Формирование медиакомпетентности обучающихся в образовательно-профориентационном проекте «SchoolSkills»
Оценка 4.9

Формирование медиакомпетентности обучающихся в образовательно-профориентационном проекте «SchoolSkills»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитание
Взрослым
18.04.2020
Формирование медиакомпетентности обучающихся в образовательно-профориентационном проекте «SchoolSkills»
Ранняя профессиональная ориентация, формирование новых компетенций обучающихся, предпрофессиональная подготовка в школах, внедрение инновационных разработок в области образования - все это целевые направления многочисленных отечественных проектов, один из которых «SchoolSkills» Лаборатории Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ», резидента инновационного центра «СКОЛКОВО». В этот проект включены основы предпрофессиональной ориентации детей и молодежи в разных сферах. Мультимедийная журналистика в данном проекте – одно из важных направлений, которое способствует формированию медиакомпетентности и медиакультуры участников образовательного процесса.
203 Владивоток 2019.docx

Формирование медиакомпетентности обучающихся в образовательно-профориентационном проекте «SchoolSkills»

 

 

Кузьмина Маргарита Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры предметных областей, Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области», [email protected]

 

Ранняя профессиональная ориентация, формирование новых компетенций обучающихся, предпрофессиональная подготовка в школах, внедрение инновационных разработок в области образования - все это целевые направления многочисленных отечественных проектов, один из которых «SchoolSkills» Лаборатории Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ», резидента инновационного центра «СКОЛКОВО». В этот проект включены основы предпрофессиональной ориентации детей и молодежи в разных сферах. Мультимедийная журналистика в данном проекте – одно из важных направлений, которое способствует формированию медиакомпетентности и медиакультуры участников образовательного процесса.

Медиакоммуникации и мультимедийная журналистика в настоящее время чрезвычайно актуальные направлений предпрофессиональной и профессиональной подготовки молодежи, важные для ее обучения и воспитания.

Учитывая данную ситуацию, Лига юных журналистов Кировской области, совместно с Институтом развития образования Кировской области, на протяжении трех лет проводит региональные этапы чемпионатов WorldSkills, JuniorSkills, SchoolSkills по компетенции «Мультимедийная журналистика».

Участвуя в чемпионатах молодежь познает различные рабочие профессии, описывает их в формате лонгридов, видео, фото, инфографики, текстов, учится работать в команде, ответственно относиться к создаваемой информации для сети интернет, грамотно, аккуратно, точно в срок, и при этом творчески выполнять работу по созданию мультимедийного контента.

Цель чемпионатов - развитие профессионального образования, повышение престижа рабочих профессий, формирование медиакомпетентности молодежи. Мультимедийная журналистика, в рамках чемпионата выступает не только как одна из конкурсных компетенций, но и как направление, продуцирующее идеи по презентации актуальных для общества профессий. Относительно мультимедийной журналистики, целью чемпионатов является расширение кругозора молодежи, формирование грамотности, медиакультуры, коммуникативных навыков, основ профессиональной подготовки с опорой на передовой отечественный и международный опыт.

В рамках подготовки к участию в чемпионатах каждый школьник имеет возможность пробовать себя в сферах, близких к выбранной профессии, а также осваивать профессии будущего.

Дети информационного общества, так называемое поколение Z родившихся после 1995 года, с самого детства используют цифровые технологии и приобретают виртуальный опыт, который пришёл на смену реальному личному жизненному опыту, а также опыт работы и общения. Они могут одновременно выполнять несколько разнообразных операций: слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Их не пугает виртуальный мир, для них это среда обитания, такая же привычная и понятная, как мир реальный.

В отличие от реального опыта, виртуальный появляется в процессе имитации реальной действительности, взаимодействие с которой порождает особый тип мышления подростка в его взаимодействии с действительностью. В виртуальном мире проходит не только общение, но и, в значительной степени, становление, развитие, формирование современного ребенка.

В ближайшее время появится поколение суперцифровых людей, для которых многие из привычных нам вещей станут анахронизмом, мешающим развитию, движению вперед, овладению новыми технологиями, знаниями. Важно помочь детям освоиться в стремительно развивающемся мире, сделать все, чтобы медианасыщенная среда была максимально полезной, комфортной и безопасной для молодого поколения.

