Формирование личностных качеств у детей младшего подросткового возраста
Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.
Обсуждение:
Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.
Цель: проанализировать качества личности, повысить стремление развивать в себе положительные качества.
Инструкция: «Прошу всех участников разбиться на три подгруппы. Давайте посмотрим на список качеств личности (показываем список качеств личности, приложение 1). У каждого человека есть свои качества, они уникальны и могут проявляться в различных ситуациях. Прошу одного из участников подгруппы вытянут из «волшебной шляпы» задание и прочитать его своей группе.
развернуть таблицу
|
развернуть таблицу
Обсуждение:
- Как выдумаете у всех ли подгрупп найденные качества соответствуют тому или иному портрету?
- Какие качества можно было бы дописать (дополнить портрет) и почему?
- Какой портрет подростка вам не приятен?
РЕБЯТА,Босс сказал
Шиворот-навыворот
Десять фактов о нас
Цели и возможности применения . Упражнение помогает участникам ощутить себя единойкомандой, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы. Листы формата А4, карандаши.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 12-30 человек.
Процедура:1 . Участники разбиваются на пары, тренер просит каждую пару найти и записать за 3 минуты 10фактов, которые их объединяют. Например: «Мы оба из Воронежа», «Мы оба любим готовить» и т.д.
2. После этого пары объединяются в четверки, которым нужно найти 10 фактов, общих уже для
всей четверки.
3. После того как эти факты записаны, вся команда объединяется вместе и находит 10 фактов,общих уже для всей команды.
Обсуждение. Можно подчеркнуть, как много в нас общего, подчерк нуть, что в команде собралисьне случайные люди, и все мы оказались здесь потому, что нас что -то объединяет. После этого
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам скоординировать своиусилия, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы. Смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски,которые перемешаны и разложены по конвертам (по одной истории на конверт).
Время. 10-12 минут.
Размер группы. 4-20 человек.
Процедура:
1. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один конверт.
2. Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда — это одна семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема — родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды — привести текст в порядок».
Вопросы для обсуждения
1 . Как команда справилась с заданием?
2. Что было сложно?
3. Почему победители победили?
Варианты
1. Можно не делиться на команды, группа получает на всех один кон верт, в котором полоски скусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найтиучастников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
2. Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собратьистории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можнотаким образом собрать поздравления или пожелания.
Цели и возможности применения. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение
убеждать, а также может использоваться для того, чтобы встряхнуть пассивную или уставшую группу.
Время. 10 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
Участники разбиваются на пары и получают следующую инструкцию: «Вы выходите поздно вечером из кинотеатра и вам абсолютно необходимо как можно быстрее уехать. Вы видите, как в нескольких метрах от вас останавливается такси и водитель приоткрывает дверцу, чтобы пригласить пассажира. Вы подходите к такси одновременно с другим человеком (это ваш партнер по игре). Ему тоже срочно нужно ехать, но в другую сторону. Вам нужно решить, кто из вас поедет на этом такси. У вас есть 5 минут, чтобы убедить партнера, что вам такси нужнее».
Вопросы для обсуждения
1 . Кто победил в вашей паре?
2. Как победителю удалось убедить партнера, что такси нужнее именно ему?
Расскажите историю
Цели и возможности применения. Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразования.
Время. 10-15 минут.
Размер группы. 6-20 человек.
Процедура:
1 . Тренер или группа пишут на доске:
¾ ♦ Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.
¾ ♦ Название любого предмета, который можно подарить на день рождения маме.
¾ ♦ Любой вид спорта.
¾ ♦ Любую еду.
¾ ♦ Имя любой знаменитости.
¾ ♦ Любое преступление.
¾ ♦ Любую профессию.
2. Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первыйучастник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь...»
Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению ивключать в рассказ действующих лиц и предметы, написанные на доске.
Вывод. Для эффективного общения в группе необходимо уметь пере давать инициативу и даватьПередать одним словомЦели и возможности применения. Упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций впроцессе коммуникации. Оно особенно полезно в тренинге телефонного общения, также можетприменяться в любых коммуникативных тренингах.
Необходимые материалы. Карточки размером с визитную карточку с напечатанными на нихназваниями эмоций (см. приложение).
Размер группы. 5-20 человек.
Время. 5-10 минут.
Процедура:
1 . Тренер раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показыватьих другим участникам.
2. Далее тренер просит произнести «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией,соответствующей эмоции, написанной на карточке участника.
3. Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.Вопросы для обсуждения
1 . Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
2. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых словпонимаете, в каком настроении ваш собеседник?
3. Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации пер вых слов понимали, что вамздесь не рады?
Назначение:
- снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;
- формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."
Цель:формирование позитивного отношения к себе и окружающим.
Материалы и оборудование: схема для заполнения.
Техника проведения: ребенку предлагается заполнить схему «Мои роли и качества».
