Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Формирование личностных и универсальных учебных действий
на занятиях по дополнительной образовательной программе
«Серебряная струна» с детьми с ОВЗ
Педагог дополнительного образования
Гостева Наталья
Александровна
Березовка
Пермский край
Методическая тема
Формирование личностных и универсальных учебных действий
на занятиях по дополнительной образовательной программе
«Серебряная струна» с детьми с ОВЗ
Педагог: Гостева Н.А.
В настоящее время в каждой учебной группе творческого объединения «Серебряная струна» обучаются дети с ОВЗ. Таких детей становится все больше с каждым годом, что очень печально. Сегодня в группах занимаются дети с разными заболеваниями: Сахарный диабет, заболевания слуха (ребенок со слуховым аппаратом), заболевания нервной системы, ДЦП, F-70. Таким детям требуется повышенное внимание педагога. Ребенок часто чувствует себя ослабленным. Темп работы на занятии замедлен, внимание часто носит рассеянный характер. Такие дети очень стараются быть как все. Им так же интересна деятельность, которой они увлечены. Есть и сложности в освоении образовательной программы.
В стандарте основного общего образования значительное внимание уделяется развитию личности через формирование универсальных учебных действий. В числе метапредметных результатов названы: способность учащихся использовать освоение знания и умения в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с учащимися и педагогом.
К личностным результатам освоения дополнительной образовательной программы «Серебряная струна» можно отнести – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
Для достижения личностных результатов необходимо большое внимание уделять различным формам и методам обучения (на занятиях и культурно-массовых мероприятиях). Считаю, что хорошо использовать метод педагогической поддержки – создание благоприятного психологического климата на занятии; создание ситуации успеха; привлечение детей к планированию занятия, создание ситуации взаимного обучения (сотрудничество, взаимопомощь, работа педагога в сотворчестве с учащимся). Игровые методы. Использование разных форм обучения (групповая, индивидуальная, парная, работа в малых группах) и технологий.
Смыслообразование – установление учащимся связи между цепью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное).
Для формирования личностных УУД у учащихся необходимо обращать внимание на положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Дать возможность осознавать свои трудности, стремиться к их продолжению, освоить новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.
В своей педагогической деятельности для формирования личностных УУД использую следующие приемы и формы работы: творческие задания на рифму, участие в социально - педагогических проектах, система достижений, портфолио, самооценка какого-либо события, происшествия, подведение итогов, участие в создании печатного сборника стихов, песен, авторских произведений, в создании МП-3 диска с авторскими песнями в исполнении учащихся объединения, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, творческих отчетах, творческих встречах.
Содержание программного материала для обучения в объединении «Серебряная струна» позволяет обучащимся формировать все виды УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Познавательные УУД – для их формирования использую в учебной деятельности следующие приемы: работа с таблицами, схемами аккордов, домашние задания исследовательского характера по творчеству бардов, авторов-исполнителей, тест «Барды России» (фотографии, среди них следует отыскать нужного), контрольные тесты.
Ежегодно организовывается экскурсия на фабрику музыкальных инструментов ООО Амистар «Кунгур-мелодия», где учащиеся знакомятся с поэтапным изготовлением гитар по современной технологии. Когда учащиеся выезжают на конкурсы, семинары-фестивали АП разного уровня, имеют возможность побывать и принять участие в мастерской по вокалу, поэтической мастерской, мастерской исполнителя, которые ведут известные современные Российские барды, члены жюри конкурсов-фестивалей, специалисты по вокалу, гитарному мастерству. Такие «мини-мастерские» провожу сама на занятиях, особенно у 1-го и 2-го годов обучения.
Для развития творческих способностей использую
игровую технологию.
Игра «Сочиняйка-1» (каждое слово мини-рассказа должно состоять из 1-2-3 букв не более, учащиеся работают в группе, парами, подгруппами 3-4 человека).
Игра «Сочиняйка-2» (каждое слово в мини-рассказе начинается на заданную букву «С», «П» и т. д.).
Игры на рифмование: «Чистоговорки», «Допиши вторую строчку в рифму», «Допиши по две строчки в рифму».
Игра «Сочини частушку».
Игра «Сочини невероятную историю» про себя, школу, друга, животных.
Игра «Разговор предметов» (носки с кроссовками, гитара со струнами, телевизор с телефоном, нож с хлебом, стена с часами, блокнот с ручкой).
Игра «Слово спряталось» (слово «история» – найти в этом слове еще слова: «рот», «рис»).
Игра «Буриме» (сочинить четверостишие на заданные рифмы: кошка – ложка – окошко - немножко).
Игра «Акростих» - стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какие-либо слова. А также артикуляционная гимнастика для губ и языка в игровой форме.
Упражнения: «Хрюша», «Конфетка», «Длинный нос», «Кошка» и др.
Известная мелодия в необычном исполнении:
- процокать языком,
- прошелестеть бумагой,
- промычать,
- промяукать.
Упражнение «Мотоцикл» (на звук «р» мотоцикл заводится, начинает движение, двигается по прямой дороге, в гору, с горы и т.д.).
