Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53» общеразвивающего вида
Выступление на педагогическом совете № 2
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»
Тема выступления: «Формирование любознательности и познавательной мотивации в процессе организации экскурсий»
Подготовила: Стороженко Т. Н.
|
2021/2022 учебный год
г. Барнаул
Одной из таких многофункциональных и эффективных форм работы с детьми является экскурсия. Экскурсии, конечно, сложно организовать, это требует большей затраты сил и времени от воспитателя. Однако же отказ от них – большая ошибка, поскольку правильно организованная экскурсионная деятельность воздействует на формирование общей культуры личности, развивает социальные, нравственные, коммуникативные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка, пробуждает в нем познавательную активность и живой интерес к миру, в котором он живет.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.
Среди форм включения дошкольников в исследовательскую деятельность в частности в экспериментирование используются разные формы учебно-воспитательного процесса. Но ведущую роль среди них, особенно в дошкольных образовательных учреждениях, играет экскурсия.
Основное значение экскурсий для детей дошкольного возраста в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче – обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.
Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в системе работы по конкретному разделу знаний. Для экскурсии отбирается небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие наблюдательности, интереса, положительного отношения и т. д.
На экскурсии основной метод – наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживание); волевых (усилие для сохранения внимания, активизация работы памяти).
В экскурсионной деятельности важным является то, что ребенок эмоционально глубоко вовлечен в процесс познания. То, что еще вчера было для ребенка лишь условным набором знаний, после посещения экскурсии может стать личностно значимым.
Подготовка к экскурсии, составление плана похода, сама экскурсия, обсуждение впечатлений – все это не может не иметь мощного педагогического эффекта, не способствовать развитию познавательной активности дошкольника.
Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения экскурсий. Например, в младшем дошкольном возрасте такие мероприятия проводятся только внутри детского сада (знакомство с его внутренним устройством и экскурсии по участку), и лишь со второй половины года планируются короткие посещения близлежащего парка или луга.
В среднем и старшем дошкольном звене практикуются самые разные природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного края. Оптимально проводить такую работу ежемесячно.
Число детей, принимающих участие в экскурсии, опять-таки зависит от их возраста: чем младше ребята, тем малочисленнее должен быть их коллектив. Так, с младшими дошкольниками целесообразно проводить мероприятия с подгруппой из 6–12 человек с примерно одинаковым уровнем развития.
Что касается приёмов проведения экскурсии, то при работе с малышами они носят в основном наглядно-действенный характер. В более старшем возрасте больше внимания уделяется доносимой до детей информации.
Начиная со средней группы, воспитатель обязательно проводит анализ экскурсии после её окончания. Ребята подводят итоги познавательной деятельности (что касается средней группы, то детям в этом помогает педагог), дают ей эмоциональную оценку.
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных экскурсий составляет обычно 2 – 6 км. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах – 40 – 50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.
По месту проведения экскурсии подразделяются на
Основные методические приемы проведения экскурсий:
Элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);
Исследования (выполнение простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание альбома «Наша армия родная»);
Задания (прочитать текст на мемориальной доске, сравнить форму иголок у пихты и ели и т.д.);
В зависимости от объектов посещения можно выделить различные виды экскурсий в ДОУ.
Природоведческая экскурсия
Природоведческой экскурсии нацелена на то, чтобы познакомить дошкольников с миром природы, накопить у них представления о различных её объектах. Такие мероприятия обычно ставят перед детьми конкретные задачи. Например
например, изучение строение дерева
познакомить с первыми весенними проталинами;
рассмотреть пробивающуюся из-под земли травку;
рассмотреть сосульки, проанализировать их цвет, размер, структуру;
выяснить, какие насекомые обитают на лугу;
собрать шишки, отличая при этом сосновые от еловых;
увидеть настоящий ручей.
Тем не менее, каждая прогулка на природу даёт ребятам массу впечатлений и вопросов для размышления, не предусмотренных планом.