Разнообразные мультимедийные составляющие образовательного процесса могут создавать под руководством взрослых сами дети, которые легко справляются с многочисленными сетевыми и мобильными медиасервисами, познают и отражают в медиа окружающий мир. Актуальны направления по включению готовых и создаваемых в процессе обучения детско-взрослыми командами интерактивных заданий и облачных ресурсов: интеллект-карты, скрайбинг, сторителлинг, интерактивные плакаты, он-лайн тестирование, ленты времени, подкасты, видеоролики и т.д., что делает процесс обучения увлекательным и продуктивным.

Геймификация или игрофикация создает возможность интересной и познавательной коллективной деятельности, а облачные технологии: коллективные виртуальные доски, коллективные документы, коллажи, презентации, блоги, форумы, чаты – пространство сетевого виртуального общения единомышленников из любой точки нашей страны.

Школьнику гораздо сложнее, чем взрослым ориентироваться в информационном потоке, так как поступающая информация избыточна, а опыта ее отбора и обработки недостаточно, но при этом имеется доверчивость и любопытство. Школьный учитель на уроке, обучая предметным понятиям (как найти информацию, отобрать важную, проверить ее в нескольких различных источниках, обработать и представить в необходимой форме), добивается метапредметных (как грамотно и безопасно общаться, как успеть выполнить задание, какой способ, программу или среду лучше использовать) и получает самые важные – личностные (если сам учитель ими обладает).  

Рассмотрим несколько медийных объектов, актуальных для мультимедийной журналистики и проекта предпрофессиональной ориентации «SchoolSkills». Инфографика, как прием работы с совокупностью объектов (текстовых, графических, числовых), применяется очень давно. Используя для ее создания современные медисервисы easel.ly, infogr.am, pictochat.com, canva.com и другие, мы не только меняем текстовый формат данных на графический, интерактивный, оперативно вносим правки в создаваемые текст, но и воспитываем разумных пользователей готовых шаблонов. Педагогу предстоит научить школьника создавать инфографику и рассказать о применении шаблонов и их конструировании.

Формат подачи текстовых данных «Облако тэгов» или «Облако слов» в сервисах WordArt.com, Tagxedo.com, Wordle.net, Worditout.com, Tagul.com, Tagcrowd.com, Imagechef.com, WordCloud превращает текст в элемент графического оформления, эффектно подготовленного задания, рефлексии. Данный объект создается с помощью сетевых медиасервисов и находит массовое применение только благодаря интернет технологиям.

Особого уважения заслуживает разработка школьниками и педагогами мультимедийных лонгридов, которые можно сравнить с мультимедийными очерками, книгами, длинными публикациями в журналах. Создавать их можно в сервисах Tilda.cc, Storify, Storyful, Readymag. В динамике жизненного ритма, когда мы читаем новости традиционных сайтов на мобильных гаджетах, лонгрид незаменим для педагога в том случае, когда важно создать «длинное чтиво» литературного, описательного, научного, исследовательского, образовательного, а также репортажного характера.

Мультискрипт ориентирует педагога на подготовку многофункциональных произведений, а для его создания применяются сервисы типа Movenote, платформа для объединения в видео информации разных типов Meograph.com и другие.

«Ожившие» истории, дополненные звуком или музыкой – это сторителлинг, который можно делать с помощью сервисов booktrack.com, Storybird.com, Cowbird.com, Canva.com. Педагогу важно подготовить ребенка как к работе с текстом, графикой, музыкой, так и к гармоничному сочетанию разных медийных форматов, формированию знаний по основам композиции, цветоведению.

Для решения множества различных задач создается Скрайбинг: рекламная, инструктивная, ознакомительная и другая информация. Ряд медиасервисов: moovly.com, sparkolpro.ru, animoto.com, xplainto.me («объясняшки») и другие упрощают работу команды при подготовке анимации, помогают рассмотреть в деталях этапы ее создания.

