Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
ГО «Александровск-Сахалинский район»
Доклад на тему
«Формирование метапредметных компетентностей
при реализации системно-деятельностного подхода
в преподавании географии на этапе введения ФГОС ООО»
Болотова Светлана Васильевна,
учитель географии
первая квалификационная категория
стаж работы 22 года
г. Александровск-Сахалинский
2018 год
Вступление
Содержание школьного географического образования не стоит на месте. Наступивший век информационных технологий требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке. Учащиеся должны иметь возможность сами освоить приемы работы с учебником, географической картой в атласе и настенной картой, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов, компьютерных программ.
Введение ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы получения образования - от знаниевой к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, ОН в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным.
Современному учителю географии необходимо изменить подходы в организации образовательного процесса в алгоритме: "мотив – цель – способ - результат" с ориентацией формирования метапредметных, предметных, личностных школьных достижений.
Преподавание школьной географии начинается с 5 класса. Содержание построено в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода в обучении. По принципу преемственности новый курс географии объединяет материал 5-го и 6-го классов, расширяя перечень понятий и представлений учащихся, основы географических знаний и умений в целях развития познавательных интересов, склонностей и способностей школьников, развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. В реализации системно-деятельностного подхода учителям географии следует больше внимания уделять практике применения полученных знаний и умений учащимися в реальных жизненных ситуациях, особенно на основе интеграции содержания разных дисциплин.
С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении.
В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.
В чём же сущность деятельностного подхода?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности.
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Итак, системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Ставя перед собой задачу добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, я понимаю, что существует два взаимосвязанных пути ее решения: через содержание учебного материала и через организацию учебной деятельности учащихся.
Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в преподавании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, с использованием на уроках поэзии и художественных произведений.
Второй путь - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятии; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; разбор учащимися географических парадоксов и детективов; составление задач и рецензирование отдельных параграфов учебника; организация географических эстафет и путешествий, уроков-конференции, семинаров и диспутов.
Основной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
В ФГОС нового поколения особое внимание уделено метапредметным умениям, поскольку именно они обеспечивают качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути. Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Основным объектом оценки метапредметных умений служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управлению ею.
Ю́рий Вячесла́вович Громы́ко российский психолог, педагог. В качестве метапредметов выделил:
· метапредмет “Знание” – основная задача этого , метапредмета: формирование способности работать с понятиями.
· метапредмет «Знак» - формирование у школьников способности схематизации.
· метапредмет “Проблема» - формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.
· метапредмет “Задача” направлен на решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
· метапредмет “Слово” и др.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. Ученики предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Поэтому я стараюсь разнообразить приемы, методы и средства обучения.
Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады, – это все то, что направлено на практическое общение, что предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход. И во внеурочной деятельности ребенок может максимально раскрыть свои способности и талант, то есть проявить свою одаренность.
Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии:
· изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию;
· сокращается время, необходимое для изучения материала;
· развивается мотивационно-ценностная сфера личности;
· формируется осознанная познавательная мотивация;
· реализуются развивающие цели урока.
Используются современные образовательные технологии: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Формируются ключевые компетентности учащихся:
· технологическая компетентность,
· коммуникативная компетентность,
· готовность к самообразованию,
· готовность к разрешению проблем, к использованию информационных ресурсов, к социальному взаимодействию.
Создание проблемной ситуации.
Урок «открытия» нового знания.
• Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
• Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
метапредмет «Проблема»
В 8 классе при изучении темы «Западная Сибирь» создается проблемный вопрос: Что же является причиной заболоченности Западно-Сибирской равнины? Учащиеся при помощи карт атласа анализируют данную ситуацию и составляют блок-схему. (Приложение 1)
Продуктивные задания для работы с учебником.
В данных заданиях проверяется умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
При изучении раздела «Гидросфера» в 6 классе по теме «Растительный и животный мир океана» на доску вывешиваю карточки с понятиями «планктон», «нектон», «бентос». Учащимся предлагаю поработать по рядам. При помощи учебников они должны дать определение что это такое; как они приспособились жить в той или иной среде и какие для этого у них приспособления. Далее выступают дети с сообщениями (опережающее задание), а остальные рисуют контуры организмов, вырезают их и прикрепляют к ниткам на разную высоту, в зависимости от глубины их обитания. (Приложение 3)
МЕТАПРЕДМЕТ «ЗАДАЧА» - я отношу к ним и задачи, для решения которых необходимы знания, приобретенные на предыдущих уроках, как например, в 6 классе. На уроках в разделе «Атмосфера» есть ряд задач, связанных с определением температуры в зависимости от высоты местности. В 8 классе после изучения темы «Россия на карте часовых поясов», учащимся предлагается практическая работа «Решение задач на определение времени часового пояса».
Организационно-мотивационный этап урока.
Учащимся дается несколько тезисов, а они при помощи карты должны аргументировать свои ответы в пользу тезиса. В результате актуализируются знания, полученные ранее и все это плавно переходит в постановку задач на данном уроке.
Для формирования осознанной познавательной мотивации на уроках я также использую отрывки из художественных произведений, стихи, шарады, ребусы, загадки. (Приложение 3)
Заключение
В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа где учителю отводится роль навигатора, консультанта деятельности обучающихся. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это несовокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы. А метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Все вместе это дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела.
Вот поэтому разные формы деятельности на уроке географии способствуют развитию личности обучаемого. А, для учителя — это реальный шанс стать режиссером и дирижером каждого своего урока.
Список литературы
1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Москва, «Просвещение», 2011год.
3. Беловолова Е.А. Формирование умений и компетенций учащихся в обучении географии в контексте проектирования образовательных стандартов нового поколения. Материалы Международной НПК.- Нижний Новгород: НГПУ, 2009.
4. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова.-М.,1998.
5. Кубышева М. А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. — М., 2005.
6. Министерство образования и науки Российской федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, «Просвещение», 2011год.
7. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения. — М. : ACADEMIA АПК и ППРО, 2009
8. Репринцева Ю.С. Особенности ориентации старших подростков на содержание регионального компонента географического образования как ценность// Молодой учёный.-2011.- №2.
9. Савинов Е.И. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Москва, «Просвещение», 2011год.
10. Ступникова А.Д. Справочник учителя географии. Волгоград,
издательство «Учитель», 2013год.
11. Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной
информационной образовательной среде. Москва, «Просвещение», 2012год.
Приложение 1
Метапредмет «Проблема»
Урок 8 класс «Западно-Сибирская равнина»
Приложение 2
Урок 6 класс «Органический мир Мирового океана»
Приложение 3
Африка
Экватор
Горизонт
Колумб
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.