Реализация практико-ориентированного подхода в
процессе обучения.
Очень часто можно слышать от учителей высказывания: «Ничего не хотят…», «Ничего не учат…», «Не хотят ничего делать…» и т.п.
Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение, цель.
Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет.
Концептуальные основы активного обучения были сформулированы еще в начале ХХ века. Традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, было противопоставлено обучение «путем делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической деятельности и личного опыта. В результате сформировались две концепции:
«пирамида обучения» (learningpyramid) и «конус опыта Эдгара Дейла» (Dale’sconeofexperience).
«Конус опыта» американского педагога Эдгара Дейла (EdgarDale) наглядно иллюстрирует, каких разных образовательных результатов можно добиться, используя различные средства или «носители» (media) содержания обучения (рис. 1).(слайд 1) Эта версия «конуса» относится к более поздним публикациям.
рис. 1. «Конус опыта»
К концу 1970-х годов XX в. была сформулирована концепция «пирамиды обучения». Она также демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Становится очевидным, что классическая лекция (монолог преподавателя, который не сопровождается слайдами и другими иллюстрациями) – наименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем около 5% содержания. В то же время активное обучение (вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной деятельности) позволяет добиться значительно лучших результатов (рис. 2) (слайд 2).
Рис. 2. «Пирамида обучения»
Воспитание у наших обучающихся самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру образовательного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач.
Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поиска, решения проблемных ситуаций, а также другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.
Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не научиться.
Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция рискует остаться скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нем.
Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от СИЗОВ будет возрастать. Нам необходимо осознать, что от нас требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии.
Сегодня речь пойдет о практико-ориентированном обучении учащихся.
Практико-ориентированный подход в обучении разработан с целью не просто передать студентам максимум полезных знаний, но и развить их в целом, дабы ребятам, подросткам было в будущем проще ориентироваться в жизни и строить ее с учетом собственных особенностей. Технологии и методики преподавания совершенствуются без остановки, но точно известно одно: хороший результат дают лишь те, что помогают создать у обучающегося положительное отношение к учебному процессу и исследуемому предмету. Одна из задач современного учителя – заинтересовать аудиторию в предмете, который он преподает.
Практико-ориентированный подход в обучении был разработан на базе следующего наблюдения: чем интереснее информация, чем она ближе конкретной личности, тем проще человеку воспринимать новые сведения. Знакомые данные усваиваются с меньшим трудом и усилиями. Учитель может таким образом оформить процесс работы, чтобы деятельность обучающихся была максимально результативной, передавая им только лишь действительно востребованные данные. Ориентированный на практику подход стал едва ли не самым удачным методом работы в таком ключе. Он основан на идее формирования такого процесса обучения, при котором содержание сочетается и в аспектах логики, и эмоционального, образного наполнения процесса. (слайд 3). Студенты, получающие новые сведения по такой схеме, приобретают не только знания, но и получают реальный опыт применения полученного – они могут убедиться на своем опыте в том, что новая информация помогает решать актуальные проблемы и задачи, важные для жизни каждого. Вместе с тем образовательный процесс позволяет насытить обучающихся в аспектах творческого поиска и стремления к познанию, эмоциональному развитию. Задача преподавателя, работающего по такой системе – ненавязчиво и доходчиво объяснять аудитории, как закономерности влияют на привычную жизнь. (слайд 4).
Практико-ориентированная технология обучения позволяет сделать образовательный процесс результативнее, эффективнее, нежели многие классические подходы. Личностный статус каждого студента процесса становится выше, поскольку данные, которые он усваивает, применимы в повседневности. При взаимодействии обучающегося и преподавателя работает обратная связь, при этом описанная система помогает стимулировать интерес ученика творить, а значить, познавать ту радость, которую дает творчество. Чтобы этого добиться, необходимо сформировать такой процесс обучения, при котором образы, логика, эмоции сливаются в единое целое. Предметная информация становится незаменимым элементом ценностного знания, применимого в повседневности.
Обучение при этом превращается в творческую задачу, одновременно являющуюся познавательной, и деятельность каждого представителя аудитории считается успешной.
Правильная организация рабочего процесса помогает исключить отчуждение обучающегося от науки, объяснить ему, как жизнь связана со знаниями, как они помогают решать проблемы.
Чтобы это было результативно, каждое занятие нужно строить в соответствии с рекомендованной структурой, сформированной таким образом, чтобы активизировать способность каждого слушателя мыслить образами и логично. Задача преподавателя – поднять личностный статус каждого, кто присутствует в классе, дать мотивацию обучающимся, объяснить, как образование связано с безопасностью в разных аспектах существования. Структура – это и содержательная часть образования, и процесс. (слайд 5)
Одна из основных идей рассматриваемого подхода – ориентация на индивидуальность каждого участника. Чтобы это было эффективным, можно применять новейшие технологии, современные структуры, агрегаты и аппараты, интересующие студентов и позволяющие повысить мотивацию каждого слушателя.
Есть несколько методов организации практико-ориентированного обучения, разработанных для разных ступеней образовательных учреждений. Рабочий процесс можно оформить так, чтобы человек максимально погрузился в узкоспециализированную среду. Еще один вариант – систематичность технологического обучения, включая контекстное.
Практико-ориентированное обучение строится на следующих принципах:
• активные формы приобретения и усвоения знаний;
• мотивированное обеспечение учебного процесса;
• гарантия исследовательской свободы;
• самоанализ собственного опыта;
• расширение возможностей социализации обучения.
Для реализации данных принципов применяются следующие формы учебных занятий и методические приемы: моделирование ситуации; семинар; конференция; исследование; проект; мастер-класс; веб-квест; практикум.
Рассмотрим основные из них.
Исследовательская (проблемно-поисковая) (слайд 6). Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие».
Имитационного моделирования (игровая) (слайд 7). Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Коммуникативная (дискуссионная) (слайд 8). Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения.
Психологическая (самоопределенческая) (слайд 9). Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Деятельностная (слайд 10). Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.
Рефлексивная (слайд 11). Характерной чертой этой технологии является осознание учеником деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Информационно-коммуникационная технология (слайд 12). ИКТ повышает у школьников интерес к изучаемому предмету, обеспечивает объективность в оценке знаний учащихся, снижает трудоёмкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.
БАСКЕТ – МЕТОД (слайд 13). Суть этого обучения – активное вовлечение учеников в учебный процесс. На занятиях учитель в центре внимания: он – не мудрец, а помощник, проводник знаний. Задача учителя не только доступно, научно и грамотно изложить материал, но и научить учеников правильно составлять и задавать вопросы, логически излагать свои мысли, пользоваться научной литературой.
Модульная технология (слайд 14). Цель модульной технологии – создание благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности. Создаются такие условия, чтобы учащиеся могли много работать с материалом самостоятельно, так как сначала им дается пакет информации и методов работы.
Метод проектов (слайд 15). Всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход сочетается с групповым подходом к обучению.
Интерес, мотивация к учению выступают следствием практико- ориентированного обучения.
Как показали наблюдения, практико-ориентированное обучение в колледжах, школах, вузах позволяет увеличить уровень осознания познавательного процесса у аудитории. В рамках экспериментов были достигнуты контрольные показатели в 60%: именно у такого количества слушателей четко формировались ситуативная заинтересованность и стойкая.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.