М.М. Горохова
преподаватель
ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»
Республика Бурятия
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Современный мир столь стремительно меняется, что человек не всегда оказывается готовым действовать адекватно сложившейся ситуации. Это, в свою очередь, может способствовать увеличению количества деструктивных проявлений в межличностном взаимодействии, всплеску агрессии и негативизма, приводящих к еще большему ухудшению коммуникации. При этом рост конфликтных ситуаций обусловлен как объективными, так и субъективными причинами. Однако, если социологи и политологи делают ставку на экономические, 115 социальные, политические факторы, то психологи пытаются искать причины в самом человеке: в его личностных особенностях, чертах характера, темперамента, ценностях, установках, специфике восприятия мира, себя, окружающих и т.д. Такой подход позволяет не только понять источник агрессии и характер агрессивного поведения, приводящих к конфликтному взаимодействию, но и найти адекватные способы коррекции деструктивного поведения человека. Особенно это важно в работе с молодежью, которая наиболее импульсивна и подвержена эмоциональному воздействию, поэтому в ней легче формируются радикальные взгляды и убеждения [7]. Исследователи данного возраста постоянно обращают внимание на его противоречивость. С одной стороны, юношеский период характеризуется мощным проявлением своей индивидуальности, склонностью к инноватике и творчеству, с другой – непризнанием авторитетов, подчеркнутой автономией, что проявляется в несовпадении интересов, ценностей, идей, чувств, мнений и приводит к появлению в межличностном взаимодействии нетерпимости, недоброжелательности или даже озлобленности и, как следствие, повышенной агрессивности. Все это, в свою очередь, провоцирует возникновение конфликтного взаимодействия не только между отдельными молодыми людьми, но и группами молодежи. Наиболее ярко это проявляется в полиэтнических регионах, в которых, по мнению Е.О. Кубякина, молодежная среда является потенциально конфликтной. Это обусловлено социально-возрастными и социально-психологическими особенностями молодежи, которые и способствуют ее вовлеченности в микроструктурные конфликты (в виде противоречий в местах проживания, учебных заведениях, трудовых коллективах, политических партиях, общественных организациях). Особенно характерно это для Северного Кавказа [5]. В связи с этим актуальным становится исследование причин конфликтного взаимодействия в молодежной среде, разработка профилактических и коррекционных мероприятий, способствующих формированию конструктивного межличностного взаимодействия. Проблеме межличностных конфликтов, причинам возникновения конфликтных ситуаций и способам их разрешения посвящены работы многих психологов. При этом в исследованиях рассматриваются структура, динамика, причины конфликтных взаимодействий (В.С. Мерлин, Л.А. Петровская, В.Т. Кудрявцев, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов и др.). Конфликты в определенных возрастных и социальных группах изучаются И.В. Запесоцкой, А.А. Поздняковым и другими учеными. Особенности конфликтного взаимодействия в молодежной среде рассматриваются в работах Е.О. Кубякина, А.А. Степановой, О.Н. Гомырановой, Н.Е. Лобановой, Т.В. Черкасовой, Г.В. Михайловой и др. Однако до сих пор недостаточно исследованной является проблема поиска адекватных способов преодоления конфликтного взаимодействия в молодежной среде. Проведенный нами анализ литературы позволяет предположить, что фор- 116 мирование способов конструктивного взаимодействия среди молодежи может быть связано с развитием личностной самоэффективности человека, поскольку, по мнению А. Бандуры, самоэффективность является ключевой, центральной и чрезвычайно важной детерминантой человеческого поведения.
«Самоэффективность – суждение людей о своих способностях организовать и выполнить цепи действий, требуемые для достижения установленных заранее типов результатов деятельности» [Цит. по: 3, с.173]. В работах Лазаруса и Фрейденберг самоэффективность понимается как когнитивная оценка; как система представлений, регулирующих действия, направленные на достижение определенных целей [Приводится по: 6]. В свою очередь Р.Л. Кричевский определяет самоэффективность как убежденность людей в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ресурсы, поведенческие усилия на осуществление контроля за событиями, оказывающими влияние на их жизнь [4]. Согласно Т.О. Гордеевой, самоэффективность – это вера субъекта в свою способность справиться с определенной деятельностью [3]. К.М. Гайдар считает, что самоэффективность – это сочетание представлений человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих деятельности, общении и его уверенность в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта [1]. По мнению А.В. Гончарова, именно самоэффективность оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность. Она выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов [2]. Тем не менее, в современной психологической литературе можно отметить недостаток исследований, посвященных изучению связи личностных предикторов, в их совокупности, с выбором конструктивных способов поведения в ситуациях межличностного взаимодействия. Исходя из этого, мы предположили, что совокупность определенных личностных качеств, таких как уверенность в себе, самооценка, целеустремленность, самоценность, гибкость, как составляющие личностной самоэффективности, и высокая степень их выраженности выступают в качестве предиктора конструктивного межличностного взаимодействия. С помощью методики исследования самоотношения С.Р. Пантелеева; методики изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой; шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема; опросника «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой; теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; самооценки конфликтности С. Емельянова; методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева на базе СевероКавказского федерального университета (СКФУ, г. Ставрополь) было проведено исследование, в котором приняли участие студенты Социально-психологического факультета специальностей «Социальная работа» (2, 3 курсы) и «Психология» (2, 3, 4 курсы) в количестве 85 человек. 