Специфика развития познавательных и коммуникативных умений у младших школьников
Оценка 5

Специфика развития познавательных и коммуникативных умений у младших школьников

Оценка 5
Исследовательские работы +2
docx
воспитание +1
1 кл—4 кл
24.12.2024
Специфика развития познавательных и коммуникативных умений у младших школьников
Специфика развития познавательных и коммуникативных умений у младших школьников.docx

Специфика развития познавательных и коммуникативных умений у младших школьников

 

Младшим школьным возрастом является период с 6-7 до 10-11 лет, время обучения в начальных классах. В данный период формируется отношение детей к учебе, происходит изменение в интеллектуальном развитии. Именно в начальных классах у детей расширяется восприятие окружающего мира, обогащается сфера общения, усиливается необходимость в самостоятельной познавательной деятельности.

Познавательные умения представляют собой способность детей работать с информацией. Они направлены на развитие интеллекта у учащихся. К формированию этих умений у школьников относятся:

·                    правильное чтение текстов различных жанров, стилей согласно целям и задачам;

·                    построение рассуждений, соотнесение понятий, усвоение логических действий;

·                    выявление сущности особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

·                    использование базовых предметных и межпредметных понятий в деятельности, которые показывают между объектами и процессами важные связи и отношения;

·                    нахождение способов решения проблем творческого и поискового характера (необходимо использовать одну форму части речи).

Познавательными умениями считают действия, благодаря которым осуществляется процесс познания школьника. К таким действиям относятся: анализ, синтез, сравнение, доказательство, логическое рассуждение, выдвижение обоснованных гипотез, правильно построение высказываний и др.

Познавательные умения также представляют способность детей сознательно         управлять такими познавательными психическими процессами, как внимание, мышление, память, восприятие, воображение, речь.

Вниманиенаправленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности [3, с. 108]. Над изучением внимания работали Д.Е. Бродбент, Н.Н. Ланге, И.П. Павлов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский. Произвольное внимание у ребенка слабо развито, необъемно и неустойчиво. Из-за этого он не может долго сидеть на месте, ему нужна смена деятельности. Ребятам трудно сконцентрироваться в монотонной, трудной и не привлекающей их деятельности, которая требует умственное напряжение. Учитель удерживает их внимание с помощью смены деятельности, игровых компонентов, изменяет темп голоса или интонацию. Ребенок может очень долго заниматься, пока у него есть интерес. В деятельности, которая его не привлекает, он будет отвлекаться. С помощью словесных указаний можно привлечь внимание ребенка.  Он может проговаривать, что он должен сделать в работе, и в какой последовательности он будет ее выполнять. Произвольное внимание является элементом самоконтроля. С новым годом обучения дети начинают самостоятельно ставить цели, формировать собственный интерес и осуществлять самодисциплину.

Мышление – психический про­цесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека [2, с. 205]. Мышление исследовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Любопытство детей направлено на изучение окружающего мира и создание собственной картины этого мира. Они стремятся к познаниям, овладение которыми происходит через большое количество «как?», «зачем?» и «почему?». При появлении определенных проблем ребенок стремится разрешить их, однако он не может решать задачи в уме. Он представляет истинную обстановку и работает в ней в собственном мышлении. Подобное мышление называется наглядно-образным. Главным типом мышления в младшем школьном возрасте является образное мышление. Особенную значимость в формировании мышления обучающихся имеют действия моделирования: кратко повторить текст, сделать запись задачи, сформулировать план изложений.

Память – форма психического от­ражения действительности, заключающая­ся в закреплении, сохранении и последую­щем воспроизведении человеком своего опыта [2, с. 249]. Память изучали Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, Г.Э. Мюллер, И.П. Павлов, А.А. Смирнов, Э.Л. Торндайк, Г. Эбингауз. У младших школьников хорошо развита непроизвольная память. Они отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Яркие и положительные эмоции помогают легче усвоить материал. Для этого можно использовать таблицы, игрушки, красочные рисунки. Игра до сих пор является источником получения информации. Детям очень легко рассказать материал не тот, который нужно рассказать по порядку, а тот, который запомнился им по ярким моментам.

Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, не­посредственно воздействующего на анали­затор или систему анализаторов [2, с. 56].  Исследованием восприятия занимались такие ученые, как В.Н. Дружинин, Р. Крачфилд, Д. Креч, Н. Ливсон, А.Г. Маклаков, С.П. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе. Восприятие начинает развиваться в дошкольном возрасте. Школьники еще не могут управлять вниманием, не умеют сами анализировать предметы. Они недостаточно конкретно воспринимают разные свойства и особенности предметов, их интерес ориентирован на предмет в целом, а отдельные стороны не замечаются. Поэтому могут происходить ошибки во время чтения или написания слов. Для формирования внимания у детей педагог должен развивать внимательность. Со временем дети осваивают способность свободно и поочередно наблюдать окружающее, объединять наблюденные в жизни факты с информацией, приобретенных из объяснений учителя или книг.

Воображение универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки со­держания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоци­онально-смыслового опыта [2, с. 55]. Воображение исследовали Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Воображение представляет огромную значимость в жизни ребенка. Он может организовать мотивацию предстоящих действий с помощью хороших или плохих побуждений в своем воображении. Воображение – это один из путей освоения окружающего мира ребенком. Оно развивает способности к творчеству. Сведения, которые даются в начальных классах, обычно даются в форме схем, описаний, изображений. И овладение этими сведениями зависит от умения воображать, представить образы, которые предъявляют. На данный момент у школ нет условий, чтобы развивать творческие способности, хотя способности детей достаточно обеспечены.

Развитие речи – воз­никновение понимания речи и ее воспро­изведение в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистиче­ских структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения [2, с. 323]. Изучением развития речи занимались Э. Бейтс, Ш.П. Бутон, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, Т.Н. Ушакова. Развитие речи является базой повышения успеваемости. С помощью речи расширяется область общения. Примером для детей в начальных классах является грамотная речь учителя. Понимание речи ребенком очень важная часть. Без нее ребенок не сможет усваивать учебный материал, и понимать его смысл.

Общение же является значимым для развития ребенка. Школьники начинают считать себя личностью и стремятся к совершенству. Это отражается на взаимоотношениях со сверстниками. Они учатся искать друзей и общий язык с ними.  Сначала они ведут себя так, как принято в группе, а потом начинают стремиться к лидерству, сравнивают себя с другими, из-за чего начинается соперничество. Развивается и способность к сотрудничеству. Дети договариваются, уступают друг другу, учитывают желания других.

Формирование коммуникативных умений у младших школьников — одна из важных проблем, т.к. сформированность этих умений влияет на развитие личности, процесс социализации и результат обучения детей. В процессе общения коммуникативные умения формируются и совершенствуются. Под коммуникативным умением понимается способность и готовность к общению. Изучением коммуникативных умений занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Р.С. Немов

ФГОС НОО второго поколения ориентирует на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. В частности стандарт нас ориентирует на то, что выпускник начальной школы должен уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою точку зрения, высказывать своё мнение. Стандарт выдвигает требования к сформированности коммуникативных умений младшего школьника. Научить его принимать решения, быть мобильным и коммуникабельным, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, иметь стойкую мотивацию к учению и познавательной деятельности, иметь системы значимых социальных и межличностных отношений [4].

А.Н. Леонтьев, С.Д. Максименко, К.К. Платонов, Б. Теплов, К Роджерс считают, что именно коммуникативные умения являются важнейшим фактором самореализации личности ребенка. Ученые отмечают, что на основе одинаковых задатков могут формироваться различные коммуникативные способности, что зависит от окружающей среды ребенка, и определяется условиями воспитания, особенностями социализации, которые либо способствуют развитию способностей, или, наоборот, его тормозят.

Если в младшем школьном возрасте ребенок не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это потом будет значительно труднее.

К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:

·                    сотрудничество с учителем и сверстниками;

·                    сотрудничество в поиске и сборе информации;

·                    разрешение конфликтов;

·                    контроль над поведением партнера;

·                    умение выражать свои мысли;

·                    владение формами речи, такими как монологи, диалоги.

