациях ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений.

·       Игровые задания, при которых происходит работа в парах, группах.

·       Ролевые игры, в ходе которых проходит отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуаций.

·       Задания, предполагающие выполнение  самостоятельных действий при передаче информации о чрезвычайном происшествии, вызов службы спасения МЧС, «Скорой помощи» и т.д.

    Таким образом, на уроках ребята получают обязательный минимум знаний и умений по данному направлению.

    Теоретические знания, бесспорно, развивают личность, но школьнику трудно ощутить их ценность, если эти знания не используются в жизни.

    Большие возможности по формированию культуры безопасности жизнедеятельности даёт внеурочная деятельность, позволяя применить на практике, полученные знания. В своей работе я использую программу  «Я пешеход и пассажир», которая реализуется в течение четырех лет и обеспечивает развитие, закрепление на практике полученного вовремя уроков обязательного минимума знаний и умений по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.  Программа позволяет младшим школьникам примерить на себя новые социальные роли в качестве участников дорожного движения. В ходе реализации программы проводятся дидактические  игры:  «Близко – далеко, быстро – медленно», «Исправим подписи к знакам», «Сигналы машин. Перестроения транспортного средства», сюжетно-ролевые игры:   «В автобусе», « На остановке общественного транспорта»,                         «Налево- направо», «Роль пациента, врача, медсестры», «Перекресток» и др.                                                                                                           Дополнительные ресурсы для реализации данной программы нам предоставляет социум. В непосредственной близости от нашей школы находится структурное подразделение ДТД и М. Такое соседство позволяет активно использовать учебную базу ДТД и М, специализированное оборудование, с помощью которое позволяет разыгрывать типичные проблемные  ситуации на дорогах: «я - пешеход»,  «я - водитель», «я - велосипедист», «я – инспектор ГИБДД»  и др.

         Придать теоретическим знаниям практическую направленность можно и посредством широкого применения такой современной педагогической технологии как проектно-исследовательская деятельность школьников. Осуществляя процесс работы над проектом, я, руководитель проекта, выступаю  в роли равноправного участника этого процесса. Делясь информацией и вместе добывая ее, анализируя, обрабатывая, мы становились соучастниками, соавторами этого необыкновенно интересного процесса.

   Особая роль проекта выражается, с одной стороны, в том, что он выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что он является и средством проверки  знаний.

       Очень важно для меня  было привлечь к проектно-исследовательской деятельности не только самых активных и благополучных детей, но и детей пассивных, или склонных к девиантности. Участие в проектах  позволяло поднять их мотивацию к обучению, скорректировать поведение, получить опыт позитивной социализации в обществе.                                                                      

         Особые возможности при работе по проектам даёт использование современной цифровой техники (фото- и видеокамер) позволяет обучающимся делать фото- и видеосъемку различных событий на тему безопасного поведения во время каникул, во время внешкольных мероприятий и перемен. Отснятые материалы  помогают организовать обсуждение увиденных ситуаций на занятиях и формировать навыки безопасного поведения  школьников. Учащиеся четвертых  классов делали фотосъемку некоторых совсем обычных в школе мест, где по неосторожности можно получить бытовую травму.

   Ребята инсценировали проблемные ситуации, когда обычные лестничные перила, мокрый пол или просто дверь в кабинет могут стать опасными и травмировать, если не быть осторожными,  фотографировали их. Затем делался анализ факторов опасности, предлагались пути решения, составлялись памятки по безопасному поведению в тех или иных условиях.  Таким образом, вместе с ребятами мы разработали и реализовали следующие проекты: «Твой ежедневный маршрут», «Улица полна неожиданностей», «Безопасная школа», «Мой дом - моя крепость» и др.

   Ученики выходили с проектами по безопасному поведению в другие классы, делились полученными знаниями. Это позволило им получить опыт социализации по проблеме. 

      Ещё одним ресурсом организации работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности является моя работа в качестве классного руководителя. Мною был разработан цикл классных часов, направленных на формирование культуры безопасного поведения,  из расчёта 4 классных часа в год. При выборе тематики учитывались возрастные особенности обучающихся, их жизненный опыт: 1 класс - «Мы пришли в школу», 2 класс - «Наш двор»,             3 класс- «Один дома», 4 класс - «Я на улицах города».                                                    Особо интересны детям встречи с людьми, профессии которых помогают обеспечивать безопасность (полицейский, пожарный, медицинский  работник, работник спасательной службы),  экскурсии  в пожарную часть, на спасательную станцию. Особые отношения сложились с работниками спасательной службы. На встречах со спасателями ребята узнают о правилах безопасного поведения. На практике пробуют применять спасательное оборудование. Учувствуют в учебных занятиях по спасению людей. По итогам встреч и экскурсий проводятся конкурсы рисунков и поделок, викторины.

   Результатом такой работы можно считать то, что за последние 5 лет обучающиеся моего класса ни разу не были замечены в нарушении правил дорожного движения, снизился бытовой травматизм.  Мои ученики являются постоянными участника окружного тематических конкурсов, направленных на профилактику ДДТТ, в том числе конкурса «Безопасное колесо», творческих конкурсов,  проводимых МЧС и другими службами.


Красной Звезды Ю.В. Гаврилова городского округа

Красной Звезды Ю.В. Гаврилова городского округа

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте

Порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны

Порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны

Задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий при передаче информации о чрезвычайном происшествии, вызов службы спасения

Задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий при передаче информации о чрезвычайном происшествии, вызов службы спасения

Особые возможности при работе по проектам даёт использование современной цифровой техники (фото- и видеокамер) позволяет обучающимся делать фото- и видеосъемку различных событий на тему безопасного…

Особые возможности при работе по проектам даёт использование современной цифровой техники (фото- и видеокамер) позволяет обучающимся делать фото- и видеосъемку различных событий на тему безопасного…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2020