Природоведческая экскурсия, как правило, имеет определённую структуру:
вступительная беседа;
совместное с воспитателем наблюдение за объектами природы;
самостоятельное наблюдение дошкольников;
сбор природных материалов (зависит от времени года);
игровые действия с собранным материалом;
подведение итогов экскурсии.
Знания, приобретённые в ходе природоведческой экскурсии, обязательно впоследствии нужно закреплять на занятиях в группе, в дидактических играх. что касается собранного материала, то он размещается в уголке природы: цветочки ставятся в вазы, растения же можно посадить в горшочки, шишки, каштаны и жёлуди складываются в контейнеры (позднее их можно использовать для создания поделок).
Достоинство природоведческой экскурсии в том, что она знакомит дошкольников с объектами природы в их естественной обстановке. Такие прогулки развивают стремление познавать окружающий мир, воспитывают у ребят эстетические чувства, умение видеть и беречь красоту природы.
Конкретные маршруты природоведческой экскурсии — это прогулки по территории детского сада (преимущественно в младшем дошкольном возрасте), целевые прогулки по родному городу (когда акцент ставится именно на окружающую природу), поход в близлежащий парк, сквер, на луг, поле или к водоёму (реке, пруду, озеру).
Постепенно из различных экскурсий у ребёнка складывается целостный образ природы родного края, Малой Родины.
Экологическая экскурсия как разновидность природоведческой направлена на установление разного рода связей в мире природы:
между органами живых существ (растений и животных) и выполняемых ими функциями;
между особенностями образа жизни организмов и средой, где они обитают;
между разными организмами в пределах одной экосистемы.
Экскурсия на сельскохозяйственные объекты позволяет ребятам составить представление о человеческом труде. Это прогулки в поле в период вспахивания, сева, уборки урожая, посещения луга во время уборки сена или выпаса скота, сельскохозяйственной фермы, оранжереи, теплицы, зоопарка (где человек ухаживает за животными). Посещение таких объектов демонстрирует дошкольникам, как человек может влиять на природу, выращивает самые разные растения и животных, использует машины, ответственно относится к своей работе.
Экскурсия в теплицу покажет ребятам, как взрослые выращивают сельскохозяйственные культуры
Экскурсия в осенний лес позволяет ребятам закрепить признаки осени
Экскурсия на водоём. Ребята узнают, что водоём — это целый мир со своими обитателями
Посещение музеев и памятников
Музейные экскурсии приобщают дошкольников к миру культурных ценностей, а также к истории родного края. Они способствуют формированию художественного вкуса, ведь, ребята не просто воспринимают красоту произведений искусства, а дают им эстетическую оценку (речь, в первую очередь, идёт об искусствоведческих экскурсиях).
Музейная педагогика приобщает детей и к красоте народного быта. Кстати, музеи русской избы создаются во многих дошкольных учреждениях. Это очень полезно для воспитания в дошкольниках патриотизма и трепетному отношению к культуре своего народа. Всегда интересно проходят посещения музеев народных промыслов (ведь, ребята затрагивают эту тему на занятиях по изобразительному творчеству в детском саду).
Чтобы мир музейных экспонатов стал для ребёнка доступным и значимым, педагоги должны тесно сотрудничать с музейными работниками. Это позволит ребятам проникнуться такими сложными темами, как, например, история Великой Отечественной войны. Воспитывать у ребят патриотические чувства и интерес к военному прошлому своего родного края помогают экскурсии на исторические памятники и мемориалы.
Посещение краеведческого музея даёт детям возможность лучше узнать историю родного края
Экскурсия на производство с дошкольниками
В старшем дошкольном возрасте можно организовывать производственные экскурсии. Это развивает у детей интерес к разным профессиям, воспитывает уважительное отношение к труду работников заводов, фабрик и прочих учреждений.