С поступлением ребенка в школу увеличивается время на общение с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. В общении присутствуют деловые темы. В первом классе ребенок выбирает партнера по общению, смотря на оценки учителя, успехи в учении, а уже в 3-4 классе выбор связан с личностными достоинствами и формами поведения партнера. Меняются отношения со взрослыми, главным авторитетом становится учитель. Дети младшего школьного возраста ориентируются больше на мнение учителя, чем одноклассников. У младшего школьника значительно расширяется круг общения: у него есть товарищи по классу, по совместной деятельности, во внешкольных делах. Однако потеря товарища не становится предметом глубоких переживаний, как правило, быстро находится замена. Младшие школьники легче осознают поступки и мотивы других людей, чем свои собственные.

Исходя из того, что развитие умений зависит от социокультурных условий и социального круга общения, А.В. Касьянова считает, что в педагогической практике необходимо: учет индивидуальных потребностей и интересов ребенка, применение эффективных технологий по распространению и совершенствованию необходимых коммуникативных знаний, формирование коммуникативных умений; актуализация познавательных процессов, которые обеспечивают процесс общения, установления благоприятного социально-психологического климата; оптимизация межличностных отношений, интенсивность контактов в общении; обеспечение субъективного общения на основе диалогового взаимодействия и инициативность коммуникативного поведения [1].

Стоит также отметить что, когда учитель организует групповую деятельность, он должен научить детей:

·                    распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности.

·                    быть руководителями в групповой деятельности.

·                    подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями.

·                    умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.

·                    создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения.

·                    быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели; в то же самое время не ущемлять интересов других членов группы.

·                    вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.

·                    снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.

При правильной организации учителем групповой деятельности, будет обеспечиваться социальная и моральная поддержка, способствующая развитию личности.

Можно сделать вывод о том, что коммуникативные умения формируются через общение, которое необходимо для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности, групповой работы. В ходе групповой деятельности у младших школьников формируются коммуникативные умения, которые обеспечивают сотрудничество учащихся – это умение слушать и понимать друг друга, уметь договариваться в совместной деятельности, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать друг друга. Коммуникативные умения помогают развивать познавательные умения, которые оказывают влияние на достижение успеха, на эффективность самооценки, самоопределения школьника.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст]: учебное пособие / под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. 352 с.

2.                 Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2010. - 428 с.

3.                 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный источник] /  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.03.2019) 44

4.                 Чаркова, Ф.В. Обучение общению [Текст] / Ф.В. Чаркова // Начальная школа. – 2008. – №6. – С. 38-42.


 

Скачано с www.znanio.ru

Специфика развития познавательных и коммуникативных умений у младших школьников

Специфика развития познавательных и коммуникативных умений у младших школьников

Познавательные умения также представляют способность детей сознательно управлять такими познавательными психическими процессами, как внимание, мышление, память, восприятие, воображение, речь

Познавательные умения также представляют способность детей сознательно управлять такими познавательными психическими процессами, как внимание, мышление, память, восприятие, воображение, речь

Он представляет истинную обстановку и работает в ней в собственном мышлении

Он представляет истинную обстановку и работает в ней в собственном мышлении

Со временем дети осваивают способность свободно и поочередно наблюдать окружающее, объединять наблюденные в жизни факты с информацией, приобретенных из объяснений учителя или книг

Со временем дети осваивают способность свободно и поочередно наблюдать окружающее, объединять наблюденные в жизни факты с информацией, приобретенных из объяснений учителя или книг

Без нее ребенок не сможет усваивать учебный материал, и понимать его смысл

Без нее ребенок не сможет усваивать учебный материал, и понимать его смысл

А.Н. Леонтьев, С.Д. Максименко,

А.Н. Леонтьев, С.Д. Максименко,

У младшего школьника значительно расширяется круг общения: у него есть товарищи по классу, по совместной деятельности, во внешкольных делах

У младшего школьника значительно расширяется круг общения: у него есть товарищи по классу, по совместной деятельности, во внешкольных делах

При правильной организации учителем групповой деятельности, будет обеспечиваться социальная и моральная поддержка, способствующая развитию личности

При правильной организации учителем групповой деятельности, будет обеспечиваться социальная и моральная поддержка, способствующая развитию личности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2024