117 В ходе констатирующего эксперимента все испытуемые были разделены на три группы по уровню самоэффективности. В первую группу вошли 27 человек с высоким уровнем самоэффективности, во вторую – 33 человека со средним уровнем самоэффективности, в третью – 25 человек с низким уровнем самоэффективности. Опишем результаты групп с высоким и низким уровнем самоэффективности, поскольку нам важно показать различия в личностных и поведенческих характеристиках этих групп. Испытуемые с высоким уровнем самоэффективности характеризуются низким уровнем конфликтности, высокой самооценкой, уверенностью в себя. Для них свойственно доминирование мотива успеха, ощущение силы собственного «Я», высокая смелость в общении, вера в свои начинания, чувство собственной компетентности и способности решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются ими как преодолимые, проблемы затрагивают неглубоко и переживаются недолго. Они высоко оценивают свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, склонны воспринимать себя как индивидуальность и осуществлять контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями. Уверенность в себе помогает им противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. Кроме того, для них характерна целеустремленность, позитивное восприятие своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. При возникновении непредвиденных обстоятельств испытуемые способны быстро оценить изменение условий и перестроить программу действий. Испытуемые с низким уровнем самоэффективности отличаются высоким уровнем конфликтности, неуверенностью в своих возможностях, что проявляется в недоверии к своим решениям, сомнении в своих способностях преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели. Они избегают контактов с людьми, погружены в собственные проблемы, испытывают внутреннюю напряженность. При этом у респондентов данной группы уровень волевого контроля недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели, а основным источником происходящего испытуемые признают внешние обстоятельства, игнорируя или отказываясь принимать личную ответственность за случившееся. Кроме того, они считают, что неспособны вызвать уважение у окружающих, однако у них наблюдается тенденция к пониманию того, что положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества и поступки. Интересен тот факт, что, с одной стороны, они склонны высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность, в то же время, недооценивая другие качества, и, поэтому негативно реагируют на замечания окружающих, которые могут вызвать у них ощущение малоценности, личной несостоятельности. В жизненных ситуациях предпочитают действовать импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок. Низкие значения общего уровня саморегуляции 118 означают, что у испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных личностных особенностей для достижения поставленной цели. Результаты корреляционного анализа показали, что уровень самоэффективности обратно пропорционален уровню конфликтности: чем выше самоэффективность, тем ниже конфликтность.
При этом была выявлена положительная корреляция самоэффективности с самооценкой, а также со шкалами: «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность», «самопринятие», «самопривязанность», «цели в жизни», «процесс жизни», «результат жизни», «локус контроля-Я», «локус контроля-жизнь», «общий показатель осмысленность жизни», «планирование», «моделирование», «программирование», «оценивание результатов», «гибкость», «общий уровень саморегуляции». Таким образом, для испытуемых с высокой самоэффективностью характерны смелость в общении, уверенность в своих силах, целеустремленность и способность решать задачи в новых условиях и т.д. На втором этапе исследования, в процессе формирующего эксперимента, мы разделили испытуемых с низким уровнем самоэффективности на две группы: контрольную и экспериментальную. В первую группу вошли 13 человек, а во вторую – 12. С экспериментальной группой был проведен тренинг развития личностной самоэффективности, одной из задач которого было формирование навыков конструктивного общения через развитие уверенности в себе, гибкости, самопринятия, позитивного отношения к себе и окружающим. После проведения тренинга с экспериментальной группой, был осуществлен контрольный срез в обеих группах испытуемых, в котором использовались следующие методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, шкала общей самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема, самооценка конфликтности С. Емельянова. Результаты контрольного среза в экспериментальной группе представлены в таблице 1. Таблица 1. – Результаты контрольного среза в экспериментальной группе Группа Шкала общей самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема Самооценка конфликтности С. Емельянова Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой планирование моделирование программирова- ние оценивание ре- зультатов гибкость самостоятель- ность общий уровень саморегуляции До тренинга 24 74 3,7 3,5 3,8 5 4,3 4,3 22 После тренинга 33 65,5 5,6 5,3 5,2 5,3 5,3 4,7 24 119 Из таблицы видно, что после тренинговых занятий у испытуемых экспериментальной группы произошли изменения. В частности, уровень самоэффективности стал выше (от 24 до 33); уровень конфликтности снизился до средних значений (с 74 до 65,5), что свидетельствует о формировании навыков конструктивного взаимодействия; количественные показатели уровня развития основных компонентов саморегуляции также достигли средних значений. При этом в контрольной группе испытуемых результаты остались практически неизменными. Таким образом, полученные нами данные позволяют говорить о результативности проведенного тренинга, поскольку наблюдается снижение уровня конфликтности у испытуемых через развитие личностной самоэффективности. Поэтому мы считает, что наше утверждение о том, что развитие конфликтологической компетентности молодежи возможно с помощью формирования их личностной самоэффективности, является правомерным. В целом, данные экспериментальной работы позволяют утверждать, что развитие личностной самоэффективности в условиях тренинга позволяет сформировать навыки конструктивного поведения, что способствует выбору адекватных способов взаимодействия с окружающими. Список литературы 1) Гайдар К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов // Психология — XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / под ред. К.М. Гайдар. – Воронеж: ВГУ, 2007. С. 4-14. 2) Гончаров А.В. Изучение влияния самоотношения на конфликтность личности студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. №1. С.237-240. 3) Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл; Изд. центр «Академия». 2006. 333 с. 4) Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. 2004. № 1. С. 47-52. 5) Кубякин Е.О. Микроструктурные конфликты в молодежной среде полиэтнических сообществ // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. С.31-37. 6) Погорелов А.А. Исследование структуры самоэффективности в раннем юношеском возрасте // Известия Южного Федерального университета. Технические науки. 2012. № 10. С.241-247. 7) Толстикова С.Н. Межэтнические конфликты и их профилактика в студенческой среде // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 2. С.95-102.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.