Например, побывав на фабрике игрушек, ребята познакомятся с неизвестными им профессиями, узнают, какой вклад они вносят в процесс создания куклы. Это дизайнеры и технологи, швеи и художники, сборщики и упаковщики и пр. – всего около 100 наименований. Дошкольники увидят не только непосредственно процесс производства, но и узнают, как достигается качество продукции. А рассказ о том, что производитель несёт ответственность за этот важный показатель даст юным экскурсантам возможность понять, что такое социальная ответственность.
Конечно, больше всего ребятам нравятся посещения предприятий, которые выпускают интересующую их продукцию — это конфеты и мороженое, игрушки и ёлочные украшения. Однако не стоит ограничивать круг маршрутов только этим. Дошкольники с удовольствием отправятся и на бумажную, и на мебельную фабрику, если воспитатель создаст у них соответствующую мотивацию (например, после поездки сконструировать игрушечную мебель в группе).
Производственные экскурсии очень важны и в патриотическом плане: дети начинают гордиться своим городом и страной. Ведь, некоторые заводы работали ещё в годы Великой Отечественной войны, люди думали о том, как помочь своему народу. Посещения современных молодых предприятий воспитывает в ребятах интерес к разным профессиям, желание хорошо учиться, чтобы в будущем трудиться в родном регионе.
Экскурсия в библиотеку
Детские сады традиционно сотрудничают с библиотеками. Цель такого взаимодействия — пробуждать в детях интерес к чтению, познанию новой информации, раскрытию своих предпочтений. Экскурсии в «дом книги», как правило, проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет).
Обычно библиотекари используют для таких встреч нестандартные сценарии: устраивают викторины, круглые столы, презентации, мини-спектакли с участием сказочных персонажей. В результате таких мероприятий большинство дошкольников выказывают желание прийти в библиотеку ещё раз вместе с родителями, записаться, чтобы брать книги домой.
Перед каждой экскурсией воспитатель беседует с ребятами о культуре поведения в библиотеке: разговаривать здесь можно только шёпотом, внимательно слушать библиотекаря, с книгами обращаться очень осторожно.
Чтобы ещё больше заинтересовать детей посещением библиотеки, воспитатель продумывает мотивацию: например, сообщает, что так хотелось прочитать им одну книгу, но её нет в группе, и она не продаётся в магазине. А в библиотеке такое издание как раз есть.
Также для поддержания интереса к «дому книги» полезно проводить анкетирование среди родителей (чтобы выяснить, читают ли они своим детям книги, учитывают ли мнение ребёнка при покупке нового издания), устраивать семейные конкурсы на изготовление «книжки-малышки» в подарок воспитанникам младших групп.
Экскурсия по детскому саду
Пожалуй, самая первая экскурсия, которая предлагается дошкольникам (обычно воспитанникам второй младшей группы), — это путешествие по своему детскому саду. Данная прогулка учит малышей ориентироваться в помещении, знакомит со структурными подразделениями учреждения, воспитывает доброе отношение к сотрудникам и уважение к их труду.
Обычно детям показывают кухню, медицинский кабинет, прачечную (можно также ненадолго заглянуть в кабинет заведующего). На кухне внимание дошкольников обращается на вкусные запахи, ребята рассматривают различные атрибуты повара (предметы посуды, духовой шкаф, плиты, мясорубка, весы для взвешивания продуктов и пр.). Педагог с ребятами обязательно благодарят сотрудников за вкусную еду, которую они ежедневно для них готовят.
В медицинском кабинете малыши знакомятся с работой медицинской сестры. Она показывает им различные инструменты, приборы для взвешивания и измерения роста. Также можно научить ребят, как правильно обрабатывать ранку.
Чтобы заинтересовать дошкольников путешествием по детскому саду, педагог продумывает соответствующую мотивацию, например, показывает письмо от сотрудников, которые приглашают детей в гости. Перед посещением кабинета медсестры, можно прочитать детям стихотворение «Прививка» С. Михалкова, организовать с ними сюжетно-ролевую игру «Больница».