Два раза в год учащиеся объединения имеют возможность встретиться с авторами-исполнителями, познакомиться с ними, их творчеством, а также с выпускниками объединения. На творческих отчетах за I и II полугодие «Наполним музыкой сердца» и «Гитара по кругу» учащимся всех годов обучения предоставляется возможность реализовать полученные знания. Ребята 1-го года обучения стремятся быть похожими на старших, стараются самостоятельно найти новые песни для разучивания. После таких мероприятий обязательно проводим «Разбор полетов», где каждый может высказаться, порассуждать, оценить себя и других. Всегда настраиваю на положительный результат, даже если что-то не так получилось, стараемся вместе найти ошибки, причины, и пути их устранения. Некоторые ребята очень эмоциональны и чувствительны, очень волнуются перед публикой,
несмотря на год обучения. Думаю, что необходима в таких ситуациях помощь психолога.
Для формирования регулятивных УУД стараюсь использовать такие формы организации занятий: групповая, индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах, занятие с использованием презентаций, занятие - зачет, занятие «мини-конкурс», занятие «мини-концерт», занятие «мини-фестиваль». Обучащиеся овладевают умением ставить цель, прогнозировать результат, давать самооценку себе.
Хочу поделиться своей оценочной системой, которая прижилась и благополучно работает много лет. Это знаковая система, которая работает на достижение положительных результатов. Стрелочка вверх (↑) – совпадет со школьной «5», стрелка вправо (→) – с оценкой «4», стрелка вниз (↓) – с оценкой «3», также совпадает с уровнями усвоения знаний: высокий, базовый, минимальный. Обучащимся 5-6-7-8 классов эта система нравится. Это дети I – II- го годов обучения, они стремятся достичь самого высокого результата, сдавая зачет. Знаковая оценочная система обеспечивает положительную мотивацию учения, стимулирует обучение учащихся: ориентирует их на успех, отмечает даже незначительные продвижения, поощряет обучащихся, отмечает сильные стороны, позволяет продвигаться в собственном темпе.
Пятиклассники несомненно нуждаются в оценке каждого своего усилия. Как говорят психологи, ведущим мотивом посещения занятий в этом возрасте для большинства является общение. Учащиеся все больше опираются на свои внутренние критерии, сравнивая себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Оценка выступает как катализатор ухудшения или улучшения общения со сверстниками. Основа самооценки – это умение учащегося осознать границы собственных знаний, понимание им того, что он еще не знает.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки. На занятиях учащимся даются самостоятельные задания, зачетные задания, после выполнения работы ребенку предлагается самому оценить свои знания по теме. Если оценка не совпадает, анализируем вместе, что западает, над чем нужно еще потрудиться. Ребенку дается дополнительное время, чтобы подтянуть результат на более высокий. Считаю, необходимо создавать такие условия на занятии, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным. Предлагать такую деятельность, чтобы ребенок справился с ней на «хорошо» и «отлично», что мы успешно и делаем. Каждый ребенок с нетерпением ждет, чтобы любая его деятельность должна была быть оценена. Именно оценка дает ребенку понимание того, что он уже достиг, чем овладел, а что получается у него еще недостаточно хорошо, над чем надо поработать, чему научиться.
Для развития коммуникативных УУД предлагаю использовать такие приемы:
- умение задавать вопросы (зажигающее огонек познавательного интереса, вопросы ведущие к поиску нелегкого решения);
- умение высказать свое мнение;
- умение аргументировать свое мнение;
- прием «Вопросительные слова» (вопросы по теме занятия записываются учащимся на листочке и передаются друг другу);
- прием «свободный микрофон»;
- прием «мозговой штурм»;
- прием «знатоки»;
- прием «взаимообучения»;
- прием «исправить ошибку»;
- прием «сравнение».
На всех этапах работы у обучащихся формируются коммуникативные УУД, обеспечивающие возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать педагога и обучащихся, работающих в одной группе. Работая в группе, обучащиеся учатся планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределяя роли, взаимно контролировать действия друг друга, учатся договариваться, вести дискуссию, давать оценку действиям партнера.
В своей педагогической деятельности использую такие формы организации занятий:
- занятие-путешествие (в тему),
- музыкально-литературная гостиная,
- бард-кафе,
- защита проекта,
- занятие «творческая встреча»,
- занятие-концерт,
- игра в ассоциацию,
- игровые программы (КМР),
- выездные на конкурсы-фестивали.
В своей педагогической деятельности применяю различные педагогические технологии:
- технология проектной деятельности (реализация социально-педагогического проекта «Мы вместе», дети-детям для детей инвалидов, создание нового проекта «Когда была война»),
- технология оценивания,
- технология учебно-игровой деятельности,
- технология внеурочной деятельности.
Хочется обратить внимание на сложившуюся систему внеурочной деятельности, которая включает в себя ставшие традиционными Бард-кафе «Наполним музыкой сердца» и «Гитара по кругу». При подготовке к бард-кафе для решения творческих задач в процессе материала по авторской песне обучащиеся широко используют интернет-ресурсы, сборники специальной и дополнительной литературы. На Бард-кафе обучащиеся дискутируют о значимости ценностей авторской песни, активно участвуют в осмыслении музыкальных образов: рассуждают, обобщают, высказывают собственные суждения о красоте и содержании песен, выделяют общее и особенное в жанре, аргументируют исполнение песен, делают анализ песни, музыки, приходят к выводам.
Овладение обучащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.