ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Н.А.Лосева,
МБОУ СШ№10
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Ж. Жабаев
Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на улучшение и сохранение здоровья. Здоровье взрослого человека формируется еще в детстве – дошкольном и школьном возрасте. Поэтому проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса будет актуальной во все времена [3].
Перед любым педагогом стоит задача сохранить здоровье своих учеников, а перед учителем информатики особенно, так как изучение данного предмета предусматривает работу учащихся с компьютерной техникой.
Чтобы ее использование не нанесло вред здоровью обучающихся, учителю нельзя забывать о правилах охраны труда и соблюдать санитарные правила и нормы.
1. Соблюдение продолжительности работы обучающихся за ПК: непрерывная работа за компьютером для обучающихся 5 классов составляет 15 минут, 6-7 классов – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут, 10-11 классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут;
2. Соблюдение температурного режима, кабинет должен быть проветрен.
3. Правильная расстановка мебели и ее высота. Так как на уроке часто используется мультимедийный проектор, мебель расставлена так, чтобы обучающимся было хорошо видно экран. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, для исключения вредного электромагнитного излучения.
4. Соблюдение норм освещенности. Кабинет оснащен дополнительными лампами над доской и каждым компьютером, стены выкрашены в светло – серый цвет, поэтому в классе всегда светло.
5. Правильная посадка учащихся при работе за ПК. Учитель распределяет учащихся и закрепляет их по рабочим местам с учетом роста, состояния зрения и слуха.
В начале каждого учебного года я провожу инструктаж по правилам безопасности в кабинете информатики, на котором также рассказываю об отрицательном влиянии компьютера на организм и здоровье человека. Вся эта информация расположена на стендах.
Для предупреждения физической усталости на уроке проводятся физминутки, динамические паузы. При работе за компьютером выполняется гимнастика для глаз (рис.1), работа с офтальмотренажером (рис.2), стереограммами (рис.3).
рис.1 |
рис.2 |
рис.3 |
На уроках информатики, в зависимости от содержания учебного материала, можно включать вопросы о культуре здорового образа жизни.
Для введения основных понятий ЗОЖ подойдет текстовый редактор Microsoft Word. Учащимся предлагаются карточки по набору текста, содержащего определение здоровья, создание нумерованного и маркированного списка компонентов и признаков здоровья.
С помощью текстового редактора осуществляется проектная деятельность, как индивидуальная, так и групповая. Например, учащимися в качестве обобщающей работы готовятся доклады по темам: «Влияние компьютера на здоровье человека», «Экология Нижегородской области». К каждому докладу разрабатывается мультимедийная презентация.
Так же можно создавать презентации для других уроков (физика, химия, биология и т. д.), где можно широко освещать вопросы здоровья. При этом происходит осуществление межпредметных связей и интегрированного обучения [5] .
Изучая тему «Обработка числовой информации в электронных таблицах» учащиеся составляют таблицы «Группы здоровья учащихся», «Факторы здорового образа жизни», графики биоритмов человека, заболеваемости школьников.
С помощью СУБД заполняются информационные системы для хранения данных о состоянии здоровья класса.
Одной из любимых тем по информатике является «Компьютерная графика», в рамках которой школьники учатся работать в графическом редакторе. Им предлагается нарисовать или редактировать рисунки по темам «Я за здоровый образ жизни», «Полезные привычки», «Мы любим спорт» [6].
Со старшеклассниками организуется работа по созданию буклетов и разработке Web – страниц. Обучающиеся подбирают материал о влиянии компьютера на здоровье человека и о том, как можно избежать вредного воздействия. После этого проводится дискуссия «Незаменимый помощник или…».
Каждый учитель может самостоятельно подбирать темы, связанные со здоровьесбережением, по своему усмотрению, в зависимости от ситуации и личного опыта учащихся.
Если задания по данным темам будут исследовательского характера, то есть, школьникам нужно найти нужную информацию, обработать её, выделить главное, сделать выводы, подготовить отчет о выполнении задания в компьютерной программе, то это будет ценно не только по отношению к науке информатике, но и с позиции здоровьесбережения.
Такая комплексная работа по формированию культуры здорового образа жизни в школе и на уроках информатики в частности способствует не только закреплению изученного материала, но и расширению кругозора учащихся, формированию представления о здоровье как ценности, ведь школа должна показывать необходимость здорового образа жизни, прививать полезные привычки [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Аносов М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения. // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003.
2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2003.
5. https://infourok.ru
6. https://nsportal.ru/shkola
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.