Экскурсия в школу
В подготовительной группе часто устраиваются экскурсии в школу. Ведь, ребята, конечно же, стремятся побольше узнать о предстоящей им жизни ученика. Дети знакомятся с такой важной для общества профессией учителя, исследуют внутреннее устройство школы, узнают, как вести себя в этом заведении. Дошкольники стремятся как можно скорее стать взрослыми, поэтому у них, наверняка, вызовет восторг предложение учителя присесть за школьные парты.
Накануне посещения школы воспитатель предлагает ребятам для рассматривания картинки на эту тему, показывает им портфель им различные канцелярские принадлежности, рассказывает интересные случаи из своей школьной жизни.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:
1. Мультимедийные презентации («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
2. Видеоэкскурсии (Экскурсия по заводу для дошкольников, «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т. д.);
3. Интерактивное общение расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!», сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.
Другие варианты экскурсий
Педагог может организовать для своих воспитанников и прочие варианты интересных экскурсий. Это может быть посещение почты (где дети увидят, как сортируют и хранят посылки), пожарной части (ребята узнают устройство пожарной машины, смогут примерить атрибуты пожарного), супермаркета (как вариант занятия по экономическому воспитанию), прогулка к близлежащему перекрёстку (с целью закрепить правила дорожного движения) или просто путешествие по соседним улицам с определённой целью (например, поговорить об истории зданий).
Картотека экскурсий
В соответствии с видами экскурсий воспитатель формулирует их темы. Можно рассмотреть следующие варианты для различных возрастных групп.
Вторая младшая группа
«Путешествие по детскому саду», «В гости к поварам», «Знакомство с медицинским кабинетом».
Экскурсии по участку детского сада: «Первая травка», «Наша красивая клумба», «Осенний наряд деревьев».
Средняя группа
«В гости к обитателям луга», «Наше озеро», «Прогулка к реке» (цель: показать отличительные особенности каждого вида водоёма), «Прогулка в зимний день», «Весеннее путешествие», «Осень на участке» (цель: показать ребятам несколько признаков каждого времени года).
«Прогулка к светофору», «Путешествие к перекрёстку».
«Прогулка в супермаркет» (цель: показать дошкольникам отличие супермаркета от обычного магазина, где нет самообслуживания).
Старший дошкольный возраст
«Золотая осень в парке», «Разгулялся день весенний», «Зимняя сказка» (цель: найти признаки каждого времени года в парке, сквере, на участке), «Как устроена теплица», «Оранжерея», «Путешествие в зоопарк» (цель: показать, как люди ухаживают за растениями и животными), «Путешествие в музей природы» (цель: подчеркнуть уникальность природных объектов, воспитание к ним бережного отношения, словно к экспонатам музея), «Мы друзья природы» (цель: показать на конкретных примерах, как человек может помогать природе, например покормить птиц или рыбок в водоёме).
«Дом, где живут книги» (экскурсия в библиотеку).
«Как устроена почта».
«В гости к пожарным».
«Знакомство со школой» (как вариант «В гости к учителю», «Скоро в школу»).
«Экскурсия в краеведческий музей», «Добро пожаловать в музей русской старины», «Экскурсия в музей воинской славы» (как вариант «Вспоминая годы Великой Отечественной войны»)
Экскурсии — важная часть педагогического процесса в ДОУ. Для детей это не просто интересное времяпрепровождение, но и образовательная деятельность, развивающая мышление, формирующая эмоциональную сферу, тренирующая также и физическую выносливость. За счёт наглядности и доступности в процессе экскурсии ребята незаметно для себя усваивают новые знания и получают массу положительных эмоций. В результате у дошкольников воспитываются эстетические чувства, любознательность, уважение к чужому труду, гордость за свою малую Родину, стремление оберегать природу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.