Инструкция: сейчас я предлагаю тебе заполнить следующую схему «Мои роли и качества». В центре буква «Я» символизирует тебя. Ты в повседневной жизни выполняешь много ролей, например: сын (дочь), друг, брат, ученик и т.д. Напиши свои роли. Затем возле каждой роли напиши качества, которые характерны для тебя:
«СКАЖИ МНЕ МОЙ СЕКРЕТ». (10 минут)
Ведущий: «Каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, кроме вас самих. Это будет какое-нибудь слово, которое будет прикреплено вам на спину. Ваша задача — отгадать это слово с помощью группы. Группа может молча показывать это слово только с помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться».
Примерный набор слов: ворона, вор, йога, аквариум, кисель, мультфильм, адрес, восход, вышивка, гость, болезнь, воля, свет, лжец, любовь, ученик.
УПРАЖНЕНИЕ «ДИАЛОГ». (5 минут)
Требуются 2-а добровольца. Им дается задание: поговорить друг с другом, но каждый должен говорить на свою тему. Темы написаны на карточках:
- Рассказать об интересном фильме.
- Рассказать, как сильно у тебя болит зуб.
- Рассказать об интересных каникулах.
- Рассказать, как ты получил двойку.
Эти темы знают только говорящие на них.
Затем диалог обсуждается:
- О чем говорил каждый?
- Почему получился или не получился диалог?
УПРАЖНЕНИЕ «СЛЕПОЙ, ГЛУХОЙ, НЕМОЙ». (10 минут)
Участники делятся на тройки. Выбирают себе роли: слепого, глухого, немого.
Отсюда следует: слепой не видит (закрывает глаза), немой не говорит, глухой не слышит.
Ведущий дает инструкцию участникам, которые играют роль немого – договориться о встрече в определенном месте в нужное время (инструкция может быть в печатном варианте).
При выполнении задания пользоваться пишущими предметами нельзя.
1 задание – договориться покрасить забор.
2 задание – встретиться на вокзале в 7 вечера
Вопросы для обсуждения:
- Каким образом вам удалось договориться?
- Как вы думаете, почему нас или мы не всегда понимаем собеседника?
Ведущий просит детей разделиться на две группы. Каждой подгруппе дается по одной карточке с ситуацией, вызывающей неприятные переживания.
Инструкция: Сейчас в каждой подгруппе вам нужно найти три положительные и три отрицательные стороны в каждой ситуации, которые написаны на ваших карточках. У вас есть на это только 15 минут, поэтому поторопитесь.
Содержание карточек.
Карточка 1.
- Я весь вечер провел (а) в одиночестве, и это плохо, потому что …
- Я весь вечер провел (а) в одиночестве, и это хорошо, так как …
Карточка 2.
- У меня неприятности и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это плохо, потому что…
- У меня неприятности и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это хорошо, потому что…
После выполнения задания представитель каждой подгруппы зачитывают свои варианты ответов.
Обсуждение. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Какие аргументы давались легче – положительные или негативные? Как вы думаете почему?
Резюме. Любые события в жизни не являются ни плохими, ни хорошими – все зависит от того, как мы к ним относимся. Например, один человек заболел и ему пришлось отказаться от развлекательной поездки. Он очень расстроился по этому поводу, а потом оказалось, что его друзья попали в катастрофу и погибли.
Самая распространенная ошибка людей – относиться к событиям плохо только потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не такими уж плохими. А иногда случается, что они спасают нас от чего-то худшего.
Чтобы чувствовать себя увереннее и принимать себя таким, какой ты есть, выполним следующее упражнение. Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4.
развернуть таблицу
1 |
2 |
3 |
4 |
развернуть таблицу
Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и вы считаете их положительными.
Можете называть качества одним словом, например «находчивый», «надежный», а можете описать их несколькими словами, например «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».
После того, как задание выполнено, ведущий предлагает заполнить квадрат 3. Напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали.
После того как заполнен 3 квадрат, ведущий предлагает «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы написали в квадрате 3 и переформулируйте их так, чтобы они стали положительными. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все, который принимает вас таким, какой вы есть. Запишите переформулированные качества в квадрате 2.
После того, как заполнен квадрат 2, ведущий предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому, даже наши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1 и переформулируйте их в отрицательные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4.
После того, как все квадраты заполнены, ведущий предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите какой замечательный человек получился!
Теперь наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2 и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться.
А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это всё вы, только с двух точек зрения: с точки зрения друга и сточки зрения врага.
Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я».
Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, а какие труднее?
Резюме. Получается, что мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем относиться к себе как враги, и тогда мы не будем любить себя, а будем презирать себя и невольно будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.
А можем относиться к себе с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным в себе и не старается изображать из себя кого-то, на которого вовсе не похож. Такой человек по-настоящему доброжелательно относится к другим, потому что он умеет увидеть в каждом ценные качества. И окружающие его люди будут относиться к нему также с большой симпатией.
На самом деле, не плохих и хороших качеств, есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых оно помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. И тогда мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.