Хорошим инструментом для педагога служат интеллект-карты или ментальные карты. Сервисы Bubbl.us, Mindomo.com, SpiderScribe.net, Cacoo.com, ExamTime.com, Wisemapping.com, Coggle.it помогают создавать такие карты, структурировать отчетность и работу команды, которая становится более понятной и четко организованной. Трехмерности интеллект-картам придают графы в Gephi.org и других медиасервисах.

Если презентационной материал требует публичности, то мы его размещаем с помощью ряда сервисов, предназначенных для этих целей: Docme.ru, Slideshare.net, Ru.scribd.com, Calameo.com, Scoop.it, Youtube, Ru.pinterest.com и других, где легко зарегистрироваться и разместить свою работу. Опубликованными материалы можно поделиться в социальных сетях, получить ссылку для отправки по электронной почте, а также HTML код для размещения материала на сайте или блоге.

Электронная книга, которую можно сделать в FlippingBook.com, Flipbuilder.com, других сервисах и приложениях – способ сохранения, представления и даже «монетизации» интеллектуального труда. В электронную книгу можно добавлять различные медийные объекты, гиперссылки, логотипы, знаки авторского права.

Для организации коллективной работы, которая сразу может быть опубликована в сети, пользуются информационными стенами Padlet.com, Linoit.com, Realtimeboard.com, интерактивными плакатами Thinglink.com, Tackk.com, Tumblr.com, Pinterest.com, глогами Edu.glogster.com, где можно размещать и комбинировать изображения, графику, аудио, видео, текст на одном цифровом полотне.

Для решения различных задач применяется дополненная реальность - QR код, который можно сделать в Qrcoder.ru. Это способ перехода от печатного материала к сетевому ресурсу с помощью камеры мобильного телефона и бесплатного приложения.

Образовательные интерактивные ресурсы, дидактические материалы создаются в сервисах Learningapps.org, Learningsnacks, Umapalata.com, WordLearner, BrainFlips, FlashcardMachine, PhotographPuzzle, Puzzing.ru, JigZone, JigsawPlanet, PuzzleCreation, PuzzleIt, Wixie, JeopardyLabs, StudyStack, СlassTools и других, где есть готовые шаблоны и можно создавать свои мультимедиа.

Кардинально меняют работу медиапедагога и его команды многочисленные мобильные технологии. В любом месте, где есть выход в интернет, теперь может быть размещена мобильная студия. Социальные сети с возможностью трансляции (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram), Skype, Viber, WhatsApp, Periscope и другие ресурсы открыты для этого.

Задача педагога - формировать грамотное и медиабезопасное поведение воспитанника в информационном пространстве. В эпоху медийности, открытости, доступности, рационализма важно воспитывать гражданственность и ответственность жителя информационного века.

Учитывая технологизацию и медианасыщенность сегодняшнего и будущего общества, важность получения и усвоения знаний для успешного развития личности, приобретения умений, навыков в различных сферах медиадеятельности, можно утверждать, что медиакоммуникации, мультимедийная журналистика и другие актуальные направления творчества и созидания информационном пространстве - необходимые направления формирования медиакультуры и медиакомпетентности современного подростка.

 

Литература:

1.                     Кузьмина, М. В. Облачные технологии как инструмент в работе современного медиапедагога / Детское кино - детям [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Актуальные проблемы кинопедагогики и медиаобразования» IX Всероссийского детско-юношеского кинофестиваля 19-20 апреля 2018 / сост. В.В. Солдатов, предисл. О.А. Баранова. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018.


 

2.                     Скачано с www.znanio.ru

Формирование медиакомпетентности обучающихся в образовательно-профориентационном проекте «SchoolSkills»

Формирование медиакомпетентности обучающихся в образовательно-профориентационном проекте «SchoolSkills»

Дети информационного общества, так называемое поколение

Дети информационного общества, так называемое поколение

Педагогу предстоит научить школьника создавать инфографику и рассказать о применении шаблонов и их конструировании

Педагогу предстоит научить школьника создавать инфографику и рассказать о применении шаблонов и их конструировании

В электронную книгу можно добавлять различные медийные объекты, гиперссылки, логотипы, знаки авторского права

В электронную книгу можно добавлять различные медийные объекты, гиперссылки, логотипы, знаки авторского права
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020